Картотека дидактических игр
материал

Нургалиева Алина Азатовна

Картотека дидактических игр с региональным компонентом республики Башкортостан

на формирование знаний

о родном крае

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didaktich_igr.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр с региональным компонентом республики Башкортостан

на формирование знаний

о родном крае

Дидактическая игра «Наше село»

Цель: формировать представления о родном селе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материалкарта-схема села, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления о достопримечательностях села, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Дидактическая игра «Знатоки»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках села, развивать зрительное внимание, память и воображение.

Материал: разрезные картинки, фишки.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.

Дидактическая игра «Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города.

Ход игры:

Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, село (красивое, большое, любимое).

Игровое упражнение«Продолжи»

Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание;

закреплять знания о достопримечательностях села.

Примеры фраз для продолжения.

Наше село называется…

Жителей нашего села называют …

Игровое упражнение«Загадки»

Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о достоприме-чательностях села, развивать память, воображение, фантазию.

Ход игры:

Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте села, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме села.

Дидактическая игра «Почини здание»

Цели:

1. формировать у детей представления о зданиях нашего села, об их разнообразии;

2. развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь- доказательство;

3. воспитывать любознательность у дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Дидактическая игра «Что напутал художник»

Цели:

1. закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего села;

2. развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;

3. воспитывать у детей интерес к родному селу.

Ход игры:

На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»

Цели:

1. формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем селе и об их назначении.

2. развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;

3. развивать речь-доказательство;

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Дидактическая игра «Времена года»

Цели:

1. закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;

2. развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;

3. развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;

4. воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.

Дидактическая игра «Гости города»

Ход игры:

Педагог предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача ребёнка - рассказать о том месте, изображённом на открытке, как можно интереснее, доступнее, выбирает "транспорт" и с "гостями" города отправляется на экскурсию.

Дидактическая игра «Гербы твоего края»

Дети знакомятся с гербов своего района, республики,страны, изучают их особенности, учатся видеть отличия. учатся видеть взаимосвязь изображения с названием города.

Дидактическая игра «Когда-то и сейчас».

Цель: развивать чувство времени у детей. Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Цель: совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова, существительные с суффиксом.

Дидактическая игра «Я живу на улице»

Цель: формировать умение и знание детей называть улицы села.

Дидактическая игра «Мой этаж»«Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение логически мыслить, определяя поэтажность построек.

Дидактическая игра «Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т. п.

Дидактическая игра «Что в родном селе есть»

Цель: закрепить достопримечательности города.

Дидактическая игра «Памятники села».

Цель: закрепить знания детей об архитектурных памятниках села

Дидактическая игра «Какие растут деревья?»«Какие бывают кустарники»«С какого дерева листок».

Цель: закрепить знания детей о природе родного края.

Дидактические игры с картой – схемой ближайшего окружения.

Варианты заданий:

«Где эта улица, где этот дом» – Ведущий предлагает отметить фишкой какое-либо место на плане (Положи фишку на «магазин»).

- Угадай, что я загадала. Ведущий отмечает фишкой какой – либо объект на плане, а дети называют его.

«Украсим улицу цветами». Ведущий предлагает «Посади цветы у детского сада» (больницы, школы и т. д.).

- Незнайка приехал в гости к нам в город, но не знает, как найти магазин (где у нас находится аптека и т. п., помоги ему найти дорогу.

- Нарисуй свой путь от дома до детского сада.

Дидактические игра «Разрезные картинки»

- Педагог демонстрирует картинки с изображением разных мест села, разбитых на части, предлагает детям воссоздать изображения.

«Угадай чей герб» – детям предлагается собрать разрезанные на части гербы и назвать где чей герб;

Выполняя задание с разрезными картинками дети могут работать как индивидуально так и в компаниях, каждый со своим комплектом, либо все детали перемешиваются и дети должны выбрать из общей массы заданные детали по образцу или слову воспитателя. Кроме того разрезные картинки можно использовать для объединения детей в компании. Каждый ребенок берет по одной части. Все, у кого детали являются частью единого целого, становятся одной компанией и далее выполняют другие задания.

Сюжетно -дидактические игры - путешествия

Особое место в ряду дидактических игр, знакомящих детей с родным городом занимают сюжетно -дидактические игры - путешествияОни отражает реальные факты и события через необычное: простое – через загадочное, сложное – через преодолимое, необходимое – через интересное Они призваны усилить впечатление, придать познавательно ого содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени, путешествие мысли, воображения. Они позволяют объединить в игровом модуле множество разнообразных игровых дидактических приемов, решить множество познавательных задач, вызвать у детей неподдельный интерес к происходящему.

Для этих игр мы используем прием моделирования игровых ситуаций из книги А. И. Бурениной «Театр Всевозможного».

Перед каждым путешествием мы составляем с детьми модель, которая включает в себя следующие компоненты :

• цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то помочь, что-то узнать и т. д.);

• маршрут – куда пойдем или поедем;

• транспортные средства;

• попутчиков;

• (что с собой нужно взять для достижения цели) и др. ;

• непредвиденные обстоятельства;

• выход из ситуации и завершение путешествия.

