Проект "Дети одной реки"
проект

Донова Дина Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sibir.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Смотр – конкурс «Енисейская Сибирь».

Номинация «Территория ДОО"

ПРОЕКТ «ДЕТИ ОДНОЙ РЕКИ».

Наименование ДОО: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 316».

Контактная информация: 660127, г.Красноярск, ул. Мате Залки 6 «Ж», тел 220–48-61, электронный адрес: dou316@mailkrsk.ru

Сроки выполнения проекта: январь – июль 2022 г.

Красноярск, 2022 г.

Содержание проекта.

Вид проекта: творческий, тип: практико- ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Продолжительность: январь – июль 2022 г.

Актуальность: современное, развивающее пространство дошкольного учреждения предусматривает условия для организации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников в том числе с особыми возможностями здоровья по всем направлениям развития детей. Однако анализ развивающей предметно – пространственной среды с позиции краеведения показал определенные дефициты. Несмотря на эстетически привлекательный вид и функциональность организации пространства, создающие уникальную возможность оздоровления детей, обогащения  новыми знаниями, развития высших психических функций и осуществления задач всестороннего развития детей, оформление территории ДОУ не отображает особенности региона, уникальность и разнообразие его животного мира, национального колорита, природы и рельефа.

Так как дошкольники значительное время проводят на территории детского сада, творческой группой было принято решение восполнить дефициты с целью использования ресурса в воспитательных, образовательных и развивающих целях с одной стороны, и создания оригинального индивидуального образа учреждения с позиции регионального содержания, с другой.

Цель: усилить роль регионального содержания при создании условий на территории учреждения для воспитания патриотических чувств, базовых социокультурных ценностей, представлений у дошкольников о Красноярском крае силами педагогов, родителей и детей.

Задачи:

  1. Определение дефицитов инфраструктуры ДОУ с точки зрения регионального содержания.
  2. Оформление не менее 25% территории учреждения зонами, формирующими представления о Красноярском крае, его социокультурных ценностях, природных особенностях:
  3. Интеграция регионального содержания в оформление холлов учреждения.
  4. Раскрытие творческого потенциала педагогов.
  5. Вовлечение родительской и детской общественности к проявлению креативности и творческой активности.
  6. Развитие деятельностной и информационной компетентностей, воспитание чувства гордости за свою малую родину дошкольников через расширение представлений дошкольников о родном крае, практическое овладение ремесленными навыками.

Предполагаемый результат:

  1. Определены дефициты инфраструктуры ДОУ, обозначены основные «мишени» для создания оригинального индивидуального образа учреждения с позиции регионального содержания (дизайн – проект).
  2. 25% территории ДОУ оформлено с учетом разнообразия и особенностей нашего региона.  Организация локации, отображающей видовое разнообразие народов Красноярского края.
  3. Холлы и лестничные марши оформлены с учетом регионального содержания в различных техниках.
  4. Не менее 30% педагогов приняли участие в разработке и создании условий.
  5. 10% родительской общественности и 70% детей старшего дошкольного возраста вовлечены в деятельность по реализации проекта.
  6. Не менее 60% детей осведомлены и могут рассказать о наименовании города и края; народностях и традиционных видах деятельности; основных ремеслах и промыслах; географических объектах, животных и растениях. 60% старших дошкольников владеют основными техническими навыками плетения и росписи.

Механизм реализации проекта:

Реализация поставленных задач происходит в несколько этапов.

Организационный этап – стратегический анализ дефицитов инфраструктуры ДОУ с точки зрения регионального содержания с последующей разработкой плана – графика реализации проекта. Разработка дизайн проекта. Изучение разработок, передового опыта коллег и дизайнеров. Создание команды креативно думающих специалистов. Анализ материального обеспечения учреждения.

Основной этап – реализация плана – графика: закупка грунта, семян, создание экспонатов, размещение их в соответствии с обозначенными локациями, материалов. Разработка и создание дидактических пособий, методического сопровождения.

Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта, презентация результатов в рамках проекта.

На каждом этапе будут привлечены внутренние ресурсы, задействованы в реализации мероприятий руководитель проекта, заместители заведующего, старший воспитатель, педагоги учреждения

План-график реализации проекта

 Мероприятия/виды работ

Сроки

Ответственный/

исполнитель

Организационный этап

Ознакомление педагогов с положением смотра -  конкурса «Енисейская Сибирь»

Январь

Шамшурина С.Н.

Формирование творческой группы из числа активных педагогов учреждения

Январь

Логинова Е.В.

Создание и оформление проекта преобразования территории учреждения

Январь  

Донова Д.Н.

Оформление дизайн проекта (Приложение 1)

Январь

Донова Д.Н.

Числова А.А.

Составление сметы

Январь

Котомцева Ю.А.

Основной этап

Презентация проекта на родительских собраниях

Февраль

Бурдунюк Г.А.

