Проект: «Самара. История. Космос.»
проект (подготовительная группа)

Баталова Анна Борисовна

Актуальность проекта: Почти всем детям нравятся истории про космос, ракеты и дальние планеты. Это же настоящее чудо, которое начинается прямо у нас над головой! Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. А как интересно смотреть в ночное небо. Ребята задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, космических кораблях.

 Так что же такое космос? Как шло развитие космической отрасли? Какое место в этом занимает Самарская область? Почему Самару называют космической столицей? Наверно не все взрослые знают ответ на этот вопросы. На все эти вопросы мы и попытаемся найти ответы в ходе нашего проекта «Самара. История. Космос.»

Цель проекта: познакомить детей с историей развития космонавтики, изучение роли Самары в освоении космического пространства.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей исследовательские и инженерные навыки; умение анализировать результаты проведенных мероприятий.

2. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта, вступать в коммуникацию со сверстниками, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

3. Познакомить детей с историей развития космонавтики и  ролью Самарской области в освоении космического пространства.

4. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения видеть образовательную задачу, подбирать способы её решения.

7. Воспитать чувство горсти за свою Родину, Самарскую область, уважение к людям труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samara.istoriya.kosmos.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Самара. История. Космос.»

Автор: Баталова Анна Борисовна, АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 115 «Салют», Самарская область, г. Тольятти, воспитатель высшей квалификационной категории.

Актуальность проекта: Почти всем детям нравятся истории про космос, ракеты и дальние планеты. Это же настоящее чудо, которое начинается прямо у нас над головой! Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. А как интересно смотреть в ночное небо. Ребята задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, космических кораблях.

Так что же такое космос? Как шло развитие космической отрасли? Какое место в этом занимает Самарская область? Почему Самару называют космической столицей? Наверно не все взрослые знают ответ на этот вопросы. На все эти вопросы мы и попытаемся найти ответы в ходе нашего проекта «Самара. История. Космос.»

Цель проекта: познакомить детей с историей развития космонавтики, изучение роли Самары в освоении космического пространства.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей исследовательские и инженерные навыки; умение анализировать результаты проведенных мероприятий.

2. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта, вступать в коммуникацию со сверстниками, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

3. Познакомить детей с историей развития космонавтики и ролью Самарской области в освоении космического пространства.

4. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения видеть образовательную задачу, подбирать способы её решения.

7. Воспитать чувство горсти за свою Родину, Самарскую область, уважение к людям труда.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе, истории развития.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор литературы о космосе, презентаций, иллюстраций, фотографий, плакатов, атрибутов.

II. Практический этап.

1. Беседы с детьми. ОД .

2. Художественно-продуктивная деятельность: конструирование «Ракета», «Космодром», рисование («Загадочный космос», «Путь к звёздам»).

3. Работа с родителями по заданной теме.

4. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

5. Занятия с использованием STEAM-технологий: «От велосипеда до ракет (Самарский завод "ЦСКБ-Прогресс)» и «Космические опыты и эксперименты».

6. Распознающее наблюдение «Почему днем не видно звезд?»

7. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты «Ракета из воздушного шарика», «Звезды светят постоянно».

8. Просмотр мультфильма «Я буду космонавтом»

III. Итоговый этап

1. Создание видеоролика «Самара. История. Космос.»

2. Экскурсия в музей «Самара космическая»

3. Интегрированное занятие «Самара – город космонавтики»

Ожидаемый результат:

1. Расширение и систематизация знания об истории развития космонавтики в Самаре;

2. Развитие творческого потенциала;

3. Повышение мотивации детей к получению новых знаний;

4. Создание условий, которые способствуют формированию и закреплению представлений о вселенной, космосе;

5. Развитие навыков сотрудничества в совместной деятельности.

РППС: оформление выставки книг, иллюстраций о космосе; видеоролики «Самара – космическая», «Экскурсия в музей «Самара космическая»; выставка поделок «Космодром Восточный», «Космодром будущего «Вперед к звездам»; робомышь «Ракета» «Проложи путь космической ракете».; конструктор «Йохокуб», игровое пособие «Дары Фрёбеля».

S

Наука

Что и как исследуем?

Что и как изучаем?

Что и как познаем?

Узнаем интересные факты о космических объектах, планетах, звездах. Исследуем космические летательные аппараты. Познают строение космических кораблей.

Создаем космические постройки из йохокубов, даров Фрёбеля, конструктора, поделки из картона и бросового материала.

T

Технология

Какой алгоритм деятельности осваивают дети?

В процессе работы дети осваивают: конструирование по образцу (схеме), «чтение» схемы, анализ образца, подбор материала.

Конструирование по замыслу, развивать творческое мышление, воображение, побуждать детей создавать модели, опираясь на личный опыт и наблюдения.

Составление алгоритма (робомышь) «Проложи путь космической ракете».

