«Чудеса Калининградской области»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бородина Ольга Валерьевна

Образовательная деятельность помогает расширить представления воспитанников о природе родного края- Калининградской области,  формировать представления о полудрагоценном природном камне - янтаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_kaliniradskoy_oblasti.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Семицветик»

Конспект

познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

 «Чудеса Калининградской области»

               

                                                                       Разработала и провела:

                                                                       воспитатель высшей квалификационной

                                                                       категории Бородина Ольга Валерьевна

                                                             

                                                   

г. Гурьевск

2022

Цель: Знакомство детей со свойствами и признаками янтаря. 

Задачи:

- Развивать у детей способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения, делать выводы;

- Воспитывать самостоятельность, активность, любознательность, умение взаимодействовать друг с другом;

- Расширить представления воспитанников о природе родного края;

- формировать представления о полудрагоценном природном камне - янтаре;

- Познакомить детей с нетрадиционной формой рисования;

- Развивать внимание, память.

Ход ОД:

Воспитатель: Приглашаю вас на выставку картин. (Подходят к картинам) Посмотрите внимательно на картины и скажите – как могла бы называться эта выставка? (какой теме посвящена выставка?) интересная идея, а почему вы так решили? (ответы)

Ребята, какие цвета использовали художники для написания картин/изображения осени? (жёлтый, красный, оранжевый, багряный, зелёный, коричневый, бурый, рыжий…). Как точно подходит к описанию картин строки из стихотворения Ивана Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

А вам не кажется, что одна из картин не похожа на другие, выбивается из общего ряда? (ответы) Эту картину я привезла из города Калининград, который находится на западе нашей Родины, на побережье Балтийского моря. У нас в Калининграде осень называют янтарной, потому что краски осени схожи с цветом янтаря.

 А вы знаете, что такое янтарь? (ответы)

А хотите узнать? (ДА!)

Я предлагаю вам отправиться со мной на Балтийское побережье.  Оказаться там нам поможет волшебный шар. Кто со мной? (Я!!!)

(подводит к шару)

Ребята, встаньте вокруг шара, крепко возьмитесь за руки, убедитесь, что все друзья с нами и закройте глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 5. (звук, свет)

Звучат волшебные звуки. На мультиборде появляется видео морского побережья, шум волн, затем видео людей, собирающих янтарь.

Воспитатель: Послушайте, как красиво шумит море. Но что же там собирают люди?

(ответы детей: камни)

Воспитатель: они собирают янтарь - полудрагоценный камень. Может и мы сможем его найти, подходите сюда! Найдите по одному камню и сложите в коробочки.

На столе стоит песочница с песком и спрятанными в нем камнями янтаря. Дети ищут в песочнице камни, складывают в свои ёмкости, рассматривают их.

Воспитатель: я предлагаю вам проверить, янтарь ли мы нашли. Но как это сделать?

Дети: посмотреть на него, спросить у кого то?

Воспитатель: А где мы можем узнать информацию, как проверить настоящий ли янтарь?

Дети: в интернете, в книге, энциклопедии.

Воспитатель: У меня есть справочный материал, который поможет определить, является ли найденный камень янтарём. Давайте посмотрим, что мы сможем из него узнать.

Детям предлагается справочник, в котором фотографии вариантов цвета янтаря, янтарь с вкраплениями, картинка со схемой опыта (соляной раствор), янтарь имеет запах.

Воспитатель: рассмотрите фотографию янтаря. Какого он может быть цвета? (ответы) а теперь посмотрите на ваши камни - соответствует ли цвет ваших камней цвету янтаря на фотографии?

(Ответы детей: янтарь бывает разного цвета)

Воспитатель: посмотрите внимательно на вторую страницу справочного материала. О чем она нам говорит? (ответы - о том, что запах) Проверьте – возьмите в руки ваш камень, потрите его в ладонях, раскройте ладони лодочкой и поднесите к носу. Ваня, твой камень имеет запах? А твой, Маша? Витя, чем пахнет твой камень?

Ответы детей: сосной, елкой, хвоей.

Воспитатель: Ребята, действительно, янтарь пахнет сосной.

Воспитатель: Рассмотрите это изображение. Петя, в чём заключается следующее свойство янтаря? (в солёной воде не тонет)

Воспитатель: Поместите ваш камень в емкость с соленой водой. Что произошло с твоим камнем, Матвей? А с твоим Богдан? 

Ответы детей: камень не тонет.

Воспитатель: Вася, твой камень является янтарём? Почему ты это решил? (не тонет, имеет запах хвои, разного цвета)

Воспитатель: (Видеопрезентация) Янтарь — это природный минерал растительного происхождения. Хвойные деревья, которые росли на земле более 50 миллионов лет назад, по какой-то причине стали выделять из стволов гораздо больше смолы, возможно из-за сильного потепления. Это смола попала в почву, где к нашему времени окаменела, превратившись в янтарь. Вот почему янтарь пахнет сосной. А многие капли смолы попадали в море. Поэтому очень часто янтарь находят на берегу Балтийского моря, когда волны выносят его на песок.

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Обычно путешественники привозят домой сувениры или открытки на память. И я предлагаю вам сделать самим открытку, которая будет напоминать вам о вашем открытии.

У детей на столах лежат заготовки открыток с двусторонним скотчем, мелкий песок, мелкие камни янтаря. Дети садятся за стол, воспитатель напоминает, что нужно держать спину ровно.

Дети выполняют работу, воспитатель проверяет все ли дети закончили. При необходимости помогает. Призывает к взаимопомощи при отрывании липкого слоя. Следит за соблюдением чистоты

Посмотрите на открытки – так выглядит осень на берегу Балтийского моря. Медовые переливы и оранжевые искорки, вспыхивающие в глубине, и удивительное ощущение тепла дарит нам янтарная осень.

Воспитатель: А теперь нам уже пора возвращаться в детский сад. Шар поможет вернуться. Снова встаньте в круг, возьмитесь за руки и посчитайте в обратном порядке от пяти до одного.

Рефлексия.

Воспитатель: Было ли вам интересно в путешествии? Маша, что тебя удивило сегодня в нашем приключении? Ваня, кому ты расскажешь о своём путешествии? Петя, кому ты подаришь открытку? Что ты расскажешь о янтаре друзьям? Ребята, вы сегодня были очень внимательными исследователями, мне очень понравилось узнавать новое вместе с вами. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какие птицы живут на территории Калининградской области" прил.к игре "Счастливый случай"

Знакомство с птицами через приезентацию: большой Дятел, Воробей домашний, Вяхирь, Свиристель, Голубь сизый, Синица большая....

Праздник "День защиты детей" В нашем садике № 9 . город Светлый Калининградская область.

Был  проведен  веселый праздник  для  наших любимых  воспитанников....

Красная Книга Калининградской области

Красная Книга Калининградской области...

Растительный мир Калининградской области

Познаем растительный мир нашего края...

Наш край - Калининградская область

презентация по теме "Наш  край - Калининградская область"Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю, традициям и обычаям ​с...

Презентация "Храмы Калининградской области"

Знакомство с архитектурой родного края...