Закупка материалов на изготовление фигур в национальных костюмах

Февраль

Числова А.А.

Логинова Е.В.

Закупка грунта и семян

Февраль

Васильева Т.Н.

Закупка материалов для оформления холлов

Февраль

Кубрак М.С.

Тарарухинс Г.А.

Кузьмина Н.Г.

Написание плана работы творческой мастерской по направлению роспись по дереву (спилы), апробация в работе со старшими дошкольниками

Февраль

Огородникова И.Е.

Порываева  Е.В.

Организация поездки в Красноярский краеведческий музей со старшими дошкольниками с последующим оформлением выставки творческих работ

Февраль

Котомцева Ю.А.

Создание репродукций для холла

Февраль - июнь

Родители

Оформление экспонатов «Национальные костюмы»

Март

Числова А.А.

Посадка рассады, уход за рассадой

Март - май

Васильева Т.Н.

Шамшурина С.Н.

Котомцева Ю.А.

Изготовление макета оленя

Март

Кубрак М.С.

Старшие дошкольники

Изготовление растительности для панорамы «Лиса»

Март

Тарарухина Г.А.

Родители

Разработка содержания интеллектуальной игры

Март

Числова А.А.

Разработка содержания интерактивных игр, апробация в работе с детьми

Март

Донова Д.Н.

Изготовление вазы с жарками

Март - май

Кузьмина Н.Г.

Написание плана работы творческой мастерской по направлению плетение, апробация в работе со старшими дошкольниками

Март

Огородникова И.Е.

Порываева  Е.В.

Просмотр мультфильма «Народы России». Изготовление макетов кукол по итогам просмотра. Организация и показ спектакля дошкольникам средних групп

Март

Бурдунюк Г.А.

Старшие дошкольники

Закупка материалов для изготовления барабана

Апрель

Числова А.А.

Изготовление макета медведя

Апрель

Кубрак М.С.

Старшие дошкольники

Изготовление растительности для панорамы «Медведь»

Апрель

Тарарухина Г.А.

Родители

Изготовление барабана для интеллектуальной игры

Апрель

Числова А.А.

Изготовление интерактивных игр, апробация в работе с детьми

Апрель

Донова Д.Н.

Закупка расходных материалов для изготовления эмблемы

Апрель

Кузьмина Н.Г.

Изготовление эмблемы

Апрель

Числова А.А.

Написание плана работы творческой мастерской по направлению роспись по камню, апробация в работе со старшими дошкольниками

Апрель

Огородникова И.Е.

Порываева  Е.В.

Организация фотовыставки «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!»

Апрель

Кузьмина Н.Г.

Родители

Старшие дошкольники

Закупка материалов для изготовления пастуха

Май

Числова А.А.

Изготовление макета лисы

Май

Кубрак М.С.

Старшие дошкольники

Изготовление растительности для панорамы «Олень»

Май

Тарарухина Г.А.

Изготовление мальчика – пастуха, баранов

Май

Числова А.А.

Родители

Изготовление интерактивных игр, апробация в работе со старшими дошкольниками

Май

Донова Д.Н.

Написание плана работы творческой мастерской по направлению гончарное мастерство и роспись посуды, апробация в работе со старшими дошкольниками

Май

Огородникова И.Е.

Порываева  Е.В.

Закупка расходных материалов для организации деятельности мастерской

Май

Кузьмина Н.Г.

Бурдунюк Г.А.

Изготовление медведя для клумбы

Июнь

Котомцева Ю.

Доставка многолетников и высадка на клумбы цветов

Июнь

Родители

Изготовление макета совы и зайца

Июнь

Кубрак М.С.

Старшие дошкольники

Изготовление растительности для панорамы «Сова и заяц»

Июнь

Тарарухина Г.А.

Изготовление настольно – печатного варианта игр, апробация в работе со старшими дошкольниками

Июнь

Донова Д.Н.

Проведение интеллектуальной игры

Июнь

Числова А.А.

Размещение объектов «Национальные костюмы», медведя.

Июнь

Бурдунюк Г.А.

Оформление клумб, высадка растений, уход за цветами

Май - июль

Васильева Т.Н.

Шамшурина С.Н.

Бурдунюк Г.А.

Изготовление баранов, размещение

Июнь

Числова А.А.

Родители

Оформление пролета

Июнь

Кузьмина Н.Г.

Оформление коридора

Июнь

Тарарухина Г.А.

Оформление территории для организации творческой деятельности

Июнь

Огородникова И.Е.

Порываева  Е.В.

Организация деятельности творческой мастерской

Июнь

Огородникова И.Е.

Порываева  Е.В.

Оформление территории для интеллектуальных игр

Июнь

Бурдунюк Г.А.

Оформление водопада

Июнь

Числова А.А.

Бурдунюк Г.А.

Оформление пролета

Июнь - июль

Кубрак М.С.

Тарарухина Г.А.

Организация предшествующей работы для сюжетной игры «Экскурсовод»

Проведение экскурсий для детей дошкольниками старшего возраста

Июнь

Огородникова И.Е.

Порываева  Е.В.

Старшие дошкольники

Проведение интеллектуальных игр

Июнь - июль

Числова А.А.

Бурдунюк Г.А.

Логинова Е.В.

Проведение промежуточного мониторинга выполнения плана

Ежемесячно

Белоглазова Е.С.

Котомцева А.А.

Логинова Е.В.

Заключительный этап

Обобщение, подведение итогов, анализ

Июль

Белоглазова Е.С.

Логинова Е.В.

Подготовка продукта к презентации

Июль

Логинова Е.В.

Презентация итога деятельности с последующей внешней оценкой

Июль

Логинова Е.В.

Числова А.А.

Порываева Е.В.

Презентация итогов проекта родительской общественности, ознакомление с перспективами развития, объявление о сборе экспонатов для мини - музея

Сентябрь

Бурдунюк Г.А.

Принципы:

 -безопасности;

 -доступности;

 -творчества;

-индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;

-самостоятельности;

-вариативности;

-диалогического общения;

-развития;

-природ сообразности.

Стратегия реализации проекта – выполнение задач собственными силами с привлечением родительской общественности после стратегического анализа и составления плана.

Для успешности процессно-функциональной парадигмы управления проектом в большей или меньшей степени использовались следующие методы на различных стадиях его реализации:

  • администрирования;
  • планирования;
  • бюджетного управления;
  • диагностики;
  • управления от задач;
  • оценки персонала;
  • мотивации;
  • лидерства;
  • эффективных коммуникаций;
  • контроля и мониторинга;
  • управления риском;
  • управления конфликтами.

Ресурсы:

- Кадровые ресурсы.

Коллектив учреждения обладает достаточной степенью профессиональной подготовленностью к разработке и реализации проекта, творческим и креативным мышлением. Во главе с руководителем проекта Белоглазовой Е.С. (заведующий), была создана творческая группа: Логинова Е.В. (старший воспитатель), Шамшурина С.Н. (воспитатель), Васильева Т.Н. (воспитатель), Бурдунюк Г.А. (воспитатель), Числова А.А. (воспитатель), Тарарухина Г.А. (воспитатель), Кубрак М.С. (воспитатель), Донова Д.Н. (учитель – логопед), Кузьмина Н.Г. (воспитатель), Котомцева Ю.А. (воспитатель).

-Материально – технические ресурсы: мультимедийное оборудование, земля на территории учреждения.

- Временные ресурсы -  

- Финансовые ресурсы описаны в смете расходов (Приложение 2).

Краткая характеристика.

Проект «Дети одной реки» направлен на преобразование развивающей предметно – пространственной среды с позиции результатов стратегического анализа содержания регионального компонента в инфраструктуре учреждения.

В начале проектной деятельности обозначены мишени, сформулированы цель и задачи, этапы реализации, ресурсы, план мероприятий, ответственные, создан примерный дизайн - проект. Осуществляется через обобщение передового опыта и практическое воплощение.

В ходе реализации проекта проводится мониторинг эффективности проекта с внесением при необходимости корректив.

Итогом реализации стала оформленная развивающая предметно – пространственная среда на территории учреждения, решающая задачи патриотического воспитания в русле информационного и деятельностного подхода.

Устойчивость проекта:

Риски

Пути преодоления

Низкая активность родительской общественности.

Презентация проекта на родительских собраниях.

Агитация и вовлечение родителей.

Недостаточная творческая активность педагогов.

Мотивация посредством материального поощрения (стимулирующие выплаты).

Недостаточная материальная база.

Закупка материалов в период проведения акций.

Оценка результатов и перспективы дальнейшего развития: оценка актуальной эффективности проекта проводилась регулярно посредством определения текущего состояния проекта (оценка объема фактически выполненных работ, затраченных ресурсов) и последующим сравнением с базовым планом (по параметрам – срок, затраты – ресурсы, объем работы), а так же выявлением тенденций, отклонений от базовых значений параметров проекта.

Промежуточный мониторинг проводился в конце каждого месяца, позволял оценить темпы организации деятельности. За весь период подготовки значительных отставаний выявлено не было, вносились незначительные корректировки.

В настоящее время на территории учреждения создана доступная развивающая предметно-пространственная среда, отражающая своеобразие Красноярского края, способствующая реализации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников:

- оформлен дизайн проект;

- в соответствии с дизайн – проектом и обозначенными сроками произошло пере обустройство территории учреждения:

В ходе реализации проекта на территории учреждения создана видовая точка «Национальные костюмы», на которой вокруг костра дружбы размещены экспонаты  с изображением тувинца, хакаски и русского. Экспозицию дополняет дерево желания с лентами, характерное для народностей Хакасии и Тувы.

