Интегрированное занятие - экскурсия "Любимый уголок Уфы".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петрова Валентина Александровна
Уфа – столица Республики Башкортостан, российский миллионник, растянувшийся на десятки километров в междуречье Белой и Уфы. Многонациональный город, основанный в XVI веке, впитал в себя черты купеческой русской и восточной архитектуры. С историей Уфы связаны имена Аксакова, Нестерова, Шаляпина, Нуреева, а над высоким речным берегом парит самая высокая конная статуя страны – герой башкирского народа Салават Юлаев, в честь которого назван знаменитый хоккейный клуб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Любимый уголок Уфы32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад 113

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 Проект посвященный 450-летию Башкортостана

"Любимый уголок Уфы"

с использованием поисково-краеведческой деятельности в подготовительной группе

Подготовил: воспитатель                                 Петрова В.А.

Название проекта: «Любимый уголок Уфы» с использованием поисково-краеведческой деятельности.

Краткое содержание проекта: данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с родным краем, развитие речи.

Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию бережного отношения к природе республики Башкортостан. Знакомя воспитанников с окружающими красотами родного города, подводить к пониманию, что все ценности созданы руками человека-мастера.

Воспитывать в детях позитивный опыт общения с природой. Совместно с родителями проявлять доброе, чуткое отношение к ней, активно участвуя в решении экологических задачах родного края.

Вид проекта: творческий.

По методу: фронтальный.

По содержанию: среда обитания людей — город.

Интенсивное обновление, моделирование всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог- новатор, педагог-исследователь, поэтому мы педагоги-практики включились в активную поисковую, инновационную деятельность.

В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов - один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно - образовательном процессе детских садов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В современном мире предъявляются высокие требования к человеку, в том числе к ребенку — к уровню его развития.

Актуальность данного проекта обусловлена: низким уровнем экологической культуры. Дети в недостаточной степени имеют представление о природе родного края, о городе, в котором они живут, о том, что каждый житель нашей республики вносит свой посильный вклад в его благоустройство. Владеют скудным словарным запасом о достопримечательностях, парках, скверах Уфы.

Задача для родителей: 

  • Создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка;
  • использовать знания детей, приобретенные на занятиях в детском саду;
  • уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.

Задачи для педагога:

  • развивать социально-профессиональную компетенцию и личностный потенциал.

Участники проекта:

1. Педагог: воспитатель Петрова В.А.

2. Дети подготовительной группы.

3. Родители.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педогог — дети - родители в реализации проекта: 

Дети:

  • овладевают знаниями об экосистеме родного края: республике и городе, в котором живут; проявляют экологическую культуру;
  • гуманное отношение к природе, к труду людей.

Родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мы помним еще из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой: бегали босиком по росистой траве, купались в чистой воде, резвились под теплым дождем, с восторгом шлепая по лужам, ели с каждого куста все то, что было съедобно, радовались солнцу и снегу.

Сейчас первозданных красот природы осталось мало, везде человек приложил «хозяйственную руку». И только проживая с ребенком всю палитру гуманных чувств к миру природы, возможно формирование экологической воспитанности, нравственно-экологической культуры.

Накопление эмоционально позитивного опыта общения с природой помогает имеющаяся экологическая развивающая среда в группе.

Руководствуясь программой «Земля отцов» автор Гасанова Р.Х. и другими источниками, проявляя личностно-ориентированный подход и учитывая возрастные возможности детей, используем различные виды познавательной деятельности (наблюдения, экскурсии, экологические тропы, познавательные занятия, опыты, экологическое моделирование, поисковую деятельность и многое другое), развиваем в детях экологические представления, знания о ценности природы и правила поведения в ней.

Перефразируя слова К. Ушинского, можно сказать - воля и простор природы, прекрасные окрестности города, душистые овраги, розовая весна и золотистая осень, разве не наши воспитатели?

