Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».
статья

Елена Васильевна Наприенко

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена на коммуникацию и социализацию воспитанников. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, психологам, педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека интеллектуальных игр с бусами «Бусоград» по методике М. И. Родиной

Вариант №1

«Бусы и шкатулочка»

Педагог:

Жили - были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят (потрясти, сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы). На что похож звук бус?

Педагог: Шкатулочка открывается, бусы появляются (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка от шкатулки)

Бусы, бусы, покатитесь,

Красотою похвалитесь! (двумя пальцами поднять бусы вверх)

А теперь опять сложитесь,

И тихонько спать ложитесь.

Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами рук обратно в ладонь, а другой ладонью прикрывается сверху).

Вариант №2

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»(Из кусочка делаем улитку-детку).

Вариант №3

Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) медленно поднять бусы и вращать кистью руки, ускоряя, а затем замедляя вращение до полной остановки. Кладем бусы обратно в ладошку. Затем также берем и вращаем другой рукой.

Вариант №4

«Узоры»

Педагог:

Лежали как-то бусы на полочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Упали бусы с полочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми). Важно, чтобы каждый педагог (ребёнок) произнёс вслух название своего узора.

Вариант №5

«Рисуем бусами»

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

Предложить педагогам под спокойную музыку положить бусы на пол выложить из них свой узор. Это могут быть цветок, грибок, кошка, машина, бабочка, птичка…

  1. ДОРОЖКА, (растянуть указательными пальцами).

Бусы  в кучку соберём, Их ладошками сгребём.

Бусы пальчиком поманим И в дорожку их растянем.

Каждому ребёнку раздаётся по одной ниточки бус. На полу или на столе собрать ладошками бусы в одну кучу. В центр «Кучи-малы» из бус поставить два указательных пальца и растянуть бусы в разные стороны.

  1. УЛИТКА.

На краешек дорожки положим мы ладошку. Покрутим немножко Нашу ладошку.

Что же, что же тут случилось? Здесь улитка получилась!

    Двумя указательными пальцами растянуть из одних бус «дорожку». Затем, край дорожки накрыть ладонью и сделать несколько вращательных движений кистью руки, прижимая её к бусам. Крутить бусы не до конца, оставить небольшой  кончик. Таким образом, бусы закручиваются в «Улитку».  

Улитка получилась

Всем на удивление

Красивая такая

Просто загледенье.

3. КОЧКА, ГОРОЧКА, ГОРА, (растянуть из бус «ДОРОЖКУ» В центр поставить указательный палец. Потянуть цепочку пальцем по полу от себя. Сначала немного потянуть – «КОЧКА». Затем потянуть – больше – «ГОРКА», еще больше – «ГОРА».

Сделай, маленький дружок,

Из «ДОРОЖКИ» - «БУГОРОК!»

«КОЧКА»«ГОРОЧКА»«ГОРА» -

Вот так славная игра!

4. ТАРЕЛКА, ЛОДОЧКА, КВАДРАТ.

Двумя указательными пальцами растянуть из бус «ДОРОЖКУ».

В центр между цепочками бус поставить указательные пальцы на небольшом расстоянии друг от друга. Затем потянуть бусы обоими пальцами к себе (по полу).

Сначала немного- «ТАРЕЛКА». Затем потянуть больше – «ЛОДКА», и еще больше – «КВАДРАТ».

5. ПТИЧКА(указательным пальцем подвинуть середину бус).

6. ВОЛНА. (указательными пальцами приподнять край бус)

7. ДОМИК.

Вот  две дорожки,

Квадратик потом,

Над ним треугольник - Построили дом!

  Растянуть две «дорожки» из бус, параллельно друг другу. Получается одна над другой. Из нижней дорожки, двумя указательными пальчиками сделать квадрат – основание домика. Из верхней дорожки, сделать треугольник – крыша домика.

 8. ПАРУСНИК.

Бусы снова мы возьмем, В две дорожки соберём.

 

Пальчики, нам помогайте, Строить лодку начинайте!

Над лодкой пальчиком одним Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд, Радость детям он везёт!

