Методические рекомендации по теме «Ознакомление дошкольников с произведениями писателей Восточной Сибири»
методическая разработка

Методические рекомендации содержат картотеку писателей Восточной Сибири, сылки на произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методические рекомендации37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Управление образования Администрации Шелеховского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД № 10 «ТОПОЛЁК»

(МКДОУ ШР «Детский сад № 10 «Тополёк»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по теме

«Ознакомление дошкольников с произведениями писателей Восточной Сибири»

Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ ШР «Детский сад № 10 «Тополёк»

Бохан Марина Витальевна





Шелехов

2023 г.

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………………………

3

Аннотация……………………………………………………………………….

3

Пояснительная записка…………………………………………........................

Актуальность……………………………………………………………………

3

3

2

Содержание методических рекомендаций…………………………………….

4

3

Перспективный план по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири для младших и средних групп……………………………………………………………………………..

6

4

Перспективный план по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири для старших и подготовительных групп………………..............................................................................................

7

5

Картотека писателей Восточной Сибири………………………………………

8

6

Заключение………………………………………………………………………

9

Список литературы……………………………………………………………...

10

  1. Введение

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое (В. А. Сухомлинский).

#1040;ннотация

Любовь к родному краю, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего края. Для ребенка важно любить свою семью, свой родной город, людей живущих в нем.

Наш регион является настоящей сокровищницей народного языка. Сибирь в силу своего географического положения и исторических судеб стала своего рода перекрестком на путях различных этносов и культур.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника.

По нашему мнению, несомненным средством воспитания патриотизма в данном направлении является литература родного края.

Актуальность

В наш век – в век телевидения и компьютера, говорить о любви к книге, к чтению, может быть, так актуально. Да, сейчас так много информационных и познавательных программ. Но именно книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

На основании выше изложенного, целью методических рекомендаций является создание условий для развития интереса к культурному наследию родного края через произведения писателей Восточной Сибири, для усвоения моральных и нравственных норм и ценностей.

Задачи:

- знакомить с произведениями писателей Восточной Сибири;

- развивать нравственные и патриотические качества дошкольников через произведения сибирских авторов;

- воспитывать читательскую грамотность, прививать интерес к совместному чтению.

2. Содержание методических рекомендаций

Следует отметить, что литература родного края открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, воспитывает чувство патриотизма.

Литература родного края должна сопровождать человека с первых лет его жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений литературы родного края. Именно посредством произведений литературы родного края – в нашем случае - писателей Восточной Сибири - есть возможность показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми – все это и есть патриотическое воспитание. Согласно анализу методической литературы, мы можем отметить следующие направления работы:

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с семьей

Взаимодействие с социумом

НОД «Чтение художественной литературы»

Организованная детская деятельность

Игры и упражнения

Согласно учебному плану, расписанию НОД, тематическому планированию в группах.

Знакомство с писателями и их биографией

Чтение литературы согласно перспективному плану.

Оформление книг по прочитанным произведениям.

Вспомогательные средства для работы с книгой, произведением:

дидактические игры и упражнения;

артикуляционные упражнения;

дыхательная гимнастика;

пальчиковая гимнастика;

графические упражнения;

психогимнастические

упражнения;

пословицы и поговорки;

загадки;

развлечения;

семинары, консультации для педагогов.

Свободный доступ к книжному уголку.

Рассматривание рисунков,

картин, предметов, связанных с содержанием произведения.

Обогащение

предметно- развивающей среды, пополнение книжного уголка.

Консультации для родителей «Знакомство с творчеством писателей Восточной Сибири»,

«Литературный список произведений».

Организация и участие в

познавательных

литературных

викторинах.

Методы и приемы:

Дочитывание произведения до конца: беседа, разбор непонятных слов; по возможности – посещение мест, описанных в рассказах.

Организация

экскурсии в

библиотеку и музей(старших и подготовительных групп)

3. Перспективный план по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири для младших и средних групп

Тема недели

Название произведений и автор

Форма работы с детьми

«Игрушки»

Волкова С.Л. «Думка»

Беседа, о любимой игрушке, дидактическая игра «Угадай игрушку»

«Овощи. Огород»

Черных Ю.Е. «Как на нашей грядке»

Беседа, чтение загадок, заучивание.

