Паспорт проекта "Саратовский калач-частица души народа"
проект (старшая группа)

Карачева Наталья Владимировна

  У детей дошкольного возраста наблюдается  небрежное отношение к хлебу и недостаточно уважительное отношение к труду людей, которые причастны к появлению хлеба на столе. И, конечно, современным ребятам незнакомы традиции и обряды, связанные с хлебом, такие как проводы и встреча хлебом-солью. Воспитанники мало интересуются историей хлеба, относятся к нему, как обычному продукту питания, который сопровождает каждый прием пищи. Детям незнакома ценность хлеба, как важного продукта на столе русского человека. Всё это натолкнуло на мысль расширить знания детей о долгой дороге хлеба к столу и познакомить с символом нашего края, традиционным хлебным продуктом-калачом Саратовским. Саратовский калач - это не только символ города Саратова, но отличительный знак, отражающий историю, традиции и успехи жителей Саратовской области.

Актуальность проекта перекликается с целью Федеральной Образовательной Программы ДО: разностороннее развитие ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

                                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

   «Детский сад №78» Энгельсского муниципального района

                                Саратовской области  

                                                  Проект

    для детей 5 - 6 лет

                  «Саратовский калач - частица души народа»

                  Подготовили воспитатели: Н.В.Карачева

                                                                                              В.П.Малышко

  2023 год

                                         Паспорт проекта

Творческое название проекта: «Саратовский калач - частица души народа»

Авторы проекта: воспитатели Карачева Н.В., Малышко В.П.

Участники: дети старшей группы № 7, родители, воспитатели.

Тип проекта:  познавательно - игровой.

Продолжительность проекта: с 18.09 по 30.11.2023 год.

Актуальность проекта

  У детей дошкольного возраста наблюдается  небрежное отношение к хлебу и недостаточно уважительное отношение к труду людей, которые причастны к появлению хлеба на столе. И, конечно, современным ребятам незнакомы традиции и обряды, связанные с хлебом, такие как проводы и встреча хлебом-солью. Воспитанники мало интересуются историей хлеба, относятся к нему, как обычному продукту питания, который сопровождает каждый прием пищи. Детям незнакома ценность хлеба, как важного продукта на столе русского человека. Всё это натолкнуло на мысль расширить знания детей о долгой дороге хлеба к столу и познакомить с символом нашего края, традиционным хлебным продуктом-калачом Саратовским. Саратовский калач - это не только символ города Саратова, но отличительный знак, отражающий историю, традиции и успехи жителей Саратовской области.

Актуальность проекта перекликается с целью Федеральной Образовательной Программы ДО: разностороннее развитие ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

                                                             

Гипотеза

В ходе познавательно - исследовательской  деятельности у детей появится возможность познакомиться с историей возникновения Саратовского калача и особенностями его изготовления. У ребят расширятся представления о пути хлеба к столу. А так же проект поспособствует воспитанию у детей уважительного отношения к хлебу в целом и людям, которые его выращивают и пекут.

Цель проекта: расширить представления детей о хлебе посредством реализации этапов проекта.

Задачи:

- познакомить детей с историей «Саратовского калача»;

- пополнить и углубить знания детей о хлебе;

-создать условия для совместного творчества, познавательно-исследовательской деятельности, театрализованной деятельности;

- расширять знания детей  о значении хлеба в жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

- развивать творческие и коммуникативные способности детей;

- привлечь родителей к реализации проекта с целью укрепления  детско - родительских отношений и активизации участия в образовательном процессе.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:  

- беседа с детьми;

- рассматривание иллюстраций, альбомов;

- чтение художественной литературы;

- знакомство с пословицами и поговорками о хлебе;

- разгадывание загадок по теме;

- познавательно - исследовательская деятельность;

- экскурсия на кухню;

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

- обогащение предметно - развивающей среды;

- дидактические игры;

- театрализация сказки;

- подвижные игры;

-выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях с родителями;

-создание альбома «Баранки, калачи с пылу, с жару из печи»;

-посещение музея Саратовского калача с родителями (по возможности).

-проведение итогового мероприятия: квест-игры «Хлеб всему голова».

                             

                              Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность детей

Деятельность педагога

Деятельность родителей

  1. Подгото -

вительный

1. В процессе еды, за столом было замечено небрежное отношение к хлебу у воспитанников  (игры, бросание на стол и т.д.) Детям необходимо  дать знания о пути хлеба на стол. А так же, познакомить с историей символа нашего края - Саратовского калача.

4. Принятие задачи. Участие в обсуждении проекта.

1.Создание мотивации на проектную деятельность.

Создание  затруднения для детей «Как появился хлеб?», «Какой хлеб пекли в нашей губернии?», « Кто участвует в процессе приготовления хлеба» в процессе дидактической игры «Откуда хлеб пришёл?» и рассматривания  альбома «Хлеб бывает разный».