 

Вариант №6

«Рисуем бусами все вместе»

Каждый педагог (ребёнок) выбирает себе бусы (разноцветные). Под музыку создают бусами общий групповой рисунок. («На лесной полянке»«Морское царство»)

ИГРА от БУСИНКИ!

Удобное закрепление пройденного материала

ХОДИМ В ГОСТИ ПО УТРАМ и ВЕЧЕРАМ ТАРАМ, ТАРАМ! 

А теперь мы поиграем, Всех друзей к себе зовём. Дружно бусы мы возьмём и себе построим дом!

Дети берут по двое бус (среднего размера), делают, каждый себе домик, на любом свободном   месте помещения. Кто первый сделал, встаёт в домик (в квадратик). После того, как все детки встали в домики игра продолжается.

Вышли дети погулять

И друзей себе искать.

Ходят, бродят  ищут друга.

Ну, а кто-нибудь подругу.

 

Дети спокойно ходят врассыпную, между домиками, не задевая их ногами. Ищут себе пару! Для поднятия эмоционального состояния можно добавить музыкальное сопровождение.

Шли, шли и пришли.

Вот друг друга мы нашли!   (берут свою пару за ручку) 

Друга в гости пригласим

И пойдём с ним погостим! 

Дети договариваются, к кому в гости они пойдут. Затем идут к домику одного из пары. Встают вместе в домик.  

 

 С другом весело играли.   (играют с другом в ладушки) Поиграли и сказали:

«У тебя хороший дом:   (хлопают в ладоши) 

Как тепло, уютно в нём!» Всем пора в свои дома, И продолжится игра!

В игру можно играть несколько раз, дети меняются парами, приводят к себе в домики друзей в гости. А закончить игру можно словами:

 

Всем пора в свои дома.

Вот и кончилась игра! 

 

                                                                                                     

                                                                                                  Приложение № 3

Примеры музыкальных упражнений и игр.

Хороводный шаг с бусами (Это упражнение развивает координацию, ориентацию в пространстве, вызывает желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях).

Следующая игра «Найди друга». Дети встают в круг, один ребенок остается в круге. Ребята идут по кругу, а водящий, держит в руках бусы и идет противоходом и говорит: «По кружочку я пойду, друга я себе найду бусы на него надену, с ним я в круг плясать пойду…». Водящий выбирает друга, одевает на него бусы и показывает движения, друг их повторяет и т.д.

Игра «По кружочку я пойду». Эта игра способствует закреплению музыкально-ритмических, танцевальных движений, с которыми дети уже знакомы, а также развивает творческую фантазию и раскрепощает детей.

А сейчас фея Бусинка принесла волшебную шкатулку с бусинами. Игра называется "Бусы и шкатулочка" ее можно использовать в качестве пальчиковой игры на муз. занятии, она способствует развитию мелкой моторики, воображению.

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?" Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.



Предварительный просмотр:

Смотр- конкурс «МУЗ -ЧАРТ»

III регионального Фестиваля педагогического творчества

«Ангарская волна-2023».

Номинация «Музыкальная шкатулка».

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».

Выполнил: музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад «Сказка»,

 г. Вихоревка

Наприенко Елена Васильевна.

Аннотация.

 Данная технология интеллектуальных игр с бусами «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» социально-педагогической направленности ориентирована на развитие   интеллектуально - творческих способностей и инициативы, коммуникативных навыков и воображения, мелкой моторики, речи, развитие пространственной ориентации посредством рисования бусами под музыку, проигрывания разных музыкальных игр используя данный материал.  Данная технология является разработкой известного педагога: Родиной М.И. В ней использован педагогический опыт педагога, на протяжении многих лет работающего в этой технике с детьми разного возраста, а также собственная система взглядов на обучение детей этой технике.                                

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена на коммуникацию и социализацию воспитанников. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, психологам, педагогам дополнительного образования.

Пояснительная записка.

 

На современном этапе развития дошкольного образования, определенного ФГОС ДО, происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцент внимания педагогов переходит на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, на коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сфер.

 На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, творческого, духовно-нравственного развития ребенка. Проблема творческого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. 

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности.

  Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больше результатов можно достигнуть.

