«Пути решения создания социокультурной образовательной среды дошкольного учреждения, как компонента успешного сопровождения формирования и развития личности дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки».
материал

Чернухина Светлана Викторовна

Выступление в рамках Лаборатории "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sotsistoki.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пути решения создания социокультурной образовательной среды дошкольного учреждения, как компонента успешного сопровождения формирования и развития личности дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки».

         Одно из основных приоритетных направлений на сегодня обращено к духовно нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление                      в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением
традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением,
распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного
отношения к историческому наследию российского народа. И Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, среди основных задач выдвигают задачу «
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей».

        С 2017 года в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Социокультурные истоки». Поводом для ее внедрения и реализации послужили приказы:

-Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.07.2017 №1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

-Департамента социальной политики города Мегиона от 26.07.2017 №603-0 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по реализации программы «Социокультурные истоки».

        Программа внедрялась поэтапно. На первом этапе проводились мероприятия организационного характера, на втором этапе основная деятельность по внедрению программы, и на третьем этапе осуществлялся анализ внедрения и по итогам анализа                           и принималось решение о дальнейшей реализации программы.  

На первом этапе внедрения программы, была разработана дорожная карта                                по внедрению программы, и рабочая группа, работа которой заключалась в методическом сопровождении программы. В неё вошли заместитель заведующего, старший воспитатель, социальный педагог, музыкальный руководитель, педагог-организатор, педагоги – новаторы.  

Далее, каждый участник образовательной деятельности был ознакомлен                                    с теоретическими основами и задачами новой программы. Ознакомление с программой проходило в рамках семинаров, круглых столов, конференций для педагогов и родителей, а также на родительских собраниях, воспитатели групп познакомили родителей (законных представителей), с основными целями и задачами программы по своей возрастной группе.

Следующий этап - практический, а также этап выявления проблем. Педагогам было дано время, когда они проводили совместную деятельность с детьми, с родителями. В это же время педагоги рабочей группы, а также заместитель заведующего, старший воспитатель в рамках оперативного контроля, анализировали конспекты и посещали итоговые мероприятия, организацию совместной деятельности, проводили анкетирование педагогов. Результатом данного этапа, в рамках внедрения программы, в работе педагогов дошкольного учреждения были выявление следующие проблемы:

1)Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды.

2)Непонимание педагогами некоторых тем программы.

3)Непонимание педагогами результата для детей, при ознакомлении с темой.

4)Невнимательное чтение педагогами методических рекомендаций авторов.  

5)Недостаточная информированность родителей о системе работы по теме в течение месяца.

7)Неуверенность (боязнь) педагогов организации работы с детьми и родителями по программе «Социокультурные истоки».

Итак, проблемы были выявлены, и надо было их решать. Во-первых, была проведена корректировка дорожной карты, а далее коллектив педагогов, под руководством творческой группы стал работать над их решением.

Любая программа требует изменение мотивационно предметно - пространственной развивающей образовательной среды. В первую очередь рабочей группой были разработаны методические рекомендации, в которых учитывалась система условий развития ребёнка через  включение пространственно-временных (гибкость                                                 и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальных (формы сотрудничества и общения, ролевые                                              и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условий          детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технических и другие условия образовательной деятельности. Также были определены основные принципы построения мотивационно предметно - пространственной развивающей образовательной среды:

-информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов                                       и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

-вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, приоритетными видами деятельности образовательной организации;

-культуросообразности, предусматривающей соответствие среды национально-культурным и художественным традициям, климатогеографическим особенностям региона;

-полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

-педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость                             и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность                                     и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

-учета полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

-интеграции, где познавательная функция предметов и объектов соединяется                                         с нравственной сущностью вещей.

        Для реализации программы учитывали не только базисный компонент условий                                 в который входят групповые помещения, но и другие функциональные пространства.  Нами были созданы функциональные центры: «Центр традиционной народной культуры «Горница», «Галерее искусств», «Музей народного края «Наши истоки», «Уголок родной природы», «Музей «Истрия родной куклы», «Центр народной игры «Золотые ворота», «Выставочный центр детского рисунка».

        В групповых помещениях воспитателями групп созданы следующие центры развития:» Мини музей родного края», «СЕМЬ – Я», «Родная книга», «Театр сказок «Я живу в России», «Выставочный центр «Золотые руки», «Традиционной игры и игрушек».                                          В центрах размещены произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта (игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр, детская литература, образцы, этнических, культурных, конфессиональных особенностей, изобразительные материалы).

        Принципами отбора произведений искусства выступали:

-ценностный принцип (раскрытие ценностей родной культуры специфическим для каждого искусства способом, в понимании значимости мира природы, людей, предметов, передаваемого в произведениях, для ребенка; определяющий отбор произведений искусства, содержащих в себе эстетическую ценность, и ориентирующем развитие эстетических эмоций как самоценности личности ребенка);

-принцип эмоциональной насыщенности (определяющий яркую образность                                          и выразительность знаков и символов искусства в предлагаемых живописных, музыкальных, литературных произведениях, отображающих палитру чувств, вызывающих различные эмоциональные переживания);

-принцип рациональности (обуславливающий подбор произведений искусства, отображающих колорит родной природы, музыкально-поэтического фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона, представляющих для ребенка особую эмоционально-жизненную ценность);

-принцип активности (обуславливающий проявление ярких эстетических эмоций                           в процессе восприятия произведений искусства, и ставящий ребенка в активную позицию познания);

-принцип многомерности (определяющий содержательность взаимодействия видов искусств на основе ценностного единства, заключенных в литературных, живописных                        и музыкальных произведениях, и позволяющий осуществлять разнообразные виды творческой деятельности, предполагающие различные способы выражения собственного эмоционального состояния).