Природа своим многообразием, красочностью и динамичностью всегда привлекала композиторов, художников и скульпторов, писателей поэтов. С.Аксаков так воспевал наш родной край:

Где темные шумят леса,

Где воды кажут небеса,

Где блещет черной полосою

Под плугом тучная земля,

Цветут роскошные поля!

Посредством искусства (беседы о творчестве художников, поэтов, экскурсии в мини-галерею в раздевальной комнате, в художественный салон, просмотр слайдов о флоре и фауне, прослушиванием музыкальных произведений, творчество с природным материалом - композиции, пано, саше) - все это в целом помогает почувствовать разнообразие форм, красок и звуков Башкортостана.

Природа - наш учитель: являясь средством умственного развития, активизирует элементы познания - ощущение, восприятие, обогащает чувственный опыт. Наши наблюдения на прогулках, рассматривания, поиски - помогают наиболее ярко развить нравственно-экологические идеалы.

Следуя принципу «Потрогаю - понюхаю, посмотрю, послушаю, и, если это можно есть, то конечно, скушаю» поощряем интерес к окружающей природе. Использование эмпатий, тренингов, этюдов помогает детям сблизиться с природой, увидеть обыкновенный цветок, не срывать его тут же, а уметь полюбоваться им, поздороваться с ним, назвав его по имени! Это ли не столь нужное в наше время экологическое воспитание?

В играх экспериментах, в опытах с различным природным материалом дети учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, тем самым развивается речь и пробуждается мысль.

Применяем в своей работе новые, передовые пути осуществления экологических задач - оснащение и пополнение экологического журнала, дидактических игр и иллюстрированного материала. Оформили картотеку экологических игр, разработали серию конспектов и опытов по экологии нашего. Важной формой воспитания экологической культуры является труд на участке, в природном уголке, учитывая сезонность, ребята выполняют простые поручения (выращивания рассады овощей и цветов, труд на огороде, посадка цветов в клумбе, сбор талой воды, выращивание лука на перо, сбор листьев, семян цветов  и т.д.)

По крупицам, упорно и добросовестно воспитывать, доброе отношение к природе, возможно совместно с родителями. Семья! Это корневая основа всякой человеческой нравственности. Осуществляя познавательные и нравственно-патриотические задачи, проводим консультации, беседы, предлагаем к прослушиванию аудиотеки. По теме «Экологическое воспитание» проводим анкетирование. На родительских собраниях сообща решаем вопросы наиболее рационального  оснащения ЭРС в группе. Подводим родителей к пониманию значимости этой задачи. Родители активно оказывают помощь в посадке рассады и представлении новейших сведений по экологии РБ.

Наша задача - научить детей любить, щадить природу родной республики, относиться к ней гуманно, быть не просто созерцателем, а активным участником этого процесса.

Тема:

«Как мы следы весны искали».

«Человек - мастер своего дела».

Цели:

Расширять знания детей о родном городе, в котором они живут.

Приобщать и знакомить детей с творчеством башкирских художников. Развивать интерес к живописи, ее выразительным средствам, различать жанры.

Подводить к пониманию того, что все ценности созданы руками человека-мастера.

Расширять знания детей об экосистеме родного края с использованием поисково-краеведческой деятельности;

1.        Углублять впечатления детей о весне:

а) закреплять знания о растениях, об их лечебных свойствах для человека;

б) знакомить детей с понятием «почва», ее свойствами, значением;

в) систематизировать представления детей о птицах, их образе жизни, роли птиц для здоровья леса.

2.        Совершенствовать восприятие, наблюдательность, логическое мышление, применяя экотренинг.

Развивать двигательную активность, умственные способности, связную речь.

Воспитывать чувство гордости, сопричастности к экологическим проблемам родного края, желание помочь ей.

Видеть понимать красоту природы, испытывать радость от общения с ней.

Перед выходом на прогулку спросить детей, где можно отыскать следы весны. Сообщить цель прогулки: увидеть приметы весны в окрестностях родного города.

