Рисование " Украшение свитера карельским орнаментом"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Меркурьева Елена Владимировна

Конспект занятия в рамках регионального компонента.На занятии закреплялись знания детей о карельском быте и особенностях прикладного искусства-вышивки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Приобщение детей к народному искусству карельского народа.

Задачи:

- Познакомить с карельскими узорами;

- Формировать представления о элементах узора (человек, животных, птицы, растения);

- Воспитывать у детей интерес к народному творчеству;

- Развивать зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику рук;

- Продолжать учить рисовать элементы карельского узора( кустик, ягодку, пригорок)

- Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением карельских узоровбеседа на тему«Карелия, моя!»; чтение карельских народных сказок; презентация о Карелии; экскурсия в музей, разучивание карельских народных игр, загадок, небылиц.

Материал: выставка предметов карельского быта (полотенце, рушник, фартук, вязаные вещи, шапка, шарф, свитер орнаментом оленя,  мультимедиа- проектор, ноутбук, красный карандаш, изображение свитера с наклеенной бумагой в клетку, линейка.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает поздороваться по-карельски «Терве». Каждый ребёнок здоровается друг с другом.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста. Почему мы с вами поздоровались по-карельски?

- Молодцы! Правильно! Мы живём в Республике Карелия.

 - А теперь я хочу загадать вам, карельскую загадку : Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает (нитка с иголкой). Я эту загадку неспроста загадала вам. И сейчас вы узнаете, о чём будет идти речь.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку-«мини музей».

- Давайте, посмотрим?

Воспитатель показывает предметы карельского быта : полотенце, фартук, прихватки, сарафан, рубаха, рушник.

- Ребята, назовите мне, пожалуйста, те предметы, которые вы узнали и как их используют в быту. (Ответы детей).

- А рушник? Что это за предмет? И для чего он был нужен?

Рушник, похож на длинное полотенце, которое использовали по праздникам, на свадьбах, встречали дорогих гостей с хлебом и солью, им украшали помещение.

- Посмотрите, ребята, какие предметы необычные. Чем они необычны?

(Ответы детей).

- Правильно узорами, вышивкой. Обратите внимание на вышивку. Это вышивка называется карельская вышивка или карельские узоры.

-Я предлагаю вам поиграть в народную игру «Нитка-иголка». В неё играли наши прабабушки и прадедушки на вечерних посиделках.

Физминутка:«Нитка-иголка» - народная игра

Игра - хоровод. Участники игры, взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале, дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась.

Исполняя песню, игроки закручиваются в «улитку», музыка прерывается, все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг к другу спиной, одновременно хлопая в ладоши, поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.

А теперь присаживайтесь и послушайте мой рассказ о карельской вышивке

Воспитатель демонстрирует мультимедийную презентацию о карельской вышивке, о быте карелов.

Мы живём в Карелии. Наш край северный суровый, очень красивый, но в нем мало ярких красок, поэтому в старину люди старались украсить свою жизнь, свой быт резьбой и росписью по дереву, плетением из бересты, красивыми ткаными дорожками-половиками и яркой вышивкой. Вышивкой женщины и девушки украшали одежду, скатерти, полотенца. Обратите внимание, ребята, что узор расположен внизу изделия или по кайме.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой цвет нитки использовали карельские рукодельницы больше всего? (Ответы детей).

- Правильно, красный.

- А как вы думаете, почему карельские рукодельницы использовали красный цвет? Раньше считалось, что красный цвет защищает от сглаза и порчи. И хозяюшки хотели защитить свой дом, близких от беды. Чаще всего встречаются красные узоры по белому холсту, белые вышивки на красном или белые по белому.

- Ребята, давайте рассмотрим карельские узоры. Какие орнаменты, вы видите на этих вещах? (Ответы детей).

- Правильно, молодцы! На этих вещах мы видим: людей, деревья, цветы, сказочных птиц, животных, геометрические фигуры. Вышивая, рукодельницы пели песни, развлекали себя музыкой.

-А здесь рядом на нашей выставке находятся предметы вязаной одежды . вы видите другие элементы украшения одежды: это вязка орнамента (показ вязаной одежды (свитер, шапки, рукавицы, шарф)

И сейчас я предлагаю вам загадаю загадку

«Входишь в одну дверь

А выходишь из трёх.

Думаешь, что вышел,

А на самом деле вошёл»

- Вы сегодня увидели много различных вышитых изделий, внимательно рассмотрели узоры. А теперь я предлагаю вам побывать в роли карельских мастериц и самим попробовать сделать эскиз -украшение для свитера. Перед вами белые свитера, и для того, что бы легче нам было нарисовать орнамент -наклеена полоса бумаги в клетку. Красный карандаш – красная нить. Итак, ребята, украсьте ваши свитера   по мотивам карельских узоров.

На экране выставлены элементы карельского орнамента, дети по желанию выбирают любой элемент.

Во время самостоятельной работы детей звучит карельская народная музыка «Кантеле».

         

           

Итог занятия : Выставка рисунков. Для оценки работ детьми приготовлены «смайлики». Ребята кладут «смайлик» на понравившуюся, наиболее выразительную и аккуратную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Декоративное рисование "Украшение свитера"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по рисованию в средней группе по программе "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы....

Рисование "Украшение свитера"

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги....

ООД по декоративному рисованию «Украшение свитера» (средняя группа)

-Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы.- Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу....

Конспект "Декоративное рисование "Украшение свитера""

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Оформлять украшенными полосками одежду, выреза...

Конспект занятия в средней группе "Рябинка" Декоративное рисование "Украшение свитера"

Конспект занятия в средней группе «Рябинка»тема: Декоративное рисование. «Украшение свитера» Воспитатель: Пелипейко Елена Александровна.10.12.2017Образовательная область:...

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию в средней группе (Рисование). Тема: Декоративное рисование «Украшение свитера».

Форма организации: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.Цель: украсить свитер узорами....

Рисование на тему: "Карельский орнамент".

Мы живём в Карелии. Наш край северный суровый, очень красивый, но в нем мало ярких красок, поэтому в старину люди старались украсить свою жизнь, свой быт резьбой и росписью по дереву, плетением ...