2. Составление перспективного плана по реализации проекта.

3. Подбор художественной и познавательной литературы, иллюстраций, загадок, игр по теме проекта.

4.Ознакомление родителей с планом работы над проектом.

1. Изучение материалов папок-передвижек, консультаций для родителей «Роль проектной деятельности в социально-коммуникативном и познавательном развитии ребёнка», « Чем славится наш край».

2.Основной

1. Рассматривание альбомов:

«Зерновые культуры», «Хлебобулочные изделия»,  «Музей «саратовский калач», «От зёрнышка к хлебу», «Профессии: хлебороб, пекарь, мельник», пшеничных колосьев, зёрен пшеницы, ржи, овса. 2.Дидактические игры «Что нужно для работы?»,

«Хлеб, какой он?», «Назови профессию», «Что сначала, что потом».

Разрезные картинки. Участие в беседах «История Саратовского калача», «От зёрнышка до стола», «Берегите хлеб»

3. Экскурсия на кухню детского сада: технология замешивания теста для булочек.

4.Наблюдение за колосками в вазе

«Проращивание зерна» (пшеницы).

Посещение музея Саратовский калач совместно с родителями.

 Пальчиковые игры: «Муку в тесто замесили»,

«Бублик, баранку, батон и буханку повар из теста испёк спозаранку». Разгадывание загадок.

5. Подвижные игры «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор»,

«Дружные зёрна».

Физкультминутка «Каравай».

  6.Продуктивная деятельность:

- раскрашивание

«Хлебобулочные изделия»;

- рисование:

«Саратовский калач».

- аппликация:

«Чудесный колосок».

- лепка из соленого теста хлебобулочных изделий.

7.Театрализованая сказка «Колосок» 

8. Во время одной из бесед Павел рассказал ребятам, что побывал на экскурсии - на ветряной мельнице. Там он видел, как из пшеничных зёрен получается мука, как работает мельница за счёт силы ветра.  Рассказал о своих впечатлениях, эмоциях.

9.Опытно-экспериментальная деятельность: превращение пшеничного  зёрна в муку.

1. Беседы  «Злаки и хлебобулочные изделия», «История Саратовского калача», «От зёрнышка к столу».

2. Подготовка наглядных материалов для рассматривания, дидактических игр, атрибутов для драматизации сказки, шаблонов для раскрашивания.

3.Организация экскурсии на кухню детского сада.

4. Проведение подвижных игр «Кто быстрее отвезёт зерно на элеватор», «Дружные зёрна».

5.Чтение художественной литературы, загадок, поговорок и пословицы.

6. Организация и проведение квест-игры «Хлеб-всему голова».

1. Чтение детям рекомендованной литературы.

2. Помощь в создании предметно-развивающей

среды.

3.Совместная деятельность с детьми по выпечке хлебобулочных изделий.

4. Совместное посещение музея «Саратовский калач» (по возможности).

5. Экскурсия семьи Храбровых на ветряную мельницу.

  1. Заключи -

тельный

1.Участие в квест-игре «Хлеб - всему голова».

2. Участие в создании фотоальбома "Баранки, калачи с пылу с жару, из печи».

3. Совместное обсуждение результатов проекта.

1.  Фотоальбом  «Баранки, калачи с пылу с жару, из печи».

2. Проведение квест-игры «Хлеб - всему голова».

3. Презентация проекта.

1. Выпечка хлебобулочных изделий совместно с детьми.

2. Участие в создании фотоальбома «Баранки, калачи с пылу с жару, из печи»

Результаты проекта

- воспитанники группы получили знания о символе Саратовской губернии - калаче, познакомились с историей создания калача и его отличительными особенностями;

- у детей сформировались интерес и уважение к профессиям людей выращивающих хлеб, расширились знания о значении хлеба в жизни человека;

- дети получили представление о технологии приготовления  дрожжевого теста для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий;

- проект способствовал обогащению словарного запаса;

- проект способствовал сплочению детско - родительских отношений, активизации родителей в образовательном процессе;

-обогащена предметно - развивающая среда группы: альбомы и дидактические игры, сделанные вручную; муляжи колоска и хлебобулочных изделий из теста; муляж мельницы; шапочки - атрибуты.

Схема реализации проекта

Разделы

программы

     Виды взросло - детской деятельности

Познавательное

развитие

Рассматривание альбомов « Злаки», « Хлебобулочные изделия»

Цель: расширять представление детей о злаковых культурах, из которых выпекают черный и белый хлеб, хлебобулочные изделия.

Беседа: « История Саратовского калача»

Цель: расширять кругозор детей о калаче в народных традициях Саратовской губернии; познакомить с интересными фактами истории Саратовского калача.

Беседа  «От зернышка до стола», « Берегите хлеб!»

Цель: расширять знания детей о различных профессиях работников сельского труда; формировать уважительное отношение к хлебу.