Создавая пространственную среду старались сделать так, чтобы она стала для ребёнка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет ему устоять нравственно   и обусловит его ценностные ориентиры в жизни.

Для решения проблем организации образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» было обучено 7 педагогов, а также разработаны и проведены постоянно действующие семинары-практикумы, в рамках которых педагоги учились проводить итоговые занятия по трудным для них темам: «Образ света», «Сказочный лес», «Светлый праздник», «Радость послушания», «Мудрое слово», «Светлая надежда», «Жизненный путь», учились не только читать художественные произведения,                            но и правильно (именно по рекомендациям авторов) беседовать по ним.
        Необходимо отметить, что на этапе внедрения программы, при организации совместной деятельности с детьми и родителями, следует проводить специально организованную образовательную деятельность строго соблюдая методические рекомендации авторов, потому что наше творчество  иногда уводит от истоковской  категории.

Решение проблемы непонимания педагогами результата работы над темой также решались входе семинаров – практикумов, в ходе которых, разбирая итоговые СООД, воспитатели понимали, что в конце каждого месяца ребёнок должен не только знать название категории, но и в первую очередь понимать её, пользоваться ею, и она должна стать частью его мыслей и дел, т.е. если мы говорим о добром слове, то ребёнок должен говорить добрые слова и совершать добрые поступки.

С целью ознакомления с содержанием программы, вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс, в холле первого этажа дошкольного учреждения оформлен стенд о ходе внедрения программы «Социокультурные истоки»,                         в приёмные группы педагоги разработали, изготовили и оформили стенды для родителей.                     На стенд ежемесячно помещается информация о теме программы план совместной деятельности на месяц, список художественной литературы, консультация по теме. Кроме этого, педагоги отсканировали все книги по программе и предложили родителям сканированный вариант, чтобы они могли почитать книги с детьми дома или выполнить задание.

С целью вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс по программе И. А. Кузьмина, А. В. Камкина «Социокультурные истоки»,                                      в дошкольном учреждении, проводятся занятия по программе «Моя семья».  экскурсии в храм Покрова Божие Матери, а также ежегодно проводятся православные праздники: Рождество, Пасха, конкурсы православных стихотворений, выставки. Созданные мини - музеи, способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс, а также созданию условий по ознакомлению детей с культурой русского народа.

И последняя проблема, проблема боязни родителей. Для решения данной проблемы в рамках многих тем можно интегрировать информацию. Вот несколько примеров: при ознакомлении детей с категорией «Имя». Обряд имя наречение можно показать                                 по православному, и по мусульманским традициям далее, через тему «Семейные традиции» можно показать православные семейные традиции и мусульманские семейные традиции.                        

Педагоги, внедряющие и реализующие программу, постоянно транслируют опыт работы на городских и региональных конференциях, конкурсах: в 2018 году Благодарственное письмо в муниципальном XIII Всероссийского конкурса в области педагоги, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителю» в номинации «Издательский проект», в 2019 году 3 место в номинации «Лучшая методическая разработка» по предметам «Основы религиозной культуры и народов России», «Социокультурные истоки», 1 место во Всероссийском  педагогическом конкурсе «Академия проектов».        

        Осуществляемая в дошкольном учреждении деятельность, направленная                                          на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, представляет собой целостный воспитательно-образовательный и творческий процесс, который способствует формированию и развитию гармонично-развитой личности ребёнка.

Педагоги дошкольного учреждения убеждены, что, именно от приобщения                                 к народному   и эмоциональному богатству, исторической и нравственной памяти народа, душевности, опыту отношения к общепринятым ценностям, труду и его результатам зависит нравственное и духовное воспитание будущего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В современном обществе  развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...

Мастер - класс "Создание и применение ростовых цветов в образовательной среде дошкольного учреждения" для педагогических работников.

19.10.2021г в рамках реализации инновационного проекта "Программа развития как инструмент проектирования образовательной среды в условиях становления дошкольной образовательной организации" ...

РЕФЕРАТ на тему: «Безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения»

Содержание ВведениеГлава 1. Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современны...

Мастер - класс «Создание и применение ростовых ёлок в образовательной среде дошкольного учреждения»

15.12.2021г в рамках реализации инновационного проекта "Программа развития как инструмент проектирования образовательной среды в условиях становления дошкольной образовательной организации" ...

CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

Безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения.

Требования к условиям организации занятия дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26945824","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 319px; width: 48...

Формирование всесторонне развитой личности дошкольников в музейном образовательном пространстве

Музейная педагогика- современная технология и музей может рассматриваться как образовательное пространство воспитания, обучения, социализации детей дошкольного возраста....