E

Инжиниринг

Какой продукт (проект) создают дети?

Процесс проектирования от замысла к реализации работа с йохокубами – создание ЙОХО-ракеты

Создание выставок Космодром Восточный», «Космодром будущего «Вперед к звездам»

A

Искусство

Какие художественно-выразительные средства искусства ребенок осваивает? Какие методы творческой реализации выбирает ребенок?

Рассматривание иллюстраций «Первые в космосе», изображений внутреннего строения космических аппаратов.

Знакомство с видео экскурсиями «Самара космическая»

Развитие творчества при конструировании «Ракета», «Космодром»

M

Математика

Какие элементы математического мышления развиваются у ребенка (геометрическое, пространственное, алгоритмическое, временное, комбинаторика ит.п.)

Закрепление понятий величина, цвет, форма, геометрических тел (конус, цилиндр)

Развивать чувство пропорции.

Учить самостоятельно анализировать объект, выделяя его основные части.

Развитие поисковой деятельности (находить новые решения в процессе создания космодрома будущего)

S

Сделай сам

В какой вид активности вовлечены дети (проектная, игровая, речевая, познавательная, элементарная инженерно-техническая, коммуникативная и др.)

Проектная деятельность: через конструкторскую деятельность у детей развивается воображение, внимание, творческое мышление,

умение обобщать, анализировать; развитие индивидуальности ребенка, самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Игровая деятельность: сюжетно – ролевые игры: «Космонавты», «Строители» сюжет «Строим космодром»

Коммуникативная: развитие навыков сотрудничества в совместной деятельности – дети учатся договариваться, обсуждать совместные

Элементарная инженерно-техническая: использование различных приемов конструирования, возможность дополнять строительный материал другим конструктором, добавлять, изменять объекты постройки, комбинировать.

Содержание проекта:

Предварительная работа:

- создание развивающей предметно -пространственной среды;

- подбор информационных ресурсов, художественной литературы;

- атрибутов к сюжетно-ролевой игры

- Выставка совместных работ детей и родителей

- Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, космических кораблях.

- Подбор мультфильмов на тему космоса.

- Подбор фонотеки.

- Разработка конспектов ОД.

- Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.

- Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.

ОД:

Познавательное развитие «Самара – город космонавтики», «От велосипеда до ракет (Самарский завод "ЦСКБ-Прогресс)»

Художественно эстетическое развитие:

- Рисование: «Загадочный космос», «Путь к звёздам»

- Конструирование «Ракета» (дары Фрёбеля), «Космодром», «Йохо – ракета»,

Беседы с использованием презентаций.

1) Беседа «Что такое космос»; «Почему ракета летает?»

2) Виртуальная экскурсия по Самарской области «Самара космическая»

3) Беседа «Куйбышев – главная база ракетостроения».

4) Просмотр мультфильма «Я буду космонавтом»

Подвижные игры: «Подготовка к полету», «Соберём космический корабль», «Космостарт», «Возвращение в луноход», «Невесомость», «Космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Строители» сюжет «Строим космодром»

Дидактические игры: «Разложи планеты на орбитах», «Собери ракету», «Найди тень ракеты», «Добавь словечко», «Найди пару», «Подбери словечко», «Найди недостающую ракету», «Куда летят ракеты».

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»;

- Ю.Нагибин «Рассказы о Гагарине»;

- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»;

- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»;

- В. Цветков «Космос. Полная энциклопедия»;

- стихотворения о космосе;

- загадки о космосе.

Робототехника:

- робомышь «Ракета».

Результаты проекта:

В результате проекта мы с ребятами создали видеоролик «Самара. История. Космос.», посетили с родителями музей «Самара космическая».

На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект STEAM-технологии, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе и истории его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект: «Самара - мой родной город».

Развитие познавательной деятельности ребенка через формирование знаний о родном городе....

Педагогический проект " Самара мой город".

методическая разработка проекта "Самара мой город"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «САМАРА.КОСМОС»

Цель: изучить с детьми историю космонавтики и вклад Самарской области в развитие отрасли, развивать патриотические чувства у детей средней дошкольного возраста, гордость за родной город и страну....

Детский коллективный проект "Самара театральная"

Цель данного проекта: сформировать у детей представления о том, что театры бывают разные в зависимости от видов искусства; их посещают люди разных возрастов; актерами могут быть и люди и игрушки, но у...

Проект «Самара - космическая столица»

Проект по формированию у старших дошкольников представлений об истории Самарского края «Самара  - космическая столица»...

Проект "Самара - вчера, сегодня, завтра". История моего города.

Проект разработан для ознакомления детей старшего возраста с Историей Самарского края....

Виртуальная экскурсия "Самара и Космос"

Виртуальная экскурсия для познавательного времяпрепровождения родителей и детей позволит ознакомиться с интереснейшими фактами в космической отрасли города Самара, совершить путешествие в музей "...