Оформлены тематические клумбы: «Дети одной реки», символизирующая исторические времена заселения территории Сибири. «Поля Хакасии» - клумба, отображающая ведущий вид деятельности населения Хакасии – овцеводство.

Организована фотозона «Тальниковый водопад», воссоздающая образ великолепного горного массива, расположенного на северо – западе Среднесибирского плоскогорья.

Размещен арт – объект «Енисейская Сибирь – регион всемирного значения», символизирующий мега масштабную территорию развития с участием высоко классных международных специалистов, развитие международного туризма.

Краеведческое содержание интегрировано в оформление инфраструктуры ДОУ: оформлены тематические выставки в холлах и пролетах, отражающие красоту края. Размещенные объекты изготовлены силами педагогов и родителей посредством использования разнообразного материала и техник.

Осуществлен замысел организации среды и создания методического сопровождения творческой мастерской «Волшебные узоры Сибири»., знакомящей с многообразием ремесленных промыслов на территории края, начато ее функционирование.

Создана и запущена деятельность на территории учреждения интеллектуальной интерактивной площадки, оснащенной комплексом дидактических игр и заданий, позволяющих закреплять и расширять представления о нашем крае (Приложение 4).

Таким образом, 30% территории учреждения оформлено зонами, формирующими представления о Красноярском крае, его социокультурных ценностях, природных особенностях, воспитывающие патриотические чувства, создающие условия для самостоятельной деятельности дошкольников.

33 % педагогов приняли участие в разработке и реализации проекта, что незначительно превышает прогнозируемую активность и в целом соответствует планируемым результатам.

10% родительской общественности и 70% детей вовлечены в деятельность по реализации проекта.

60% детей осведомлены и могут рассказать о наименовании города и края; народностях и традиционных видах деятельности; основных ремеслах и промыслах; географических объектах, животных и растениях. 60%  старших дошкольников владеют основными техническими навыками плетения и росписи. В рамках проекта организована игра «Юный экскурсовод», где дошкольники проводят экскурсии для сверстников и родителей.

Таким образом, деятельность по реализации проекта была осуществлена в соответствии с планом, на данный момент объем запланированной работы выполнен на 100% от запланированного объема. Созданная силами педагогов и родителей развивающая предметно – пространственная среда способствует развитию ключевых компетентностей деятельной и информационной.  создает оригинальный индивидуальный образ учреждения с позиции регионального содержания (Приложение 3).

Членами творческой группы на регулярной основе анализируются и обобщаются промежуточные и итоговые результаты, на основании которых обозначены перспективы дальнейшего развития проекта:  

- организация создания виртуального тура, где полная иллюзия присутствия позволит детям увидеть земли, флору и фауну территорий Енисейской Сибири;

- расширение содержания за счет создания мини – музея, отражающего самобытность северных народов, территории, животного и растительного мира;

- создания дидактического материала, игр, отображающих уникальность организации жизни северных народов, ландшафта, животного и растительного мира;

- дополнение направлений деятельности ремесленной мастерской за счет разработки и внедрения плана работы по вышиванию и бисер оплетению.

Научная база проекта:

  • Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г.;
  • Алёшина Н.В., «Патриотическое воспитание дошкольников» - М., 2004г.;
  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Бурганова Р.А., «Ознакомление дошкольников с историей родного края», - К., 2001.
  • Гаврилова И.Г., «Истоки русской культуры в детском саду» – С-П., 2008г.;
  • Галанова А.С. «Дошкольники на прогулке», 2005г.;
  • Данилина Г.Н., «Дошкольнику – об истории и культуре России» – М., 2004г.;
  • Иванова А.И. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г.;
  • Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение к истокам русской народной культуры» - М., 2000г.;
  • Маханёва М.Д, «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста» – М., 2004г.;
  • Оверчук Т.И., «Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического   воспитания) - М., 2004г.;
  • Остапец А.А., Абросимова Г.Н., Трубачева М.Е., «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» - М., 2003 г.;
  • Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г.;
  • Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция "Родители и воспитатели - два берега одной реки"

детский сад-целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап , к которому надо подготовиться не только ребёнку, но и его родителям....

Родители и воспитатели два берега одной реки.

С целью сохранения и укрепления здоровья я ежедневно провожу ряд оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий:·        утренняя гимнастика,·...

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»

Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...

"Родители и воспитатели - два берега одной реки"

Работа с семьей – необходимая сложная деятельность в работе воспитателя. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в орг...

Родители и воспитатели - два берега одной реки

работа с родителями,  ее формы. Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность.Принципы взаимодействия педагога с родителями....

Семья и детский сад - два берега одной реки

Презентация подготовлена для родительского собрания...