ОД "Волшебная капуста"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_volshebnaya_kapusta.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект занятия по экспериментальной деятельности

«Волшебная капуста»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Волшебная капуста»

Цель: развитие у детей старшей группы познавательной активности через детское экспериментирование.

Задачи:

 образовательные:

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать знакомить детей с таким видом изобразительной техники, как «печать листьями»;

- учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о капусте, её видах, свойствах и пользе;

-формировать знания о профессиях лаборанта, огородника.

развивающие:

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

- развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия;

-умение работать самостоятельно и дисциплинировано.

воспитательные:

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-любовь к природе;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Способы организации детей: подгрупповой

Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии огородника, лаборанта, беседа о технике безопасности при проведении опытов, разучивание хороводной игры под музыку, беседа о белокочанной капусте.

Словарная работа: огородник, эксперимент, реактив, лаборатория, клетчатка, пищеварение, раствор, кислотность.

Методические приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Игровые: превращение в лаборантов, дидактическая игра «Блюда из капусты»,

Практические: выполнение опытов.

Наглядные: мнемотаблица, компютерная презенация.

Оборудование и материалы: папки «исследователей», карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги 10х10, одноразовые тарелки, стаканы и ложки; разные виды капусты, сок краснокочанной капусты, сок лимона, сода, вода, мыльный раствор, детские энциклопедии с информацией о капусте; одноразовые шапочки, нарукавники – по количеству детей, влажные и сухие салфетки, макет почтовой посылки, мяч, мнемотаблица «Расскажи-ка. Овощи и фрукты».

                                        Ход образовательной деятельности

1. Психологический настрой (1 мин)

В: Дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие: к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение.

Д: Здравствуйте! (С ладошки сдувают хорошее настроение гостям).

2. Вводно – организационный этап (2 мин.)

В: А теперь садитесь и послушайте, потому что у меня для вас есть сюрприз. (Вношу посылку.)

Мой знакомый Огородник прислал нам посылку.

Кто такой огородник?

Д: Человек, который выращивает овощи на огороде.

3. Актуализация знаний, восприятие и усвоение нового материала. (4 мин.)

В: Правильно. А для того, чтобы узнать, что в посылке, нам необходимо отгадать загадку:

             Стоит Матрёшка

             На одной ножке,

             Закутана, запутана.

             Что это?

Д: Капуста.

В: Почему вы так думаете?

Д: Потому что листы капусты плотно завиты вокруг кочерыжки.

В: Вы угадали! (Достаю вилок белокочанной капусты)

В посылке есть что-то ещё… (Достаю из посылки разные виды капусты.)

Какие виды капусты прислал нам огородник?

Д: Белокочанная, краснокочанная, цветная, пекинская.

В: Правильно. А теперь давайте поработаем с мнемотаблицей. Кто хочет рассказать о белокочанной капусте?

Д: Это белокочанная капуста. Она светло-зелёного цвета, круглой формы, на ощупь-холодная гладкая, тяжелая. Растёт капуста в огороде. Из неё можно приготовить различные блюда. Очень хорошо! А чтобы вспомнить, какие именно блюда можно приготовить из капусты, давайте сыграем в игру.

Игра «Блюда из капусты».

Вставайте в круг. У меня в руках мяч, кому я брошу его, тот называет одно блюдо из капусты. (Голубцы, пирожки с капустой, борщ, щи, капустный суп, салат и др.)

В: Вот как много различных блюд можно приготовить из капусты! Обратите внимание, что суп из капусты имеет своё название – щи. Щи раньше были, наверное, самой любимой едой, поэтому говорили: «Где щи, тут нас и ищи».

Кто может сказать, чем полезна капуста?

Д: Из неё можно приготовить вкусные и полезные блюда.

В ней много витаминов, которые нужны при борьбе организма с вирусами.

В: А ещё нужно сказать, что каждый вид капусты полезен и интересен по-своему. Предлагаю вам стать учеными и узнать, чем интересна краснокочанная капуста.

4. Продуктивная деятельность (10 мин.)

В: Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше сведений о капусте и подготовить, об этом небольшой доклад. Карточки с обозначением методов исследования, это - план наших действий. Давайте вспомним, с чего начать наше исследование?

Кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие

«Подумать самостоятельно». Что нам следует сделать после этого? Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, постепенно выстраивается вертикальная линия из карточек:

 «Подумать самостоятельно»,

 «Спросить у другого человека»

«Посмотреть в книгах»

«Позвонить знатоку»

«Посмотреть в интернете»,

 «Понаблюдать»

«Провести эксперимент».

