КОНСПЕКТ ОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: «ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ НАШЕГО КРАЯ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Программное содержание:

         Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края.

         Рассказать о простых свойствах и назначении этих природных богатств.

         Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.

         Развивать логическое мышление, умение делать простые выводы. Формировать связную речь, умение пользоваться простыми и сложными предложениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_kraevedeniyu.doc972.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОД
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ  

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ТЕМУ:

«ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ

НАШЕГО КРАЯ»

 

-1-

       Программное содержание:

        Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края.

        Рассказать о простых свойствах и назначении этих природных богатств.

        Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.

        Развивать логическое мышление, умение делать простые выводы. Формировать связную речь, умение пользоваться простыми и сложными предложениями.

        Воспитывать умение слушать, желание больше знать о природе и богатстве родного края, гордиться тружениками нашего края.

Материал:

        Коробочки для сыпучих, жидких и твердых ископаемых: уголь, песок, глина, янтарь, гравий, нефть, торф, рыба, минеральная вода, лечебная грязь; иллюстрации тружеников края  в разных отраслях промышленности, аудиозапись «Песня о Калининграде» - музыка и слова Ксении Фомичевой, карта Калининградской области.

Литература:

        Ваулина В.П. «Наш край», журнал «Обруч»

-2-

Ход занятия

Беседа:

- Дети, в какой стране мы живем? А в каком городе? А какое рядом море?  ( Ответы детей)

Наш город Калининград находится на западе России. И наш край богат природными богатствами. Нашу область называют янтарным краем.

- Почему?  ( Ответы детей)

Янтарь – самое главное богатство нашего края, больше всех в мире он добывается у нас. Основной комбинат находится в поселке Янтарном, который недалеко от города Светлогорска. (Показываю на карте)  Добывают янтарь из земли, из залежей голубой глины при помощи мощных экскаваторов.

        В далекие времена люди находили кусочки янтаря на берегу Балтийского моря, его залежи были на дне Балтийского моря, потом люди научились вылавливать его сетями или ныряли за ним в морские глубины.

Исследование янтаря:

Предложить детям рассмотреть кусочки янтаря, подержать их в руке, сравнить с куском дерева, железа. Янтарь очень легкий камень, попробуйте опустить его в воду. Что произошло? Он всплывает на воде.

        А что делают из янтаря?  (Ответы детей) 

Из янтаря делают украшения, а еще его используют в промышленности, в медицине для изготовления лекарств.

        У нас в городе есть замечательный музей. Кто там был? Вам понравилось? Было интересно?

        Потом я еще много вам расскажу об янтаре, а сейчас покажу картинки и вы увидите, как добывают янтарь и какие замечательные украшения делают из него на Янтарном комбинате.

Наш край называют рыбацким. Почему? (Ответы детей) 

Самую разную рыбу ловят рыбаки на судах в море и заливе. (Дети подходят к карте области и находят Балтийское море и Куршский залив) Труден и почетен труд рыбаков. (Рассматриваем иллюстрации)

Ловят они самую разнообразную рыбу: судак, сельдь, лещ, окунь, треска, камбала, мойва, килька и т.д. Эту рыбу они привозят в наш город, а потом её продают в магазинах города и области или перерабатывают на рыбоконсервном комбинате.

-3-

        Дети, а соль вы все пробовали? Зачем нам она нужна? (Ответы детей)  В нашем крае есть солевые залежи, но они находятся очень глубоко под землей, на целый километр, поэтому у нас соль не добывают, так как это очень дорого. Соль к нам привозят с Украины.

        В нашей области есть болота, их осушают и получают торф.

Исследование торфа: дети рассматривают его, растирают пальцами.

Торф используют как удобрение, его вывозят на поля и огороды. Им можно  топить печки, но торф мало даёт тепла.

        Теперь я приглашаю вас в нашу картинную галерею. Что мы здесь видим?   (Дома)      А из чего они построены?    (Ответы детей) 

Богат наш край и строительным материалом. Вот он. Предлагаю вам его рассмотреть.

 Исследование: Дети рассматривают глину, песок, гравий, трогают их, сравнивают,  определяют их свойства.

Песок и гравий скрепляют цементом и получают бетон, а из бетона изготавливают блоки для стен и перекрытий между этажами, укрепляют блоки железной арматурой. У нас есть завод «ЖБИ», есть силикатный завод, где изготавливают кирпичи. А из глины делают осушительные трубы и черепицу для крыш. (Крыши из черепицы мы с вами рассматривали на картинках города Кёнигсберга).

Прямым «родственником» торфа является бурый уголь. Он образовался из болотной растительности, миллионы лет назад. При сжигании в печке он даёт мало тепла, его запасы небольшие и его у нас не добывают. Бурый уголь используется в промышленности. Из него получают горный воск, крем для обуви, клей, лаки, краски.

Исследование: Рассматриваем, берем в руки бурый уголь. Ребята, что вы ощущаете, когда держите его в руках.

        А теперь, я вас ребята, приглашаю к карте Калининградской области. Сейчас мы найдем здесь курортные города: Зеленоградск, Светлогорск, Пионерск. В этих городах есть санатории для взрослых и детей. Зачем они нужны? (Ответы детей) 

Около г.Светлогорска есть маленькое болотце, там добывают лечебные грязи. На вид она грязь, как грязь.  (Рассматривают её)  

-4-

Но свойства у неё волшебные. Она хорошо помогает людям, которые страдают болезнями суставов, такими как радикулит и ревматизм.

        Дети, а что у меня в руках? (Ответы детей) 

Правильно, это бутылка минеральной воды. Целебная вода продается во всех магазинах, используют её для лечения различных желудочных болезней, пьют для улучшения аппетита, в ней много полезных веществ. Недалеко от нашего детского сада есть, пив комбинат и там находится  скважина, из которой добывают минеральную воду, разливают в бутылки и отправляют в магазин. Добывают минеральную воду и вблизи г.Зеленоградска и г.Светлогорска. Вода эта так и называется: Калининградская, Зеленоградская, Светлогорская. Приготовьте свои стаканчики. (Педагог разливает минеральную воду и угощает детей)  Пейте на здоровье!

Вывод:

  • Дети, в каком городе мы живем?
  • Как называется наш край?
  • Чем богат наш край?

А теперь вы мне поможете поставить все стаканчики с образцами природных ископаемых в уголок на полочку. Как мы назовем этот уголок?   (Ответы детей) Правильно – природные богатства нашего края. Как вы думаете, природные богатства – часть природы? А человек? Человек должен заботиться о природных богатствах? (Ответы детей) 

Природные богатства нужны человеку и от их правильной добычи и применения зависит благополучная жизнь человека.

        Спасибо, ребята, за помощь. Можете пригласить сюда своих родителей и рассказать им о природных богатствах нашего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования

Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научного содержания, так и игровых....

Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

В статье показана роль исследовательской деятельности в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм исследовательской деятельности в работе с детьми...

Программа по дополнительному образованию культурологической и экологической направленности «Сияние Севера» для детей 5-7 лет как способ развития познавательных способностей старших дошкольников.

Статья освещает совместную работу эколога и психолога по развитию познавательных способностей старших дошкольников на культурологическом материале, с экологической направленностью....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии - исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавател...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: «ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ НАШЕГО КРАЯ»

     Программное содержание:         Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края....

ОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: «ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ НАШЕГО КРАЯ»

Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края.         Рассказать о простых свойствах и назначении этих природных богатств....