«Фрукты».

Черных Ю.Е. «Песня ёжика»

Заучивание песенки наизусть.

«Осень. Признаки осени»

Сергеев М.Д. «Как Сибирячок Осень собирал»

Рассматривание иллюстраций осенних деревьев, беседа, Дидактическая игра «Угадай с какого дерева листок»

«Дикие животные и их детеныши»

Трофимов М.Е. «Стихи о животных»

Рассматривание иллюстраций, беседа, рассказывание детьми выученных наизусть стихов, чтение стихотворения

«Домашние животные и их детеныши»

Черных Ю.Е «Кто пасётся на лугу?»

Беседа, чтение стихотворения. Дидактическая игра «Найди картинку домашнего животного».

«Я. Части тела и лица»

Артемьева М. «Ладошки»

Читать стихотворение, использовать как пальчиковую гимнастику.

«Обувь»

Артемьева М. «Валенки для Валеньки»

Чтение стихотворения. Дидактическая игра «Укрась валенки».

«Зимние забавы»

Волкова С.Л. «Снегуркина кукла»

Беседа по иллюстрациям к произведению.

«Новый год»

Сергеев М.Д. «Удивительные превращения. Сказка о нетающей снежинке»

Беседа

Дидактическая игра «Собери снежинку»

«Животные жарких стран»

Сергеев М.Д. «Зеленая сказка»

Беседа по иллюстрациям к произведению.

«Дом. Квартира. Мебель».

Артемьева М. «Шалаш»

Чтение стихотворения.

Театрализация.

«Дикие животные весной»

Бунтовская С.Н «Как выдра спасла утят»

Беседа, рассматривание картинок

«Моя Родина»

Горбунов А.К. Гуси-Лебеди (Рассказ о Родине)

Беседа, рассматривание картинок

«День смеха»

Черных Ю.Е «Как в цирке»

Чтение стихотворения.

«Обитатели водоемов, морей и океанов и озера Байкал»

Сергеев М.Д. Глоток океана

Беседа о Байкале. СРИ путешествие на Байкал.

4. Перспективный план по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири для старших и подготовительных групп

Тема недели

Название произведений и автор

Форма работы с детьми

«Игрушки»

Волкова С.Л. «Думка»

Составление описательных загадок о любимой игрушке

«Злаки. Откуда хлеб пришел»

Черных Ю.Е. Сказка про наседку - непоседу (Сказка о том, как курочка вырастила колосок).

Выучить отрывок стихотворения.

«Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме»

Ольхон А.С. «Младший брат тигра» (Сказка)

.

Беседа по тексту, пересказ небольшого отрывка. Создание мини книги с иллюстрациями.

«Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету»

Машкин Г.Н. «Утёнок Кряк»

Беседа по прочитанному произведению, создание мини книги с иллюстрациями.

«Я. Части тела и лица. Туалетные принадлежности»

Баранов Ю.П. «Синонимы. Антонимы. Омонимы». (эмоции, чувства, черта характера)

Беседа «Что значит быть аккуратным?», Дидактическая игра «Угадай эмоцию»

«Обувь»

Артемьева М. «Сапожник»

Беседа «Зачем нужен сапожник». Создание мини книжки с иллюстрациями.

«Дикие животные зимой»

Бунтовская С.Н. «Белый волк»

Беседа по тексту, пересказ небольшого отрывка. Создание мини книги с иллюстрациями.

«Новый год.»

Баранов Ю.П. «Заветная мечта» (Зимняя сказка)

Баранов Ю.П. «Наш Иркутский Дед Мороз»

Беседа по тексту. Нарисовать мечту, рассказать о ней.

Беседа. Создание игры-ходилки «Путешествие Деда Мороза».

«Животные холодных стран»

Ольхон А.С.

«О Феде и белом медведе»

Беседа. Составление описательных загадок о животных холодных стран.

