Региональный компонент для группы раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Джафарова Алла Игоревна
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого- дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам, актуальное направление, которое используется в системе работы педагога дошкольного образования. Использование регионального компонента, как одного из средств социализации дошкольников предполагает различные формы организации с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Региональный компонент для детей раннего возраста

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

В. А. Сухомлинский.

Вид регионального компонента: долгосрочный (1сентября – 1 июня), познавательный

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители детей.

Цель:

 создание технологии разработки регионального компонента образовательного стандарта на примере учреждения для детей дошкольного возраста.

Задачи:

-формирование первоначальных представлений об особенностях родного края;                                                                                                                             -знакомство детей с особенностями и традициями Ставропольского края;        -                                                                                                                           -знакомство с именами;                                                                                                                          -формирование знания о живой и неживой природы Ставропольского края;    -формирование основ нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

 Формирование у ребенка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни;.

Актуальность:

         Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения.  

        Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого- дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам, актуальное направление, которое используется в системе работы педагога дошкольного образования. Использование регионального компонента, как одного из средств социализации дошкольников предполагает различные формы организации с детьми.

      Сформулированная проблема актуальна для всех ступеней системы отечественного образования, однако наиболее остро данная проблема стоит перед системой дошкольного образования ввиду отсутствия утверждённой программы и особого статуса системы дошкольного образования как исходной ступени всей образовательной системы.

Перспективный план по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе

Месяц

             Форма работы

                   Цели

Сентябрь

1.Беседа на тему: «Что такое детский сад?»    

1.Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить.

2.Беседа на тему: «Улица города».

2Дать понятие о том, что каждая улица города имеет своё название, дать понятие «адрес».

3.Прослушивание песен о родном крае.

3Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился.

4.Конструирование «Улица города».

4Побуждать интерес к конструированию, знакомить с названием своей улицы.

Октябрь

1.Рассматривание иллюстраций на тему: «Осень золотая».                  

1.Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте.                                

2.Беседа на тему: «Мой любимый город».

2Учить называть город, в котором живут дети.

3.Заучивание потешек «Водичка-водичка», «Расти, коса, до пояса».

3 Знакомить с народным фольклором.

4.Игра «Кто, где работает?».

4Рассказать о профессиях людей в родном городе, месте их работы.

Ноябрь

1.Осень на участке детского сада(прогулка).

1Сформировать у детей представление об осени как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы

2.Рисование на тему: «Моя улица». 

2Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, улице.

3.Рассматривание народной игрушки «Матрёшка».

3Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

4.Беседа с детьми на тему: «Мой адрес».

4Учить детей запоминать свой домашний адрес.

Декабрь

1.Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-Ворона».

1Приучать детей к слушанию народных потешек.

2.Знакомство с народными музыкальными инструментами.

2Познакомить детей с русскими народными инструментами, вызывать желание играть на инструментах.

3.Чтение русской народной сказки «Колобок».

3Знакомить детей с русскими народными сказками, формировать интерес к книгам.

4.Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в городе.

4Знакомить детей с достопримечательностями города.

Январь

1.Беседа на тему: «Кто живёт в   лесу?».

1Дать детям представление о животных, населяющих леса родного края.

2. Зимующие птицы нашей области.

2Познакомить детей с зимующими птицами средней полосы.

3.Зима на участке детского сада (прогулка).

3Познакомить детей с первыми признаками зимы в России.

4. Кукольный спектакль «Колобок».

4Продолжать знакомить детей с русским   фольклором, воспитывать любовь к Родине.

Февраль

1.Зима в родном городе.

1Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой.

2.Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу».

2Закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.

3.Знакомствао с русской народной игрой «Жмурки».

3Знакомить детей с народными играми, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

4.Мы рисуем сказку

4Развивать интерес к русским народным сказкам и рисованию.

Март

1.Чтение стихотворений Калининских поэтов.

1Учить детей слушать авторские произведения, понимать их.

2. «Масленница»

2Воспитывать у детей интерес к русскому народному фольклору, запоминание потешек, пословиц, поговорок.

3.Прослушивание Гимна России.

3Знакомить детей с символикой своей страны.

4.Разучивание русской народной игры «Ручеёк».

4.Продолжать знакомить с русскими народными играми, воспитывать желание играть в игры

Апрель

1.Прослушивание русских народных песен.                            

1 Продолжать знакомить  с русским народным творчеством.

2.Транспорт родного города.

2Учить различать виды транспорта, формировать представление о том, что такое малая родина.

3.Рассматривание изделий с вышивкой «Традици моей пробабушки»

3Знакомить детей с видами рукоделий, воспитывать любовь к своему народу.

4. Чтение народных пословиц и поговорок

4Воспитывать желание детей познать культуру своей страны через пословицы, поговорки

Май

1.Дымковские игрушки

1 Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства

2.Весна на участке детского сада (прогулка).

2Рассказать об изменениях в природе весной, признаках весны.

3.Разучивание игры «Салочки»

3Продолжать знакомить детей с народными играми.

4.Времена года.

4Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России.

Изучение литературы

В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др.

Основателем национальной системы образования считается К. Д. Ушинский.

Он установил, что у всех великих народов мира есть своя национальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический характер.

C:\Users\user\Pictures\Saved Pictures\InShot_20221129_214636743.jpgC:\Users\user\Pictures\Saved Pictures\InShot_20221212_135623597.jpgC:\Users\user\Desktop\фото\InShot_20230609_225057190.jpg

C:\Users\user\Desktop\фото\InShot_20230613_174543255.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование с учётом ФГТ и регионального компонента (подготовительная группа)

Представленное комплексно - тематическое планрование составленное на основе практической работы, предполагающая интеграцию образовательной деятельности по всем тематическим раздлам в соответстви...

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во второй группе раннего возраста с элементами регионального компонента.

Здесь выможете найти конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во второй группе раннего возраста с элементами регионального компонента....

Презентация «Создание условий для реализации регионального компонента в группе раннего возраста».

Привитие детям интереса к истории края уважительного отношения к Родине. Сформировать представления о своей семье, своем детском саде....

Картотека дидактических игр по национально-региональному компоненту для старшего дошкольного возраста

Данные игры разработаны в рамках национально-регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний....

Проект в группах раннего возраста на тему: «Развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством театрализации с использованием инновационных технологий, в рамках регионального компонента».

Актуальность   Ранний возраст является идеальным для начала развития музыкальных и творческих способностей. Дети в возрасте от 2-х лет начинают думать и реагировать посредством символов, в т...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в группе раннего возраста

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в группе раннего возраста...