Например, Игра – Путешествие

Цель: Пройти путь от детского сада до дому;

День рождения у Маришки + кукольный театр + кафе.

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Формировать умение сервировать стол, использовать разную посуду по назначению. Закрепить представления детей о театре. Развивать интерес к сложной игре. Формировать положительные отношения между детьми.

Ознакомление с окружающим: Посещение театра, экскурсия в театр кукол. Участие в кукольных спектаклях в группе. Рассматривание сюжетных картин. Фотографий с изображением театров Москвы, Уфы. д/игра. «Как вести себя в театре?» «Что такое слова бис и браво,- когда из кричат зрители?» «Зачем актерам антракт?» Знакомство с работой гримера, декоратора.

Обогащение игрового опытауроки вежливого общения: как передать деньги на билет в автобусе?» «Разрешите пожалуйста пройти к выходу …» «Я покупаю билет в кассе» «Как мы ехали на трамвае». Обыгрывание ситуаций «как мы делали бутерброд». Ручной труд- билеты- приглашения в театр. Совместное рисование – Афиша нашего театра. Изготовление атрибутов к игре. Отдельное обыгрывание ситуаций «Театр» «кофе» «Гости» обучение владением куклами.

Атрибуты: ширма, настольный театр, игрушки би-ба- бо, деньги, кошельки. билеты. таблички, «Театр»«Кофе» салфетки, посуда. барная стойка. меню, украшение кофе к дню рождения. Подарки имениннику. Предметы заместители. Миксер, посуда для кофе, сахарница, молочник, муляжи продуктов, скатерть, меню, фартуки,головные уборы для бармена, стойка, подносы, салфетки, столовые приборы- ножи, ложки, вилки.

Поэтапное развитие игры:

Дети самостоятельно составляют план игры. Воспитатель в ходе обсуждения предлагает объединить две игры театр и день рождения. Возникает вопрос где можно провести день рождения, как оно должно проходить, что можно подарить на день рождения другу, маме и т. д. каждого. Мама заказывает столы в кофе. Папа продумывает игры и развлечения для гостей, в кафе готовят столы распределяют роли оговаривая действие, украшают место проведения дня рождения. Гости продумывают, где приобрести подарки.

Папа с детьми готовят спектакль для гостей, стихи, песни, костюмированный прием гостей в кафе. Всем гостям рассылаются приглашения на день рождения и в них указано. Что все должны быть в костюмах.

В кафе готовятся к приему гостей, готовят угощения. Соки, торт, салаты, меню для гостей, сервируют столы, готовят сцену для спектакля.

4. В кафе встречают гостей, проводят игры и организуется конкурс на лучший костюм, все смотрят приготовленный концерт, водят хоровод имениннику, дарят подарки.

.

Транспорт –служба спасения МЧС нашего города

Цель: расширить представления детей о таком виде транспорта как самолет, его назначении, особенностях, способах обслуживания Воспитывать уважение к людям этой профессии, желание быть похожими на них. Активизировать умение детей самостоятельно принимать нужные решения в трудных ситуациях

Ознакомление с окружающим:

Наблюдение за разными видами транспорта на улице. Рассматривание картин из серии» «правила движения». Беседа «как вести себя в транспорте- самолете, поезде. автобус,. трамвае….» Экскурсии по району,знакомство с планом района. Чтение книг из серии «Что есть что» Создание альбома «Морской транспорт» «Воздушный транспорт» «Машины будущего»

Обогащение игрового опыта:

1. Создание мобильной службы спасения МЧС

2. Вылет на помощь людям терпящим бедствие на водохранилище, в таежном районе,

3. Создание мобильного госпиталя на крыльях

4. Авария на дороге.

5. Пожары в тайге

6. Поисковые отряды сезонного периода – спасения для бедствующих на воде (рыбаки, заблудившихся в тайге (грибники ягодники)

Поэтапное развитие игры

Игра знакомит детей с работой МЧС, учит их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, воспитывает смелость, ответственность, желание прийти на помощь людям, расширяет словарный запас детей – «чрезвычайная ситуация»«трагедия»«несчастье»«пожар»«помощь».

Воспитатель предлагает детям поиграть и представить, что игровой зал (или площадка) – это центральный пункт МЧС. Здесь работают очень смелые, сильные люди, которые готовы помочь всем при любых несчастных случаях

диспетчер (выбранный детьми заранее) и принимает звонки от населения, которые просят помощи. У кого-то произошел пожар, где-то случилось наводнение и нужно срочно спасать людей. МЧС может прийти на помощь к тем, у кого сломалась дверь или замок и люди не могут зайти к себе домой. Кто-то забрался на высоту, спускаться боится. Диспетчеру сообщают адрес, где случилось несчастье, бригада скорой помощи спешит на объект. Выбирают нужное оборудование, выбирает транспорт передвижения для определенного случая, договариваются между собой, как решить проблемную ситуацию бригады пожарников, бригады врачей,, на глубине и т. д. Дети обыгрывают разные ситуации. В конце игры они делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...