Дети строятся парами и спокойным шагом выходят на улицу города. Воспитатель читает стихотворение Гилемдара Рамазанова «Уфа»:

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где-то вдали его назови -

Сколько встанет за ним родного,

Сколько в нем звучит любви!

Много достопримечательностей и улиц в нашем городе. По какой улице мы идем? (по пр. Октября) Это главная улица нашего города. Мы любим наш цветущий город, гордимся его красотой.

Стоянка №1. Художественная галерея «Аймак».

Цели: Развивать интерес к живописи, ее выразительным средствам, различать жанры. Знакомить детей с творчеством башкирских художников Р.Ахметшина, С.Ашбаевой. Подводить к пониманию того, что художники изображают окружающую нас природу и передают свое отношение к ней. В доступной форме помочь увидеть детям весну в полотнах башкирских художников. Воспитывать любовь к родному краю через изобразительное искусство.

Ребята, посетив художественную галерею, мы увидели весеннюю природу родного края глазами художников. А что же совсем рядом? Как и чем живет природа под нашими окнами? Пойдемте искать следы весны!

Заинтересовав детей, воспитатель предлагает маршрут к липовой аллее.

Стоянка №2. Липовая аллея.

Воспитатель спрашивает: «Какое дерево цветет позже всех?» (липа). Чтение стихотворения Назара Наджими «Уфимские липы» (ребенок).

Улица юности!

Я как сейчас

Помню ту радость без края!

Липы уфимские скажут о нас, листья свои распуская.

Голы, как кони, -

Скрываются с глаз,

Блещет узда золотая...

Липы уфимские вспомнят о вас,

В белых цветах утопая.

Дважды не гаснет огонь -

Только раз.

Жизнь не приходит вторая.

Липы уфимские вспомнят о нас, Листья под осень теряя.

Обговариваются целебные свойства липы, лекарственное значение.

Предложить каждому ребенку выбрать дерево, подойти к нему, поздороваться, погладить кору, прижаться щекой,  сказать ласковые слова.

Рассмотреть отдельную веточку липы. Подвести к пониманию пробуждения деревьев (сокодвижение, набухание почек).

Игра «Извилистая тропинка».

(Бег змейкой между липами).

Воспитатель читает стихотворение «Часть родной земли»

                Весной буйно  все растет,

                Деревья расцвели!

                Когда придешь на огород,

                Возьми комок земли.

(воспитатель предлагает рассмотреть комок земли).

                Смотри - он теплый, он живой,

                Пропитан влагой дождевой.

                Он червякам дает приют,

                В нем влага, воздух, перегной…

                Он часть твоей земли родной!

        Как называется самый верхний плодородный слой земли? (почва)

        Воспитатель рассказывает, что находится в плодородном слое почвы: воздух, вода, микробы, остатки растений. Микробы и животные, обитающие в почве рыхлят, перемешивают ее и делают плодородной.

         Ребята, как вы думаете, а под снегом мы можем отыскать следы весны? Давайте осторожно раскроем снежный сугроб. Отметить, что под снегом пробивается зелень. делается вывод, что пробуждение весны происходит даже под снегом.

        Перед уходом с аллеи осторожно срезать ветки липы для последующего наблюдения.

         Короткая дорога обратно парами.

        Стоянка №3. Доктор леса.

        Беседа о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.

        Чтение стихотворения Саляха Кулибая.

«Дятел»

Как отбойным молотком,

Бьет он в чаше леса.

Сокрушается потом:

Клюв мой разболелся.

Как же он не заболит

От работы грубой? 

Но опять уже стучит

Он с утра по дубу.

Иль работы нет другой,

Кроме этой дроби? -

Дятел под сухой корой

Насекомых ловит.

Наблюдение за дятлом.

Отметить характерные признаки поведения и внешнего вида (лапы короткие, с цепкими когтями; упругий хвост служит опорой при долблении).