«Моя Родина»

Горбунов А.К. «Гуси-Лебеди» (Рассказ о Родине)

Беседа. Создание мини книги с иллюстрациями.

«Моя малая родина. Города Шелехов. Иркутск»

Баранов Ю.П. «Дача лунного короля». (Осенняя сказка)

Беседа о символе герба Иркутской области.

«Дом. Квартира. Мебель»

Артемьева М. «Шалаш»

Заучивание произведения наизусть. Создание театра на шпажках.

«Кухня. Посуда. Продукты питания»

Артемьева М. «Замешиваем тесто»

Составить мнемотаблицу для заучивания.

«Моя семья. Праздник мам»

Анохина Е.С. «В гости к бабушке»

Черных Ю.Е. «Егоркины скороговорки»

Заучивание стихотворения.

«Весна. Весенние месяцы»

Волкова С.Л. Корноушка (Сказка к Пасхе)

Беседа о празднике «Пасха»

«Дикие животные весной»

Сергеев М.Д. «Как медведь решил бульдозером стать»

Беседа. Создание мини книги с иллюстрациями.

«Обитатели водоемов, морей и океанов и озера Байкал»

Стародумов В.П. «Омулевая бочка»

Бунтовская С.Н. «Голомянка»

Бунтовская С.Н. «Рассказы.

Заповедные тропинки»

Бунтовская С.Н. «Нерпенок»

Беседа. Создание мини книги с иллюстрациями. Заучивание стихотворения.

«Насекомые».

Артемьева М. «Как пчелка готовит мед»

Создание мини книги с иллюстрациями. Заучивание стихотворения. Создание игры ходилки «Путешествие пчелки»

«Школа. Школьные принадлежности»

Артемьева М. «Сбор макулатуры», «Шагалка»

Беседа о школе. Создание коллекции школьных принадлежностей.

«Лето»

Артемьева М. «Как готовит пчелка мед»

Беседа о лете. Создание альбома «Безопасность летом»

Ссылка на произведения представленных в перспективном плане:

  1. Картотека писателей Восточной Сибири

ФИ писателя

Ссылка на биографию писателей

1

Анатолий Горбунов

2

Анатолий Ольхон

3

Василий Стародум

4

Владимир Корнилов

5

Геннадий Машкин

6

Евгений Хохряков

7

Елена Анохина

8

Мария Яковенко

(Артемьева)

9

Марк Сергеев

10

Михаил Трофимов

11

Светлана Волкова

12

Софья Бунтовская

13

Юрий Баранов

14

Юрий Черных

Ссылка на сайт «Детские писатели Приангарья: Список всех книг от А до Я.» Бесплатные полнотекстовые произведения. Скачать или прочитать

6. Заключение

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с произведениями писателей Восточной Сибири составлены на основе образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, и адресована педагогам дошкольного образования.

Данные методические рекомендации ориентированы на интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

7. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Загл, с экрана. (Дата обращения )
  2. Ведущий образовательный портал России «Инфо урок» [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения )
  3. Иркипедия – энциклопедия и новости Приангарья [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения )
  4. Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 291-293. — URL (дата обращения )
  5. (дата обращения )
  6. Международный образовательный портал Свидельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 57008 [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения )
  7. Научный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]: Режим доступа: / (дата обращения )
  8. Научный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]: Режим доступа: / (дата обращения )
  9. Писатели Приангарья – детям [Электронный ресурс]: Режим доступа:

(дата обращения )

  1. Сайт «Открытый урок» [Электронный ресурс]: Режим доступа / (дата обращения )
  2. Централизованная библиотечная система города Иркутска

[Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения )

  1. Юрина Е. Н. Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 139-141. — URL


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...

Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»

Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....

Методические рекомендации для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями родного города"

...если мы хотим , чтобы наши дети полюбили свою страну, свой родной город, нам нужно показать их с привлекательной стороны; тем более,что нам есть, чем гордиться.Но никакие знания воспитателя не даду...

Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Доклад на тему:"Ознакомление с устным народным творчеством писателей Мордовии"

Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка....