Проект «Удивительный мир животных Поволжья»
проект (старшая группа)

Баталова Анна Борисовна

Обоснование проекта STEAM идеологии: В ходе проекта развивать у детей steams навыки: умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации; моделировать образ будущей деятельности, умение выбирать алгоритм деятельности, применять творческие механизмы реализации замысла, вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи,  придумать техническое решение поставленной задачи. Создание новой образовательной среды, которая сочетает в себе проектную, исследовательскую, игровую деятельности и одновременно развивает технические и творческие способности детей.

Программа STEAM-образования в дошкольном обучении имеет несколько модулей. Для проекта мы использовали такие модули: «Экспериментирование с живой и неживой природой» - эксперимент «Как звери меняют шубку?», «В мире животных». Дидактическая система Ф. Фребеля – построение животных из геометрических фигур. LEGO-конструирование – конструктор LEGO, ЙОХОКУБ. Робототехника – робомышь «Проведи до норки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Идея проекта:  Мир животных Поволжья богат и разнообразен. Лисица, белка, норка, куница, ондатра, ёж, заяц, косуля, лось, кабан – это далеко не полный список млекопитающих обитающих на территории Самарского края. Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие, у одних длинные уши, у других коротенькие, у одних есть рога, у других их нет, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле - ели заметны. Среди животных есть травоядные, хищники, грызуны. Первые представления, элементарные знания об животных ребенок получает в детском саду. Экологическое воспитание детей дошкольников предполагает, прежде всего, воспитание гуманного отношения к природе, к животному миру.

Название проекта: «Удивительный мир животных Поволжья»

Участники проекта:         Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель

Обоснование проекта STEAM идеологии: В ходе проекта развивать у детей steams навыки: умение видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации; моделировать образ будущей деятельности, умение выбирать алгоритм деятельности, применять творческие механизмы реализации замысла, вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи,  придумать техническое решение поставленной задачи. Создание новой образовательной среды, которая сочетает в себе проектную, исследовательскую, игровую деятельности и одновременно развивает технические и творческие способности детей.

Программа STEAM-образования в дошкольном обучении имеет несколько модулей. Для проекта мы использовали такие модули: «Экспериментирование с живой и неживой природой» - эксперимент «Как звери меняют шубку?», «В мире животных». Дидактическая система Ф. Фребеля – построение животных из геометрических фигур. LEGO-конструирование – конструктор LEGO, ЙОХОКУБ. Робототехника – робомышь «Проведи до норки».

Реализация проекта:         Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «Удивительный мир животных Поволжья» дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно - достоверные знания о животном мире; обогатится  словарный запас детей, познакомятся с редкими и исчезающими видами животных Поволжья, с научным понятием «Красная книга».

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире.

Проблемы взаимодействия человека с природой исследовали ученые применительно к разным этапам дошкольного возраста. Т.А. Маркова систематизировала изыскания в области экологического образования детей дошкольного возраста, в которых раскрывается проблема воспитания детей по отношению к природе. А такие педагоги как М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий рассматривают экологическое образование, как бережное, заботливое отношение дошкольников к природе. В работах О.М. Газиной и В.Г Фокиной показано влияние знаний об окружающей среде на воспитание положительного отношения к ней. Еще К.Д. Ушинский считал, что для всестороннего развития детей, необходимо влияние природы и природных объектов.Что именно с детства надо прививать любовь к природе, так как детские ощущения самые эмоциональные и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой».

В детском саду ребенок получает первые представления и элементарные знания о животных. Воспитание у детей гуманного отношения к природе и к животному миру – это основа экологического воспитания дошкольников. Впечатлительность и эмоциональная отзывчивость главные возрастные особенности дошкольников, них и формируется гуманное отношение к природе. Именно сострадание, сопереживание помогают ребёнку почувствовать чужую боль, как свою собственную, войти «в жизнь другого живого существа изнутри». Эти чувства определяют действенное отношение детей к природе, которое выражается в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Главным образом, это касается мира животных. Важно показать ребятам, что они занимают позицию сильной стороны по отношению к животным и поэтому должны беречь и заботиться о них. Именно отсутствие необходимых знаний у детей приводит к небрежному, а порой и жестокому отношению к животным. Поэтому важно формировать у детей доступные им экологические знания, которые включают в себя представления о животных как уникальных и неповторимых живых существах, их приспособлении к данной среде обитания, понимания того, что живые существа тесно взаимосвязаны друг с другом, что у каждого из них есть свои потребности,  именно на этой основе строится воспитание сопереживания и сострадания.

 По нашему мнению, одна из основных задач состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект «Удивительный мир животных Поволжья» направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром. Кроме главной цели, поставленной мною: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель - формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость - это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом - пусть это животное - он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.

Для того чтобы наш проект «Удивительный мир животных Поволжья»   был более успешным и увлекательным для детей, передо мной, стал поиск инновационных педагогических технологий, который соответствуя образовательным стандартам, в большей степени, будут основаны на практическом применении. Одной из таких технологий является: парциальная модульная программа «STEM – образование».