Наблюдение за колосками в вазе

Цель: развивать умение обследовать колоски злаковых культур; воспитывать осторожное обращение к засушенным колосьям.

Экскурсия на кухню:

«Технология замешивания теста для выпечки булочек».

Цель: сформировать представления детей о технологии дрожжевого теста; познакомить с условиями, необходимыми для выпечки булочек.

Экспериментирование:

«Превращение зерна в муку» ( ступка, кофемолка)

Цель: познакомить детей с принципом работы мельницы и способом получения муки из зерна.

 «Проращивание зерна» (пшеницы).

Цель: способствовать формированию практических навыков посева семян; формировать представления о необходимых благоприятных условиях для роста зерна.

Познавательно-исследовательская деятельность.

«Замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях».

Цель: способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.

Посещение музея Саратовский калач совместно с родителями.

Цель: развивать интерес детей и родителей к познанию представлений о малой родине, представленных в социокультурных ценностях.

Квест-игра «Хлеб-всему голова»

Цель: закрепление представлений пути хлеба на стол; расширение знаний об истории символа Саратовской области- калаче Саратовском; развивать мышлений, фантазию, инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.

Речевое

развитие

Знакомство с пословицами, поговорками.

Цель: учить детей понимать и пояснять значение пословиц и поговорок о хлебе, хлебобулочных изделиях.

Разгадывание загадок.

Цель: расширение кругозора и эрудиции за счет обогащения словарного запаса; развивать речь детей, память, умение проявлять смекалку.

Чтение художественной литературы:

сказки « Легкий хлеб», « Колосок», « Вершки и корешки».

И. Токмакова « Что такое хлеб».

В. Дацкевиц « От зерна до каравая».

П.Коганов « Хлеб -наше богатство».

Цель: развивать умение внимательно слушать произведения, высказываться о прочитанном,  высказывать свою точку зрения; расширять представления детей о ценности хлеба, как продукте  труда многих людей.

Дидактические  игры: « Что нужно для работы хлебороба?», «Назови профессию».

Цель: упражнять в правильном употреблении основных профессий, связанных с получением хлеба( тракторист, комбайнер, сеяльщик, мукомол, пекарь) и сельскохозяйственной техники( борона, сеялка, комбайн).

Дидактическая игра « А какой он, хлеб?»

Цель: обогащать словарный запас детей; закреплять умение подбирать слова признаки к заданному слову.

Социально-коммуникативное

развитие

Дидактическая  игра « Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; развивать познавательный интерес.

Дидактическая игра « Кому, что нужно для работы?»

Цель: закреплять знания детей о профессиях людей выращивающих хлеб; обогащать социальный опыт.

Настольно - печатные игры:

- «Что сделано из муки?».

Цель: развивать познавательный интерес; зрительное внимание.

- «Разрезные картинки».

Цель: закреплять умение составлять целое из частей, развивать восприятие пространственного расположения деталей.

Сюжетно -ролевая игра: « Откуда хлеб пришел?»

Цель: формировать у детей уверенность, умение действовать согласно принятой на себя роли.

Театрализованная игра « Колосок».

Цель: развивать у детей умения создавать игровые образы с использованием выразительных средств.

Художественно -эстетическое

развитие

Продуктивная деятельность:

- раскрашивание « Хлебобулочные изделия»;

- рисование: « Саратовский калач».

Цель: развивать творческие способности, фантазию и индивидуальность при выборе цветового решения в процессе раскрашивания.

- аппликация: « Чудесный колосок».

Цель: формировать умение детей использовать нетрадиционные методы аппликации.

 - лепка из соленого теста хлебобулочных изделий.

Цель:  вызвать у детей интерес к изготовлению изделий из теста; развивать умение пользоваться различными приемами лепки (раскатывание, соединение деталей, сплющивание).

Физическое

развитие

Подвижные игры:   «Кто скорее отвезет зерно на элеватор»,  «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнований; развивать умение действовать в команде.

Физкультминутка « Каравай».

Цель: развивать координацию движений, мелкую и крупную моторику.  

Пальчиковая гимнастика « Муку в тесто замесили…», «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, активизировать речь.

       ПРИЛОЖЕНИЯ

                                         к проекту 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"

Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...

"В игре - душа народа"

Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в ист...

Конспект доминантного занятия "Музыка-душа народа"

Конспект доминантного занятия на тему" музыка-душа народа". Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ ЦРР №5 Ловдиковой О.М....

"Песня - душа народа"

Тематическое занятие для подготовительной группы - русской песне....

Календарно-тематическое планирование "Фольклор - душа народа"

Календарно-тематическое планирование "Фольклор - душа народа" в рамках проекта...

Развлечение "Песня - душа народа"

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный материал подбирается из ранее разученных песен и танцев....

Творческий проект «Фольклор – душа народа»

Фольклор народов  – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа являет...