Программа комплексно- краеведческого музея “Исток ”
рабочая программа

Комплексно-краеведческий музей «Исток»

Комплексно- краеведческий музей “Исток” МКДОУ №346 в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания воспитанников о подвигах и биографии героев-сибиряков в ВОВ, об истории создания и строительства детского сада №346, истории и развития района и города Новосибирска, истории российского космоса, истории быта русской семьи. Музей развивает чувство причастности к судьбе малой Родины, воспитывает у воспитанников любовь и уважение к родному краю героям своей Родины, своей страны к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности воспитанников, способствует сохранению и укреплению российских традиций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzeya.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДЕТСКИЙ САД № 346 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

 Утверждаю:

Заведующий МКДОУ д/с№346

Бибанаева Н.Н._____________

Программа комплексно- краеведческого музея “Исток ”

МКДОУ №346 г. Новосибирск

 

На 2019-2025 учебный год

Составитель:

Ельчина Наталья Дмитриевна

2019 год

1.Пояснительная записка

Программа работы комплексно- краеведческого музея в детском дошкольном муниципальном образовательном учреждении составлена в соответствии

  1.  Законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Письмом Министерства Образования РФ от 12 марта 200 г. N 28-51-181/16 “О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ”
  3. Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11 “Методические рекомендации по организации деятельности детских музеев и развитию детских краеведческих объединений”.
  4. Примерным положением о музее образовательного учреждения.
  5. Концепцией патриотического, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель программы:

Способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию воспитанников, направленному на формирование и развитие личности обладающей важнейшими качествами гражданина, патриота России, своего края, истории советский космонавтики, история русской семьи посредством музееведения.

Задачи:

Общеобразовательные:

  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
  • Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
  • Через исследовательскую, проектную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых;
  • Развивать внимание, гибкость мышления и поведения; самостоятельность и инициативу.

    Предметные:

  • Формировать навыки работы с музейными предметами
  • Развивать умения работать с источниками информации, собирать информацию, оформлять экспозиции, проводить экскурсии;
  • Знакомить воспитанников, воспитателей, педагогов и гостей с музееведением и основными музейными темами (патриотическими, художественными, историческими, мемориальными, краеведческими и др., города Новосибирска, области, России, историей российской космонавтики, истории русской семьи );
  • Формировать краеведческую культуру воспитанников через приобщение к конкретным знаниям по истории своего детского сада, знаниям всех героев безымянной высоты 224,1, героев-сибиряков, историю открытия музеев и памятников Кировского района и всего города Новосибирска, знаниям развития историй всех районов города и области, историю быта русской семьи, космоса.
  • Приобщать воспитанников к поисково-исследовательской деятельности, краеведческой, посредством музееведения.

Комплексно- краеведческий музей “Исток” МКДОУ №346 в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания воспитанников о подвигах и биографии героев-сибиряков в ВОВ, об истории создания и строительства детского сада №346, истории и развития района и города Новосибирска, истории российского космоса, истории быта русской семьи. Музей развивает чувство причастности к судьбе малой Родины, воспитывает у воспитанников любовь и уважение к родному краю героям своей Родины, своей страны к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности воспитанников, способствует сохранению и укреплению российских традиций.

Работа музея способствует реализации компетентного подхода в воспитании и предполагает формирование у детей следующих ключевых компетенций:

-ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;

   -общекультурных: духовно-нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, самовыражение личности;

-общепознавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать и понимать необходимую информацию, передавать и критически ее осмысливать;

-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализации в обществе;

-личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, культура мышления и поведения.

Принципы реализации программы:

-деятельный подход- ребенок развивается в деятельности;

-принцип обеспечения успешности;

-принцип дифференциации;

-компетентный подход- воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

Педагогические технологии

Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельного подхода в обучении и воспитании:

-метод проекта;

- исследования;

-образовательных путешествий;

-технологии коллективных творческих дел;

-технологии проблемного обучения.

Ведущие направления деятельности:

  1. Организационная и методическая работа.
  2. Поисково-исследовательская работа.
  3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
  4. Экскурсионно-массовая работа.
  5. Наглядно-образовательная и воспитательная
  6. Работа с фондами.
  7. Информационно-технологическая работа.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

-образовательно- воспитательном;

-социально-проектном;

Формы работы в музее:

-практическая работа в музее с экспонатами и фондами;

-экскурсии, встречи, сборы, собрания, беседы;

-экскурсии вне музея;

-экскурсии и занятия в музее;

-изучение исторических событий;

-встречи в музее.

2.Общая характеристика

    Музей-важная составная часть регионального компонента плана детского сада, эффективное средство духовно-нравственного и гражданского воспитания детей. Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы воспитанник мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный институт, как музей.

