Программа Моя малая Родина
рабочая программа (подготовительная группа)

Анна Михайловна Маравская

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств работа сложная, требующая от нас воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_malaya_rodina.docx46.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57

.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Моя малая Родина»

Для детей дошкольного возраста (с 6 до 7лет)

Срок реализации дополнительной образовательной программы-1 год

Разработчик программы:

Маравская А.М

Воспитатель детского сада №57

г. Рыбинск

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность программы
  2. Актуальность
  3. Педагогическая целесообразность
  4. Новизна
  5. Цели и задачи программы
  6. Формы, методы и приёмы
  7. Ожидаемые результаты
  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание программы
  3. Взаимодействие с родителями
  4. Выводы о результатах проделанной работы
  5. Список литературы

з

3

4

5

6

7

7

8

9

18

19

19

20

Мой Рыбинск, как дитя, счастливо рос,

Вот в небо взмыл игривый юный Волжский...

Сияет ГЭС огнями чайных роз,

А пляж на море... - прямо черноморский!

И жизнь бурлит у моря, у реки.

У рыбинцев таланты, верность долгу.

Как гимны, корабельные гудки

Поют и прославляют Рыбинск, Волгу.

Татьяна Антипина.

Пояснительная записка.

В.А. Сухомлинский писал: «Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств работа сложная, требующая от нас воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.

Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу и чувство гордости за достижения страны.

Педагогическая целесообразность. Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края. Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка на их соблюдение.

Изучать отношение родителей воспитанников к природе родного края. Показывать им значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Обращать внимание родителей на организацию и содержание эколого-краеведческого воспитания ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогать родителям планировать выходные дни (прогулки, чтение, беседы), обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у малышей позитивного поведения в природе. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).

Изучать историю и культуру области, города. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края. Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села (музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.

Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка.

Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства местных авторов различных видов и жанров (живопись, графика, скульптура); развивать интерес к ним, способность понимать чувства, которые пробуждают произведения искусства.

Ориентировать родителей на приобщение ребенка к ценностям изобразительного искусства родного края. Разрабатывать совместно со специалистами и предлагать родителям маршруты выходного дня: посещение музея, картинной галереи, авторских выставок, вернисажей.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве детского сад и семьи.

Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации. Место реализации программы – детский сад и семья.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

-Развивать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, любви и привязанности к своей семье, к родному дому.

-Использовать в данной деятельности виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

-Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому.

-Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

-Воспитывать чувство верности своему Отечеству;

Срок реализации программы: 1 год (подготовительная группа)

Возраст детей: 6-7 лет

Форма занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

(занятия; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций)

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 25 минут. В год 36 занятий.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный, исследовательский.

Данная программа предполагает сочетание разнообразных приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия

Ожидаемые результаты: освоение детьми доступных знаний об истории родного края; расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях; расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений; сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей.

Формы подведения итогов: Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

Учебно - тематический план.

Месяц

Тема. Цель.

Занятие.

Коли чество занят.

Сентябрь

Тема: «Моя семья»

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи и родителями.

Тема: «Герб нашей семьи»

Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи.

- Рассказ-беседа «Что я знаю о своей семье»

- Рисование «Моя семья»;

- «Что такое герб?»

- «Мой герб» мини проект совместно с родителями.

1

1

1

1

Октябрь

Тема: «Профессии моих родителей»

Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности.

Тема: «История и достопримечательности района».

Вызвать интерес к истории возникновения района

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района; Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита).

-Изготовление поделок на день Матери.

-Семейный праздник «Когда все вместе, так и душа на месте».

-Беседа, «На какой улице ты живешь?»

-Презентации: «История и достопримечательности моего района»

Волжский»

-Конструирование: «Улицы нашего района».

1

1

1

1

1

Ноябрь

Тема: «Природа района»

Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.

Формировать экологическую культуру;

Расширять знания детей о природе родного района.

Тема: «Промышленность района».

Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

-Виртуальная экскурсия «Осень в нашем посёлке

-Рисование «Осенняя природа».

-Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)

-Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

1

1

1

1

Декабрь

Тема: «Спорт, культура и отдых в районе».

Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Тема: «Мой родной город Рыбинск»

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

-Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

-Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

-презентация «Мой родной Рыбинск»,

-Выставка фотографий исторических зданий города Рыбинск и беседа по ним.

1

1

1

1

Январь

Тема: «Архитектура моего города»

Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с рекой Волга; их расположением на карте.

Тема: «Памятные места родного города»

Познакомить детей с самыми известными памятниками нашего города.

-Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

-Конкурс чтецов «Мой родной Рыбинск»

-Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

-«Что я бы сделал для города?» - беседа-рассуждение

1

1

1

1

Февраль

Тема: «Будущие защитники города»

Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;

Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии.

Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Ярославской областью)

Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

Расширять знания детей об истории родного края;

Познакомить детей с картой области, обратить внимание на соседние города и области.

-Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

-Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

-Работа с картой области (отметить вместе с детьми главные города области);

-Просмотр видеофильмов о Рыбинске, рассматривание иллюстраций о крае. Изготовление альбома о крае.

1

1

1

1

Март

Тема: «История нашего края»

Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села;

Познакомить с народными прикладными промыслами области;

Тема: «Люди земли Ярославской»

Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;

Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край.

-Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, Богородская игрушка)

-Рисование на тарелке «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

-Презентация: «Известные люди края»

-Семейный проект: «Мои таланты ».

1

1

1

1

Апрель

Тема: «Природные богатства земли»

Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края;

Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;

Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;

Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

-Рисование: « Деревья в нашем парке»,

-Видео-презентация «Интересные факты о природе моего края»

-«Виртуальное путешествие по лесам области»;

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

-Рассказ о детях-героях войны; Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

-Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

1

1

1

1

1

Май

Тема: «Как заботиться о своём крае»

Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;

Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;

Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

-Лепка животных и птиц области;

-КВН «Знатоки родного края»,

-«Моя малая Родина» Фото викторина.

1

1

1

Содержание программы

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. А также способствует воспитанию патриотических чувств. Программа разделена на 17 тем, которые позволяют организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать любознательность. По каждой теме проводится как минимум по 2 занятия. В них раскрываются краткие сведения об истории города, округа. Дети на занятиях закрепляют дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада; знают герб, флаг Ярославской области и своего города Рыбинска. Имеют представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Формируют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д. Знакомятся со стихами и произведениями искусства местных поэтов и художников. Закрепляют правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправными членами общества.

Предметно-развивающая среда, создающая условия для реализации данной программы, представлена следующими материалами:

Альбом «Родной город»; открытки с изображением улиц и площадей; фотографии о прошлой и настоящей жизни города Рыбинска; иллюстрации «Старого» города Рыбинска, презентация «Памятники города»; иллюстрации: герб, флаг города Рыбинск; мультимедийная презентация: экскурсия по улицам Рыбинска, альбом с репродукциями; открытки с изображением театров; презентация «Памятники города»; фотоальбом «Национальная деревня», куклы в национальных костюмах; национальные мелодии народов, живущих в Ярославской области; карта России, карта Ярославской области.

Выводы о результатах проделанной работы

#1042;оспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

#1050;аждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

#1042;оспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся: Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др. Оформление групповых комнат. Утренники, праздники, экскурсии, соревнования. Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве. Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

Список литературы

-Казакова Н.В., Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12

- Комратова Н., О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5

- Микляева Н.В., Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М.: Сфер

- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера»

- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа "Моя малая родина"

Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными те...

рабочая программа "Сбережем Малую Родину"

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, так как они постоянно в ра...

Проект парциальной программы "Моя малая Родина"

Проект программы "Моя малая Родина" подготовлен для детей старшего возраста детского сада....

Мини – программа Моя малая родина

Цель: содействовать формированию духовности, уважения к ценностям национальной культуры, эстетических взглядов, реализации культурных ценностей....

Программа Моя малая Родина

Программа разработана для расширения и углубления знаний своей малой Родины....

Программа «Моя малая Родина»

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребёнок с перв...

Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"

Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...