Движение, музыка, игра как раз то, в чем нуждается ребенок в дошкольный период. На основе этого он осваивает двигательно - ритмические, коммуникативные навыки, и при этом развиваются психические процессы, которые лежат в основе психомоторного развития.

    Важным и неоценимым помощником данной технологии

является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир, движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.  

   Огромный образовательный потенциал заключается в работе с бусами, который активно формируется у детей в дошкольном возрасте. Во-первых, в процессе работы с бусами ребенок знакомится с пространственными свойствами предметов (формой, цветом величиной и пр.). Во-вторых, применение в работе техники «Бусоград» оказывает существенное влияние на формирование способов восприятия: составление целого из отдельных частей, мысленное расчленение сложной формы и установление пространственных взаимоотношений предметов.  

При проведении работы с использованием бусотехники необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно. У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, домиков, замков и т.д. 

Применение технологии «Бусоград» в рамках творческого развития способствует: становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др

Кроме того, «Бусоград» открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории.

Основная часть.

Цель и задачи.

                                                                           

Цель: создание условий, способствующих развитию музыкальных, творческих и познавательных способностей детей.                                                    

Задачи:

        - формировать у детей музыкальный вкус, создавать условия для накопления музыкальных впечатлений;

  - формировать личностные качества и навыки пространственной ориентации;

       -  развивать музыкально – ритмический слух и движения посредством использования технологии интеллектуальных игр с бусами « Бусоград;

       -  развивать творческие способности и, интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность;

      - способствовать интеллектуальному и нравственному развитию детей;

      - способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.

У техники «Бусоград» широкая область применения:

1. В совместной образовательной деятельности это:

-непосредственно образовательная деятельность (занятия)

-праздники, развлечения

-художественно – творческая деятельность (изобразительная, музыкальная, театрализованная и др.)

- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры и др.)

-индивидуальная работа

2. Самостоятельная деятельность

Для создания творческой атмосферы рекомендуется использовать музыкальное сопровождение со спокойной, красивой мелодией.

Работа по освоению данной методики ведется поэтапно.

Этапы работы с детьми:

I этап – Подготовительный: начинаем работу со знакомства с бусами. Пусть дети расскажут о цвете, определят форму бусин, размер бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.)

II этап – Конструктивный: работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к музыкальным темам. Воспитателям можно к темам недели, логопедам- к лексическим темам.

Например: На этом этапе мы с ребятами водили хоровод и в руках у них были бусы. Зачастую, детям трудно ходить хороводным шагом по кругу, ребята постоянно тянут руки друг друга, круг получается неправильной формы. А это упражнение позволяет, чтобы круг был не растянутым. На начальном этапе ребятам было непонятно, трудно, но постепенно у них стало получаться.

III этап – Творческий: Самостоятельное составление картин под музыкальное сопровождение, заполнение контуров, придумывание сказок, историй. Звучание музыки различных жанров позволяет детям выкладывать из бус различные образы, которые соответствую характеру произведения, придумывать свои сказочные истории. А это будет интересно всем и старшим и младшим дошкольникам.

Дополнительно, хочется отметить, что «Бусоград» помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как прививание усидчивости и внимательности.

Основные принципы:

 

    Принцип поэтапности. Это самый важный принцип. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

   Принцип динамичности. Каждое задание или упражнение необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

    Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения обучающимися заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит и к творческому мышлению.

    Принцип доступности. Этот принцип требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала. Необходимо знать какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

    Принцип наглядности. Используется для создания необходимого психологического климата в группе, расширения представления об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание глубже и вернее. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа, существенным образом влияет на правильность суждений, качество выполнения изображения.

Методы работы:

Используя в работе методическое пособие М.И. Родиной «Бусоград», необходимо принимать во внимание личность ребенка и уважать его свободу выбора.  Наряду с распространенными методами работы (объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым, диалогическим методом) используются такие, как метод индивидуальных проектов, которые осуществляются детьми под руководством взрослого.