«STEM – образование» - это программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научное творчество. STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. В ходе проекта мы использовали образовательные модули: «Дидактическая система Ф. Фребеля»,  «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Робототехника».

Задача нашего проекта это привлечь внимание детей к диким животным родного края; уточнить и пополнить представления детей о жизни зверей; формировать представления Красной книге Поволжья, о животных, занесенных в нее; воспитывать желание самим заботиться о природе; развивать любознательность, самостоятельность в процессе рассуждений, поддерживать детскую инициативу, учитывая интересы детей.

Для мотивации детей на участие в проекте «Удивительный мир животных Поволжья» был просмотрен развивающий видеосюжет «Дикие животные», в котором прослушали голоса диких животных, посмотрели повадки зверей.  При обсуждении были заданы проблемные вопросы: «Все ли  животные живут в Поволжье?», «Каких животных не показали в сюжете?», «Все ли животные одинаковые по повадкам и образу жизни?». При постановке проектных задач я, создавая проблемную ситуацию, только помогала находить ответы на вопросы, не давая готовых ответов. Старалась мотивировать детей к реализации поставленных задач личной заинтересованностью к той деятельности, которой предполагали заняться. Наполнили предметно – пространственную среду иллюстрациями, книгами и энциклопедиями о животных, игрушками – животные Поволжья, макетами «Самарская Лука», дидактическими играми.

К сожалению, мы не можем непосредственно наблюдать за дикими животными, поэтому реализация проекта проходила через разные виды  детской деятельности. Данный проект реализовывался в течение месяца. Начало реализации проекта предполагало проведение образовательной деятельности: «Удивительная белочка», «Животные Жигулевского заповедника», «Егерь – помощник и защитник диких животных».  В ходе которых ребята пополнили знания о диких животных Поволжья, узнали о местах обитания, питании, приспособлении к сезонным изменениям в природе. Познакомились с новой профессией – егерь, его деятельностью, узнали, для чего необходим заповедник.

Большой интерес вызвал просмотр презентаций: «Знатоки природы», «Самарская Лука», «Красная книга Самарской области». Из них дети почерпнули много информации о разнообразии животного мира нашего края. Узнали, какие животные занесены в Красную книгу Самарской области и почему.

Родителям были предложены темы для домашних бесед с детьми: «О животных Поволжья», «Как звери готовятся к зиме», «Лось – самое крупное животное леса», «Выхухоль – животное, занесенное в Красную книгу». В группе ребята делились интересными фактами о жизни животных.

Полученные знания закреплялись в дидактических играх: «Найди лишнее животное», «Назови звериную семью», «Чем животные отличаются друг от друга?», «Что за зверь?».

Большую пользу, при изучении данной темы, принесло чтение художественной литературы: рассказы Бианки, Пришвина, Чарушина и др., сказки, пословицы и поговорки, стихи, загадки, рассматривание иллюстрации к книгам, рассматривание книг, энциклопедий «Животный мир».

Опытно – экспериментальная деятельность всегда вызывает большой интерес у ребят. Применяя технологию «STEM – образование» - модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» мы с детьми провели опыты «Как звери меняют шубку?», «В мире животных», «Почему у зверей разные хвосты?».

В современном мире робототехника привлекает детей. Они активно включаются в процесс программирования робомыши. Ребятам было предложено провести мышку до норки. Помогая дуг другу все, справились с поставленной задачей.

Модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» позволил ребятам смоделировать изображение диких животных из геометрических форм. Дети проявили большую фантазию и творчество.

В результате проекта совместно с родителями был пополнен книжный уголок: изготовлены книжки – малышки «Животные Самарской Луки», «Жигулевский заповедник», «Хищные – травоядные», «Зачем лосю рога?».    Для организации совместного досуга родителей с детьми была проведена интеллектуальная викторина «Удивительный мир животных Поволжья», которая вызвала большой интерес и расширила кругозор взрослых и детей.

Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной деятельности. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Важно не дать этому стремлению угаснуть. И только тогда, когда ребенок путем собственной поисковой деятельности узнает больше об определенном виде животного, особенно редкого, “проживет” с ним часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребенка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Удивительный мир животных Кемеровской области"

Изучая на занятиях по познавательному развитию, изобразительному искусству темы связанные с животным миром, столкнулась с проблемой, как мало дети знают о разнообразии жизни животных, а в частно...

Проект "Удивительный мир животных"

Проект для подготовительной группы...

Квест- игра к проекту " Удивительные рекорды животного мира"

Игра – явление многогранное. Она играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности обучающегося, его морально-волевых качеств, в игре р...

Проект " Удивительные рекорды животного мира"

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: окол...

Презентация к проекту " Удивительные рекорды животного мира"

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: окол...

Сценарий выступления проекта «Удивительные рекорды животного мира»

Сценарий выступления к презентации «Проект Удивительные рекорды животного мира» Материалы и оборудование: Компьютер для показа слайдов, проектор,  музыкальный центр для прослушивания ...

Проект: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран" (Описание проекта)

Материал содержит детальное описание проекта: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран"...