В: Давайте договоримся - я буду вашим консультантом. Вы будете собирать всю информацию о капусте, и зарисовывать схематично в папках исследователей, а я на доске мелом.

И так, давайте подумаем, что нам уже известно о капусте? (овощ, растёт на грядках, любят зайцы, козы, кролики и люди).

В: Следующий метод - «Спросить у другого человека». Давайте обратимся к нашим гостям, и узнаем, что они знают о капусте.

1 гость - слово «капуста» произошло от древнеримского слова «КУПРУТУМ», что в переводе означает «ГОЛОВА»

2 гость – во всём мире выращивают 150 видов капусты

3 гость – капуста - это лекарство, которое может излечить человека почти от всех болезней.

Делаем пометки в папках исследователей.

В: Спасибо за помощь. А мы сейчас найдём информацию в книгах и позвоним знающему человеку – нашей медсестре.

В ходе телефонного разговора дети узнают, что капуста – лекарственное растение. Её можно применять при насморке и кашле, при ушибах, ожогах. Так же, она богата витаминами А и С полезна для лучшего роста детей, ведь капустный сок содержит ростовые вещества.

В: следующий метод «Посмотреть в интернете»

Презентация «Всё о капусте»

(где растёт, несколько видов, полезные качества)

Воспитатель приглашает детей в Лабораторию.

5. Динамическая пауза (1 мин.)

Д: Раз, два, три - наклонись,

Раз, два, три – повернись,

Раз, два, три – покружись,

В лаборантов превратись.

(Дети берут стулья и проходят на места.)

Опыт № 1

Воспитатель показывает детям белокочанную капусту, краснокочанную, пекинскую. Дети сравнивают капустные кусочки, рассматривая их под лупой.

Вывод: все листочки с прожилками и если сильно надавить, то выделяется сок.

Опыт № 2

В: А ещё, капуста обладает волшебными свойствами, и сейчас вы это увидите. Перед вами стаканы с прозрачными жидкостями.

У меня есть отвар краснокочанной капусты, он фиолетового цвета, как вы думаете, если я добавлю в каждый стакан с водой этот отвар, что произойдет с водой?

Д: Она станет светло-фиолетовая.

В: Давайте проверим.

В каждый стакан добавляется по столовой ложке отвара.

В первом стакане вода становится розовая,

Во втором стакане - синяя

В третьем стакане - зеленая

И в четвертом стакане – светло-фиолетовая.

В: Ребята, как вы думаете, почему произошла такая реакция? (ответы детей) Дело в том, что я заранее в каждый стакан добавила специальное вещество. В первый стакан я добавила сок лимона, во второй – соду, в третий – стиральный порошок, в четвертый я ничего не добавляла, поэтому вода стала, как вы и говорили, светло – фиолетовая.

Вывод: вещества, содержащиеся в капусте, способны изменить цвет в зависимости от среды, в которую они попадают (Кислая, щелочная и нейтральная).

А сейчас, я предлагаю желающим представить свой доклад по теме «Капуста» (после выступлений проводятся обсуждения и задаются вопросы).

Вывод: капуста улучшает аппетит, полезна при многих заболеваниях, оздоравливает организм человека - капуста очень полезный продукт.

6. Заключительный этап. (1 мин.)

В: Вам понравилось наше занятие?

Что запомнилось больше всего? Чем полезна капуста?

О каком виде капусты мы сегодня узнали? Почему краснокочанную капусту

называют волшебной? Чем она интересна?

7. Рефлексия (1 мин.)

В: Спасибо, ребята! Вы очень хорошо поработали сегодня! Каждый из вас получает звание: «Знаток капусты»! А ещё нас ждёт сладкий сюрприз! (Награждаю детей)

Поблагодарим гостей за внимание!

Д: Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка про аиста и капусту устарела

Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...

Сказка про аиста и капусту устарела

Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...

Сказка про аиста и капусту устарела

Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...

Сказка про аиста и капусту устарела

Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...

Сценарий конкурса красоты и творчества "Сударыня капуста"

Данный сценарий направлен на решение задач гражданского воспитания детей дошкольного возраста и не только, при  комплексно - тематическом планировании, тема "Овощи". Отражает специфику деятельнос...

Театрализованное занятие для старшего возраста «Завила оборки густо, узнаёшь её…капуста»

Данное театрализованное занятие знакомит детей с традициями осеннего народного праздника - Сергий Капустник....

Познавательно-творческий проект в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ№10 "Воздушные шары - познание, творчество, физкультура, праздник". Воспитатель: Капуста Л.Я.

Идея проекта возникла при составлении плана работы на лето в рамках тематической недели - "Неделя воздушных шаров". Как автор проекта,  я хотела показать, что воздушные шары в руках воспитателя м...