  • Объяснительно-иллюстративный метод. Для объяснения нового материала, задания, педагог применяет различные иллюстрации, наглядный материал, музыкальные произведения и т.д.
  • Частично-поисковый метод. Этот метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выдаче небольших знаний, решение которых требует самостоятельной активности (привлечения воображения и памяти). Большое внимание уделяется творческим работам. Этот метод позволяет соединить полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую познавательную активность.
  • Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование детей, поиск новых приемов работы, неординарный подход к синтезу материала.

Заключение.

В заключение хочется отметить, что технология интеллектуальных игр с бусами «Бусоград» позволяет строить образовательный процесс в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО и ФОП ДО, среди которых можно выделить:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования;
  • возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Звучание музыки различных жанров позволяет детям выкладывать из бус различные образы, которые соответствую характеру произведения, придумывать свои сказочные истории. А это будет интересно всем возрастным категориям.

Хочется отметить, что «Бусоград» без проблем помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как прививание усидчивости и внимательности.

Кроме того, «Бусоград» открывает для каждого творческие горизонты: можно пробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, раскрепостить замкнутых детей. В этом, наверное, и есть особая магическая сила Бусин — каждый, кто к ней притронется и тоже станет добрым Волшебником.

Список используемых источников:

1.Родина М.И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки. – СПб.: 2014.

2.Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО: 2007. – 66 с.

3.Учебно – методический комплект: методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2 – 7 лет. Кукляндия. – СПб.: под редакцией М.И. Родиной и А. И. Бурениной «Музыкальная палитра», 2014.

 4. Горбунова М. С. Игровая технология «Бусоград» в развитии инициативы, самостоятельности и творчества дошкольников// Воспитатель ДОУ. 2017. № 12.С. 41

                                                                                                            Приложение № 1

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

I этап – Подготовительный:

Знакомство с бусами.

сентябрь

Привить интерес к работе с бусами.

Рассказ о сказочном городе «Бусограде»

Знакомство с Феей Бусинкой

Знакомство детей с техникой «Бусоград»

Дидактические упражнения с бусами: «Шкатулка», «Большая гора», «Маленькая горка», «На что это похоже?»

Любая музыка на релаксацию.

октябрь

Используя бусы, строим простые фигуры (музыкальные инструменты): круг-бубен, треугольник- музыкальный треугольник, прямоугольник – металлофон и т.д.

Знакомство с разными группами музыкальных инструментов, игра на некоторых из них; стихи, загадки о музыкальных инструментах.

ноябрь

При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: снег, птица, клин, море,

остров, цветы. Расширяем понятийный словарь ребенка.

Знакомство с перелетными птицами.                     Лото: «Перелетные и зимующие птицы».

Загадки о птицах

Распевки о птицах («Улетают птицы вдаль…», «Снегири»)

Коллаж из бус по сказке: «Путешествие в теплые края»

(совместная деятельность)

II этап – Конструктивный:

Строится на выкладывании отдельных предметов,                           сопровождается стихами и речевыми упражнениями и музыкой.

декабрь

Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик.

Чтение стихов о зиме, беседа о признаках зимы. Прослушивание произведений.                  

Рисование бусами морозных узоров, снеговиков, мешков с подарками (вместо писем) для деда мороза.

Коллаж из бус: «Зимняя сказка»

Пальчиковые игры: «Снежок»                          «Как на горке снег…»

январь

Дети с помощью бус создают и украшают свои елки. В процессе работы к бусам добавляются дополнения – камушки. Дети учатся придавать фигуре объем с помощью ее наполнения.

Рассказ о традициях русского народа, его праздниках, предшествующих современному Новому году.

Рождественские песенки, колядки.

Коллаж из бус: «Моя рождественская елка»

февраль

Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: колесо, кабину, кузов, парус и т.д. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать свою машину.

 Закрепление знаний детей о транспорте: воздушный, наземный, водный.                Стихи, загадки, песенки о транспорте. Иллюстративный материал на тему «Транспорт».

Музыкально-ритмическое упражнения: «Самолетик»

«Поезд»

Дидактические игры с бусами:                       «Лодка»

«Парусник»

«Наш транспорт»

«Нагрузи машину»

Коллаж из бус:  «Машины будущего»

III этап – Творческий:

Самостоятельное составление картин, заполнение контуров,            придумывание сказок, историй.

