"Коренные народы Камчатки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сердюкова Анна Григорьевна

Создание условий  для формирования  патриотических чувств у воспитанников через интерес к коренным жителям Камчатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.zhiteli_kamchatki.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 32"

"Коренные народы Камчатки"

(Непосредственно образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе)

Г.Троицк

Цель - создание условий  для формирования  патриотических чувств у воспитанников через интерес к коренным жителям Камчатки.

Задачи:

  • обобщить знания воспитанников о коренных жителях Камчатки - коряках;
  • познакомить детей с образом жизни коренных народов Камчатки;
  • развивать воображение, творческие способности;
  • воспитывать толерантное отношение к коренным жителям Камчатки, уважение к их труду и промыслам.

Предварительная работа: рассматривание презентаций и иллюстраций, , просмотр мультимедиа о быте, рисование оленей, людей в национальной одежде.

Работа с родителями:  рассматривание костюмов коренных жителей Камчатки – рассказ и показ  семьи  П.

Словарная работа:

Обогащение: яранга, чукчи, коряки, эвены, оленеводы, кухлянка, малахай, торбаса.

Активизация: мох, тундра, пурга, кочуют.

Оборудование:  интерактивная доска,  цветные карандаши,  заготовки силуэтов человека в кухлянке и торбасах.

Предполагаемый  результат: воспитание любви к малой Родине, развитие у воспитанников интереса к быту коренных жителей Камчатки,  самостоятельности при украшении одежды и обуви  традиционными узорами коренных жителей Камчатки.

        Ход занятия:        

1 этап. Организационный

- Ребята, приглашаю Вас в путешествие. А какое, вы сейчас узнаете. Посмотрев на карту -подсказку.

2 этап. Мотивационный

-  В северных далях, средь вод океанских

В шуме прибоя и буйных ветров

Древний стоит полуостров Камчатский

В дымке вулканов и белых снегов.

- О чем это стихотворение? О нашей Камчатке. Сегодня мы с вами совершим наше путешествие на север нашего полуострова.

- Вокруг себя обернитесь в Стойбище "Кайныран" окажитесь.

- Ребята, добро пожаловать в стойбище "Кайныран"!

- Присаживайтесь на стульчики около телевизора.

- В переводе с корякского стойбище "Кайныран" обозначает Дом медведя.

Презентация "Стойбище "Кайныран"

- На севере Камчатки, в суровом краю живут люди - граждане нашей большой дружной страны России - чукчи, коряки, эвены. Посмотрите на этих мужественных людей  (показ слайда № 1 на экране).

- Они живут в очень тяжелых природных условиях, но не променяют свою землю на какую-то другую, потому что Камчатка - это их родной дом, малая Родина, которую они любят всем сердцем.

- Давным-давно поселились на Камчатке люди. А жили чукчи и коряки в тундре в специальных удобных домах, похожих на палатки. Называются эти дома яранги (показ слайда № 2).  Они сделаны из оленьих шкур. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются.

- Как вы думаете, для чего нужно, чтобы дом легко разбирался и собирался?

- Чукчам и корякам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие - оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют (переезжают) вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место (показ слайда № 3).

- Давайте повторим, как называется дом народов Севера? (дети - яранга)

- Сейчас на севере Камчатки есть небольшие поселки. Построены в них обычные, всем привычные, дома, расположены школы, детские сады, больницы, магазины, рыбзаводы.  А в ярангах теперь живут только оленеводы, кочующие по тундре (показ слайда № 4)

- Олень - главное домашнее животное у чукчей и коряков. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелые грузы. Олень дает коренным народам все необходимое для жизни: теплый мех, мясо, жир (показ слайда № 5).

- Как вы думаете, для чего людям тёплый олений мех? (Из меха строят ярангу, шьют одежду, используют мех для украшения жилища) (показ слайда № 6).

- Из молодых рогов оленя (пантов) делают лекарства, старыми - украшают жилище (показ слайда № 7).

- Посмотрите, какой красивый олень! (показ слайда № 8).

- Ребята, расскажите, пожалуйста, какой олень. (Северный олень – быстрый, большой, величавый, рогатый, могучий, гордый, выносливый, сильный, красивый).

- Послушайте стихотворение "Северная дорожка", которое прочитает Ангелина (ребёнок читает стихотворение).

В снежном вихре мчат олени,

По холмистой тундре мчат,

Не бегут мои олени,

А по воздуху летят!

Я люблю езду такую,

Только править поспевай.

И поет душа, ликуя:

"Здравствуй, тундра, милый край".                 И. Истомин

Игра на воображение "Здравствуй, северный олень"

- Закройте глаза и представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, попали в пургу, встретили оленя. Откройте глазки! Что же вы скажете оленю?

Физминутка  "У оленя дом большой"

У оленя дом большой,        (руки над головой "домиком")

Он глядит в свое окошко,         руки параллельно полу (одна выше головы, другая ниже)

Зайка по лесу бежит,        (скачут, как зайцы)

В дверь к нему стучит:

- Тук-тук, дверь открой        (изображают стук в  дверь)

Там в лесу охотник злой.

- Зайка, зайка, забегай,        (делают приглашающий жест руками

Лапу мне давай.        (изображают рукопожатие)

- На севере Камчатки очень холодно (показ слайда № 9).

Одежда людей (шубы – кухлянки, шапки-малахаи, сапоги-торбаса) должна быть и теплой, и красивой, и удобной. Чукчи и коряки делают на ней вышивки из бисера, аппликации из кожи, украшают одежду разными узорами.

- Это могут быть и треугольники, и ломаные линии, и квадраты. А могут быть солнышки или веточки. Как вы думаете, что обозначают узоры-треугольники на одежде? (Вулканы, сопки) А ломаные линии? (быстрые камчатские реки, линию высоких гор, яранги в тундре) (показ слайда № 10).

3 этап. Практический

- Ребята, предлагаю вам присесть за столы.

- Обратите внимание, на столе находится изображение человека в  торбасах и кухлянке. Нарисуйте цветными карандашами  узоры и раскрасьте одежду в народном стиле коряков  (воспитатель помогает воспитанникам, испытывающим  затруднения при рисовании узоров на  бумажных торбасах и кухлянках. После рисунки размещаются на стенде "Стойбище "Кайныран").

- Ребята, вы такие молодцы!  Все украсили одежду коренных жителей.

- Вокруг себя обернитесь, из путешествия в группу вернитесь!

4 этап. Рефлексия

- Расскажите, пожалуйста, понравилось ли вам путешествие на север нашей Камчатки?

(Предложение должно начинаться со слов:

Мне понравилось…

Я научился (научилась)…

Я узнал(а) о …

Я хочу побывать …

Мне было интересно…

Я сегодня расскажу родителям о...)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Коренные народы Камчатки.

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы   на тему "Коренные народы Камчатки". В ходе мероприятия ребята расширят свои знания о...

Презентация "Коренные народы Камчатки"

Эта презентация  для родителей о проведённом мероприятии с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему "Коренные народы Камчатки"...

ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»

Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...

Дидактический материал "Коренные жители камчатки"

Беседа с детьми о народах населяющих Камчатку издавна. Знакомство с коряками, эвенами, ительменами, чукчами...

Дидактический материал "Коренные жители камчатки"

Беседа с детьми о народах населяющих Камчатку издавна. Знакомство с коряками, эвенами, ительменами, чукчами...

Коренные народы Камчатки.

Ученые уже не первое десятилетие спорят по поводу того, кто именно из народностей поселился первым на территории побережья на севере Великого океана. Эта территория носит название - Северная Пацифика....