    Одна из актуальных проблем современного общества- формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру. Участие в деятельности музея, собирание и описание его коллекций, создание экспозиций, использование материалов музея в программе по истории, краеведению приучают ребят к самостоятельной исследовательской работе. Забота о музее, пропаганда его материалов воспитывают уважение к памяти прошлых поколений, бережному отношению к наследию. Выполнение различных ролевых функций обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства и исполнительности, готовит ребенка к активной жизни в демократическом обществе, способствует социализации личности.

    Музей- это своеобразная модель системы культуры, играющая важную роль в воспитании личности. Программа работы музея предполагает организацию деятельности воспитанников от простого собирательства предметов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

    Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении курсов истории родины, мира, изобразительного искусства, окружающего мира, литературы и др. В условиях партнерского общения воспитанников и воспитателей, детей и родителей, открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

   Большое внимание в программе уделено экскурсионной подготовке воспитанников. Экскурсионная пропаганда тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внешних мероприятий. Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС, младшего поколения, главным направлением которой является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного ребенка является проблема выбора будущей профессии. Музей- одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний воспитанников, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Ценностные ориентиры содержания работы музея:

     Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края и родного детского сада, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные, культурные и правдивые ценности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:

       Личностные:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и региональной общности;
  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • Способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • Понимание культурного многообразия мира;
  • Уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • Открытие своих способностей, через самовыражение и самореализацию в значимых формах деятельности.

 Метапредметные:

  • Уметь общаться с людьми.
  • Вести самостоятельный творческий поиск и совместную деятельность с родителями.
  • Создавать свой творческий исследовательский проект.

        Предметные:

  • Способность организовывать музейную деятельность (оформить выставку, провести экскурсию и т.д.);
  • Владение умениями работать с различными историческими источниками (анализировать и обобщать факты);
  • Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • Способность решать творческие задачи;
  • Готовность к сотрудничеству со сверстниками в коллективной работе;
  • Освоение основ межкультурного взаимодействия в саду и социальном окружении и др.
  • Знание основ музееведческой деятельности, основные понятия, применяемые в музейном деле;
  • Оформление фото -дневников похода, экскурсии.

 

Универсальные учебные действия:

  • Проводить поиск информации, в документах, письмах и др., материальных памятниках;
  • Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в прошлые времена, рассказывать о событиях истории;
  • Давать оценку наиболее значимым событиям и личностям истории.

    Воспитанники получат возможность научиться:

  • Давать характеристику исторического развития сада;
  • Давать характеристику исторического развития родного края и народного быта, страны в космическом развитии;
  • Составлять планы местности и родословные схемы;
  • Высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия родного края;
  • Определять значимость музееведения и краеведения в целом;
  • Проводить экскурсии для воспитанников и гостей сада.

Ожидаемые результаты работы музея:

Для музея:

  • Оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;
  • Совершенствование содержания деятельности музея;
  • Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
  • Укрепление материальной базы музеев.

Для воспитанников:

Данная программа нацелена на развитие у воспитанников широкого круга компетентностей- социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- научную, общественную и др.;
  • Владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
  • Готовность к сотрудничеству со сверстниками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в саду и социальном окружении;
  • Активное участие воспитанников в военно-исторических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.

Предметные результаты:

  • Овладение представлениями об историческом пути народов своей страны, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
  • Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
  1. В воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно-нравственного развития воспитанников;
  2. В ходе реализации программ у воспитанников будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

Учебно-методический комплект

  • Сборник нормативно-правовой документации (по музею), Букарева Н.Н, методист отдела патриотического воспитания ДТД УМ “Юниор”, г. Новосибирск, 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгожданный прорыв блокады. Как начиналась легендарная операция «Искра»? В рамках сотрудничества Комплексно - краеведческого музея "Исток", МКДОУ д/с 346 с музеем "Победы", г. Москва

80 лет назад, 12 января 1943 года, началась операция «Искра». В ходе наступления Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. В сегодняшнем материале расскажем, как готовилось наступление и ...

Ефрейтор Иван Беляков. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва

Восстановить связь за 5 минут. Как 20 летний ефрейтор Иван Беляков помог прорвать оборону врага на Одере?...

Долгожданный прорыв блокады. Как начиналась легендарная операция «Искра»? В рамках сотрудничества Комплексно - краеведческого музея "Исток", МКДОУ д/с 346 с музеем "Победы", г. Москва

80 лет назад, 12 января 1943 года, началась операция «Искра». В ходе наступления Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. В сегодняшнем материале расскажем, как готовилось наступление и ...

Ефрейтор Иван Беляков. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва

Восстановить связь за 5 минут. Как 20 летний ефрейтор Иван Беляков помог прорвать оборону врага на Одере?...