март

С помощью бус дети изготовляют «пирожные», украшают их подручным материалом (бусины, резиночки, шарики, бантики).

Делаем из бус тарелки (круг, квадрат) и украшаем их внутри узорами.

Самостоятельное составление открыток и бус для мам.( индивидуально, коллективно).

Дидактическая игра с бусами:                       «Распиши тарелку», « Для мамочки цветочек».

Коллаж из бус:     (совместная работа): «Магазин пирожных»

Музыкальные игры и песни к тематическому празднику для мам.

апрель

Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами. Задание на свободное творчество.

 Закрепление знаний о насекомых.

 Просмотр кукольного театра К. Чуковского               «Муха-Цокотуха»

Коллаж из бус:       «Вальс бабочек»

май

Дети делают сложные 8-ми лепестковые, двойные цветы, сами выбирают подходящие цветовые сочетания. В процессе работы добавляем к цветку стебель и листок.

 Закрепление полученных знаний по теме: «Цветы».

Просмотр детского мюзикла «Цветик-семицветик».

Слушание музыки:           «Вальс цветов» П.Чайковского.

Музыкально-ритмическое упражнение: «Волшебный цветок».

Подвижные игры: «Садовник»

«Бабочки и цветы»

«Веночек»

Коллаж из бус:                      «На нашей весенней полянке» (совместная работа)

 

                                                                                                              Приложение № 2

Картотека интеллектуальных игр с бусами «Бусоград» по методике М. И. Родиной

Вариант №1

«Бусы и шкатулочка»

Педагог:

Жили - были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят (потрясти, сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы). На что похож звук бус?

Педагог: Шкатулочка открывается, бусы появляются (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка от шкатулки)

Бусы, бусы, покатитесь,

Красотою похвалитесь! (двумя пальцами поднять бусы вверх)

А теперь опять сложитесь,

И тихонько спать ложитесь.

Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами рук обратно в ладонь, а другой ладонью прикрывается сверху).

Вариант №2

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»(Из кусочка делаем улитку-детку).

Вариант №3

Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) медленно поднять бусы и вращать кистью руки, ускоряя, а затем замедляя вращение до полной остановки. Кладем бусы обратно в ладошку. Затем также берем и вращаем другой рукой.

Вариант №4

«Узоры»

Педагог:

Лежали как-то бусы на полочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Упали бусы с полочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми). Важно, чтобы каждый педагог (ребёнок) произнёс вслух название своего узора.

Вариант №5

«Рисуем бусами»

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

Предложить педагогам под спокойную музыку положить бусы на пол выложить из них свой узор. Это могут быть цветок, грибок, кошка, машина, бабочка, птичка…

  1. ДОРОЖКА, (растянуть указательными пальцами).

Бусы  в кучку соберём, Их ладошками сгребём.

Бусы пальчиком поманим И в дорожку их растянем.

Каждому ребёнку раздаётся по одной ниточки бус. На полу или на столе собрать ладошками бусы в одну кучу. В центр «Кучи-малы» из бус поставить два указательных пальца и растянуть бусы в разные стороны.

  1. УЛИТКА.

На краешек дорожки положим мы ладошку. Покрутим немножко Нашу ладошку.

Что же, что же тут случилось? Здесь улитка получилась!

    Двумя указательными пальцами растянуть из одних бус «дорожку». Затем, край дорожки накрыть ладонью и сделать несколько вращательных движений кистью руки, прижимая её к бусам. Крутить бусы не до конца, оставить небольшой  кончик. Таким образом, бусы закручиваются в «Улитку».  

Улитка получилась

Всем на удивление

Красивая такая

Просто загледенье.3. КОЧКА, ГОРОЧКА, ГОРА, (растянуть из бус «ДОРОЖКУ» В центр поставить указательный палец. Потянуть цепочку пальцем по полу от себя. Сначала немного потянуть – «КОЧКА». Затем потянуть – больше – «ГОРКА», еще больше – «ГОРА».

Сделай, маленький дружок,

Из «ДОРОЖКИ» - «БУГОРОК!»

«КОЧКА»«ГОРОЧКА»«ГОРА» -

Вот так славная игра!

