Беседа "Юрта - жилище тувинского народа"
материал

Глухенькая Диана Александровна

Беседа с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1347cc26b5fbfd87c1e996b36153604f.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Задачи:

 1.Образовательные: познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей тувинского народа. Расширить, обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к материальной части и духовной культуре народа.

2. Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление детей.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, к его обычаям и традициям.

Материал и оборудование: женский национальный тувинский костюм (платье, женские украшения чавага), тувинский музыкальный инструмент – хомус.

Предварительная работа: чтение народных сказок, рассказов и стихотворений тувинских писателей и поэтов. Рассматривание картины, иллюстраций альбомов по теме «Прослушивание народных песен», познавательные занятия «Мой любимый город – Шагонар».

Словарная работа: активизация слова «юрта»,  «чавага», «хомус»

Ход:

  1. Организационный момент:

Воспитатель в тувинской национальной одежде, дети подходят, рассматривают.

- Посмотрите, дети, сегодня я в необычном наряде. Я сегодня надела тувинскую национальную одежду. Вот это мое платье, оно у меня длинное, широкое, украшено тувинским узором

- А знаете, дети, почему платье женщины носили широкое? (ответы). Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т.е. ездили верхом на лошади.

- Какого цвета мое платье?

Посмотрите, какое на мне украшение. Это украшение называется – чавага. Сделаны из красивых бус.

- Вот мы рассмотрели с вами тувинскую национальную одежду тувинской женщины. Ребята, я хочу вас пригласить в гости к тувинской семье, но чтобы туда попасть нужно сначала ответить на вопросы:

- В каком городе мы живем? (город Шагонар)

- Как называется наша республика? (республика Тыва)

- Молодцы, ребята, теперь мы можем пройти (подходят к юрте).

2. Основная часть.

Воспитатель:– Экии! Что я сказала? Я поздоровалась на тувинском языке, давайте мы все поздороваемся с хозяевами.

( обращается к хозяйке юрты) Как называется ваш дом?

Хозяйка - Это юрта. Здесь живет моя семья.

Воспитатель: - Дети,как вы понимаете слово «семья»? (ответы). (мама, папа, дед, баба, дети).

Хозяйка –Сегодня я одна в юрте, все остальные ушли по делам. Давным-давно тувинцы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской.

Воспитатель: Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов).

Хозяйка–- Правая сторона юрты от входа называлась женской половиной. Там находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине.

Воспитатель:–А в левой стороне юрты в мужской половине что вы видите? (орудия труда, охоты).

- Что еще вы заметили в юрте? (огонь). Зачем нужен огонь? (ответы). Огонь, дети, у тувинского народа особо почитался. В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Костер всегда находится в центре юрты. Как вы думаете, куда же выходил весь дым от костра? (дым выходит через отверстие на крыше).

- Мы с вами рассмотрели юрту. А сейчас скажите мне, чем занимались люди в семье? (ответы). Конечно, мама – готовит еду, папа – охотится, пасет овец, коров, бабушка вышивает, дедушка – охраняет очаг, а дети – играют. А вы любите играть?

Физминутка - игра «Юрта».

Образуют круг и ходят по кругу со словами:

Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. (Пляска)

Воспитатель:– Дети, а вы любите слушать  музыку? В этой семье тоже любят слушать музыку. Садитесь  поудобнее ( обращается к хозяйке).Что за инструмент у вас в руках?

Хозяйка: Это мой любимый тувинский инструмент  хомус (показать хомус) Воспитатель: Хомус – это древний музыкальный инструмент. Его делают мастера. Звучание  очень нежное, сыграйте пожалуйста.

(После прослушивания, благодарят Хозяйку)

Воспитатель: Дети, как называется инструмент, на котором нам сейчас сыграли? (ответы)

(дети встают).

3. Итог занятия.

-Где мы были в гостях?

- С кем мы с вами познакомились?

-Что находится на женской половине юрты?

-Что находится на мужской половине юрты?

- Как называется женское украшение, которое завязывали на косу? (чавага).

-Для чего нужен огонь в юрте?

-Звучание, какого инструмента мы сегодня слушали?

- Молодцы, дети! Давайте попрощаемся с хозяйкой юрты. Байырлыг! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чай мой ароматный - драгоценность тувинского народа.

Цели и задачи:познакомить с обычаями принятия гостей в тувинской юрте, церемонии чаепития в ней, значимости и ценности тувинского чая;развивать интерес к тувинским играм , песням, танцам;воспитывать у...

"Юрта - жилище тувинских кочевников" конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Знакомство детей с традициями и обычаями тувинского народа (тувинских кочевников)....

Проект "Значение камня в жизни тувинского народа"

Проект "Значение камня в жизни тувинского народа"...

Традиции и обычаи Тувинского народа.

Презентация составлена по региональному компоненту  жителей Тувы....

10 удивительных жилищ разных народов

Человек во все времена стремился к теплу и уюту, к внутреннему покою. Даже самые заядлые авантюристы, которых всегда манят горизонты, рано или поздно возвращаются к домашнему очагу. Люди разных национ...

5 минутный мастер- класс. Жилище северных народов- чум.

Мой небольшой проект-как изготовить макет чума из подручных материалов и украсить группу к Новому году....

Консультация для родителей "Традиционное жилище коми народа"

Консультация для родителей подготовительных групп "Традиционное жилище коми народа"...