Сценарий "День башкирской культуры"
план-конспект занятия (старшая группа)

Жаппарова Альбина Заквановна

Знакомство с традициями Башкортостана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_bashkirskoy_kultury.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»»









Сценарий

«День башкирской культуры»




                                                                                 Подготовила :
                                                                                 А.З. Жаппарова
                                                                                 воспитатель высшей категории


Цель:

- Познакомить детей с Башкортостаном, его жителями

- Воспитывать толерантное отношение детей к башкирам

Задачи:

- формировать представления детей о традициях и обычаях башкир в сравнении с русским и татарским народами

- обогатить духовный мир детей посредством национальных традиций и культуры башкир

- познакомить с народным творчеством, обычаями, национальными блюдами

Материалы и оборудование для занятия:

  • иллюстрации с изображением народных костюмов башкир
  • книги с иллюстрациями природы Башкортостана
  • аудиозаписи с башкирскими песнями
  • книги с башкирскими сказками, пословицами и поговорками
  • трафареты башкирского ковра

Ход занятия:

Воспитатель :Ребята, в гостях у татар мы побывали, отправимся теперь и к башкирам. Башкиры живут в Башкортостане. Это республика, которая находится также на территории России. Её столица – город Уфа. В Башкортостане живут не только башкиры, но и татары, и русские. Раньше башкиры жили в степях и кочевали с одного места на другое. Башкиры известны как земледельцы, опытные животноводы и искусные пчеловоды. Дома башкир раньше называли юрта. Полы выстилали коврами, на ковёр стелили скатерть, вокруг которой садились гости. Башкирский народ очень гостеприимный.

- Что значит, ребята, быть гостеприимным?

Детиотвечают.

Сюжетно – ролевая  игра «В гостях у башкир»

Воспитатель: У башкир любимый праздник Сабантуй. Знаем мы про такой праздник?                    

Дети: да, знаем

Воспитатель: У какого народа есть такой же праздник? Расскажите о нём

Дети: У татар. Проходят соревнования.

Воспитатель:На этот праздник каждый человек приносит вышитое полотенце или платочек.

Физминутка «Белый клён, синий клён»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у башкир есть свои народные костюмы?

Детиотвечают.

Предлагаю посмотреть иллюстрации башкирских народных костюмов

(рассматривание иллюстраций)

Дидактическая игра «Узнай по описанию» (отдельные элементы башкирских и татарских костюмов)

Воспитатель: Хотите услышать как звучит башкирский язык?

Детиотвечают.

(аудиозапись с башкирскими песнями)

Воспитатель - Башкиры, как и русские, и татары любили сочинять сказки.

Чтение башкирской народной сказки «Дочь, любившая отца, как соль»

Под.игра «Бесэйменэн сыскан» (кот и мыши)

Правила игры:

Кот сидит в кругу закрыв глаза. Дети-мыши бегают по кругу очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети-мыши должны присесть и не двигаться.

Кот произносит слова:

- Котик вышел погулять,

  Серых мышек поймать.

  Сейчас догоню,

  Схвачу и проглочу.

После окончания слов кот ловит мышей, которые встали или пошевелились. Тех, кого поймал, забирает себе. Кот меняется после того, как переловит несколько мышей.

Воспитатель – Ребята, послушайте башкирские пословицы и поговорки:

- без труда не появится еда

- за работой и время быстрей бежит

- у кого работа, у того сила

- земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает

-Как вы понимаете их?

Дети – рассуждают, объясняют

Воспитатель – У башкир, как и у татар существует народный орнамент. Чаще - геометрические фигуры.

-Какие геометрические фигуры вы знаете?

Дети – называют геометрические фигуры

Воспитатель – Правильно, а цвета, которые любят использовать башкиры при декорировании ковров, полотенец, платков – красный, желтый, черный, реже – синий, белый, зеленый.

-Украсим ковер башкирским орнаментом

(рисование гуашью по заранее подготовленным трафаретам)       (прил.)

Под.игра «Муйушалыш» (уголки)

Правила игры: По четырем углам площадки стоят 4 стула, на них сидят дети. В центре стоит водящий. Он подходит к каждому ребенку и по очереди задает вопрос: «Хозяйка (хозяин), можно истопить у тебя баню?

1 игрок отвечает – Моя баня занята

2 игрок отвечает – Моя собака ощенилась

3 игрок отвечает – Печка обвалилась

4 игрок отвечает – Воды нет

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши и кричит «Хоп, хоп, хоп!». За это время хозяева меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул. Можно и больше стульев и детей. Меняться можно только по хлопку водящего.

Чтение башкирской народной сказки «Самый вкусный гостинец»

Итог занятия:

Воспитатель:

С каким народом мы познакомились?

Как называется столица Башкортостана?

Что общего у башкир и татар, что общего с русским?

Детиотвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к башкирской культуре через участие в конкурсах

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитыва...

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Презентация "Башкирская культура и традиции"

Презентация "Башкирская культура и традиции"...

Консультация для педагогов ДОУ "Познаю башкирскую культуру и развиваю речь"

Формирование гражданина нового Башкортостана является важнейшей частью государственной образовательной политики РБ....

Интегрированное занятие «Знакомство с башкирской культурой и ее традициями»

Интегрированное занятие «Знакомство с башкирской культурой и ее традициями»...

«Знакомство с башкирской культурой и ее традициями»

Программное содержание:   1. Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда).2. Развивать интерес к традициям братских народов,...

Мастер – класс «Башкирская культура и ее традиции. Изготовление оберега "Бетеу"

                                                Мастер – класс &laq...