4. ТАРЕЛКА, ЛОДОЧКА, КВАДРАТ.

Двумя указательными пальцами растянуть из бус «ДОРОЖКУ».

В центр между цепочками бус поставить указательные пальцы на небольшом расстоянии друг от друга. Затем потянуть бусы обоими пальцами к себе (по полу).

Сначала немного- «ТАРЕЛКА». Затем потянуть больше – «ЛОДКА», и еще больше – «КВАДРАТ».

5. ПТИЧКА(указательным пальцем подвинуть середину бус).

6. ВОЛНА. (указательными пальцами приподнять край бус)

7. ДОМИК.

Вот  две дорожки,

Квадратик потом,

Над ним треугольник - Построили дом!

  Растянуть две «дорожки» из бус, параллельно друг другу. Получается одна над другой. Из нижней дорожки, двумя указательными пальчиками сделать квадрат – основание домика. Из верхней дорожки, сделать треугольник – крыша домика.

 8. ПАРУСНИК.

Бусы снова мы возьмем, В две дорожки соберём.

 

Пальчики, нам помогайте, Строить лодку начинайте!

Над лодкой пальчиком одним Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд, Радость детям он везёт!

 

Вариант №6

«Рисуем бусами все вместе»

Каждый педагог (ребёнок) выбирает себе бусы (разноцветные). Под музыку создают бусами общий групповой рисунок. («На лесной полянке»«Морское царство»)

ИГРА от БУСИНКИ!

Удобное закрепление пройденного материала

ХОДИМ В ГОСТИ ПО УТРАМ и ВЕЧЕРАМ ТАРАМ, ТАРАМ! 

А теперь мы поиграем, Всех друзей к себе зовём. Дружно бусы мы возьмём и себе построим дом!

Дети берут по двое бус (среднего размера), делают, каждый себе домик, на любом свободном   месте помещения. Кто первый сделал, встаёт в домик (в квадратик). После того, как все детки встали в домики игра продолжается.

Вышли дети погулять

И друзей себе искать.

Ходят, бродят  ищут друга.

Ну, а кто-нибудь подругу.

 

Дети спокойно ходят врассыпную, между домиками, не задевая их ногами. Ищут себе пару! Для поднятия эмоционального состояния можно добавить музыкальное сопровождение.

Шли, шли и пришли.

Вот друг друга мы нашли!   (берут свою пару за ручку) 

Друга в гости пригласим

И пойдём с ним погостим! 

Дети договариваются, к кому в гости они пойдут. Затем идут к домику одного из пары. Встают вместе в домик.  

 

 С другом весело играли.   (играют с другом в ладушки) Поиграли и сказали:

«У тебя хороший дом:   (хлопают в ладоши) 

Как тепло, уютно в нём!» Всем пора в свои дома, И продолжится игра!

В игру можно играть несколько раз, дети меняются парами, приводят к себе в домики друзей в гости. А закончить игру можно словами:

 

Всем пора в свои дома.

Вот и кончилась игра! 

 

                                                                                                     

                                                                                                  Приложение № 3

Примеры музыкальных упражнений и игр.

Хороводный шаг с бусами (Это упражнение развивает координацию, ориентацию в пространстве, вызывает желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях).

Следующая игра «Найди друга». Дети встают в круг, один ребенок остается в круге. Ребята идут по кругу, а водящий, держит в руках бусы и идет противоходом и говорит: «По кружочку я пойду, друга я себе найду бусы на него надену, с ним я в круг плясать пойду…». Водящий выбирает друга, одевает на него бусы и показывает движения, друг их повторяет и т.д.

Игра «По кружочку я пойду». Эта игра способствует закреплению музыкально-ритмических, танцевальных движений, с которыми дети уже знакомы, а также развивает творческую фантазию и раскрепощает детей.

А сейчас фея Бусинка принесла волшебную шкатулку с бусинами. Игра называется "Бусы и шкатулочка" ее можно использовать в качестве пальчиковой игры на муз. занятии, она способствует развитию мелкой моторики, воображению.

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?" Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Методическая разработка. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребе...

Методическая разработка: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации»

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью р...

Методическая разработка: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности".

    Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная     деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Общение с...

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...