Дятлов не случайно называют докторами леса. Они постоянно выстукивают, выслушивают стволы деревьев. Посмотрите, какой клюв у дятла? Зачем он ему? Да, клювом он не только вытаскивает жуков и личинок. Но и выдалбливают глубокое дупло для гнезда, в котором живет и птенцов выращивает. Докторами леса можно назвать не только дятла, но и поползня, иволгу.

Загадка о дятле: (ребенок)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор,

Не дровосек, не плотник

А первый в лесу работник.

Надо ли заботится о птицах? (ответы детей) Птицы так же помогают разносить семена растений.

Башкирская народная игра «Прилетели, прилетели».

Ребята, наша прогулка близится к концу. Скажите, где мы увидели следы весны? (ответы детей)

Детям предлагается: «Экологическая суперигра»

  1. У какого животного есть иголки? (ежик)
  2. Кто в лесу всю зиму спит, а весной просыпается? (медведь)
  3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
  4. Каких перелетных птиц на Урале вы знаете?
  5. Лев - домашнее или дикое животное?
  6. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?

Подводится итог. Ребята, скажите, отыскали ли мы сегодня следы весны в окрестностях нашего города? (выводы детей) Воспитатель читает поговорку: «Матушка-весна всем красна».

Короткая дорога обратно. Ходьба широким шагом след в след.

Предварительная работа:

        Беседа «Мой родной город». Расширить знания детей о родном городе, в котором они живут. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательных мест города. Узнавать по иллюстрациям, фотографиям знакомые детям места в городе.

        Использование в работе учебного пособия и демонстрационного материала по программе «Земля отцов» Р.Х. Гасановой (дидактические, подвижные, словесные игры, художественные произведения, башкирский фольклор). Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

        Беседа о жизни и творчестве башкирских художников и композиторов.

        Произведения башкирских художников: А. Ситдиковой, А. Тюлькина, К.Давлеткильдиева, Б.Домашникова. Произведения башкирских композиторов: З. Исмагилова, Р.Сальманова, М.Баширова.

        Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения. Поисково-краеведческая деятельность.

Заключительный этап:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • выросла речевая активность детей по данной теме (знания экосистемы республики Башкортостан, родном городе);
  • проведение проекта повысило познавательный интерес к окружающему, ко всему, что создано руками человека;
  • удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог — родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспектива на будущее:

  • Слушание голосов птиц (аудиозапись).
  • Чтение М. Сюндюкле «Синицы», Ю. Гарея «Птицы прилетели».
  • Чтение художественной литературы Л. Толстой «Пришла весна», Г. Скребицкий «На лесной поляне», В. Бианки «Лесная газета», А.С. Аксаков «Гнезда».
  • Загадывание загадок о птицах.
  • Рисование на темы: «Весенний пейзаж родного края», «Наши пернатые друзья».
  • Опыт с глиной, песком, землей «Влияние состава почвы на рост растений».

Набрать для опыта в ведерки: песок, глину, чернозем. Рассмотреть семена фасоли, посадить фасоль в три горшка — песок, глину, чернозем. Сравнить прохождение воды через три вида почвы. Песок сразу весь промок (хорошо пропускает воду), глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускает воду хуже, чем песок, но в конце концов, тоже намок.

Вывод: заботливо ухаживали за растениями во всех трех горшках, но результат разный. Чернозем — это самая благоприятная почва для роста и развития растений.

  • Разработать перспективу выставки «Мой родной цветущий город Уфа». Создать макеты достопримечательностей его, с зелеными зонами (парками и аллеями).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Наш уголок России"

Занятие для детей подготовительной группы проводилось с целью формирования знаний детей о родном городе, развития патриотических чувств дошкольников средствами познавательной и музыкальной деятельност...

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами рисования в средней группе «Путешествие в уголок леса».

Цель:Расширять кругозор детей, словарный запас; познакомить детей с изменениями растений с приходом осени; воспитание эстетического восприятия окружающего мира.Познакомить детей с нетрадиционным спосо...