Методическая разработка. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
методическая разработка по рисованию

Кондакова Галина Константиновна

  Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

  Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.  

  Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Могойтинский детский сад «Солнышко»

671633, Республика Бурятия, с. Могойто, ул. Советская 5, телефон: 96-3-59

                           Методическая разработка.                    

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

                                               

                                                                                    Подготовила. Кондакова Г.К

                               Могойто 2020г

                                                  «Ситуация успеха у детей  формирует

 устойчивую мотивацию к рисованию

                                                                                                                              (Аристотель.)

 

Введение

Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.  

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли.

Уникальное свойство человеческого мышления — креативность — развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Во время рисования у детей происходит развитие таких качеств как:

- развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- развития внимания и усидчивости;

- развития мышления;

- развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

В рисунке ребенок отображает свой жизненный опыт, передает свои эмоции и чувства.

Для того чтобы рисование приносило детям радость и не приходилось им в тягость, следует знакомить их с нетрадиционными техниками рисования.

Такие исследователи как: Никитина А.В., Давыдова Г.Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

На мой  взгляд, актуальность данной работы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям того результата, который они задумали, одним из факторов является несформированность графических навыков, поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала через нетрадиционную технику рисования.

Задачи:

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. 
Творческие способности заложены в человеке от природы. Главная суть в том, чтобы условия жизни, наличие воли дали возможность развиваться тем способностям, которые заложены природой в данном человеке. 

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя ребенка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, - очень полезное для развития мышления.

Они могут нарисовать красного слоника, желтый дождь, бегущий дом, эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Почему ребенку всё же хочется творить, что его побуждает к этому? Прежде всего, конечно, воображаемый образ в его сознании. На первый взгляд все, кажется, просто: увидел и нарисовал. Но на самом деле этот путь очень сложный для ребенка, и требует от него много знаний и впечатлений. Это и душевные переживания, и способность удивляться, наблюдать.

Так как я сама являюсь человеком творческим, к этому приучаю и своих детей в группе, с которыми мы выполняем различные интересные и творческие работы в разных техниках.

Понятие техники в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

 Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

 

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие

Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

По отношению к окружающим у воспитанников данной группы формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения, и интересом к миру взрослых.

Методы и методики, используемые в опыте: Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Обучение детей нетрадиционным техникам рисования проходит по разработанному мной перспективному плану.

Мной были использованы следующие средства:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- игровые.

К нетрадиционным техникам относятся:

 - рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;

 - рисование по стеклу;

 - роспись ткани;

 - рисование мелом по бархатной бумаге;

 - роспись камней, кружек и других предметов;

 -рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;

 -рисование по песку и рисование песком...

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей,  развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

Нетрадиционная техника рисования поистине творит чудеса.  Картинки, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются сказочными. Каждый ребенок обладает огромным внутренним потенциалом фантазии. Важно его постоянно пополнять новыми впечатлениями, и тогда у ребенка будет столько эмоций, что ему захочется поделиться ими с окружающими. Ребенок начинает все больше творить.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Мною были использованы следующие техники рисования:

- Пальчиковая живопись;

- Рисование ладошками;

- Отпечатки листьев;

- Оттиск печатками из картофеля и морковки;

- Набрызг;

- Рисование одноразовыми вилочками;

- Рисование перьями птиц;

- Рисование цветным песком;

- Рисование солью;

- Кляксография обычная и с трубочкой;

- Штамповки из ниток на деревянный или пластмассовый кубик.

Вместе с детьми мы подготовили выставку их рисунков для их родителей:

- «Мои любимые игрушки»;

- «Цветы в подарок маме»;

- «Снежинки»; «Бабочки»;

- «Лебеди»; «Морские просторы»;

- «Зимний пейзаж»;

- «Осенние листья»;

- «Пушистая тучка»;

- «Новогодняя елочка»;

- «Веселые кляксы».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка, позволяет ему выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру, всесторонне развивает детей. 

Нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т.к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

1

2

3 

4

Сентябрь

1

«Мои любимые игрушки»

Восковые мелки + акварель

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки

2

«Бабочки»

(Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+силуэтное рисование)

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

3

«Лебеди»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

«Пушистая тучка»;

Рисование по сырому фону  поролоном

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Октябрь

1

«Окраска воды»

Освоение цветовой гаммы

Получать различные оттенки красного цвета. Развивать воображение, наблюдательность.

2

«Осеннее дерево»

рисование смятой бумагой

Совершенствовать умение рисовать в технике тычка. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

3

«Осенние листья»

(Печатание растений) Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие).

Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

4

«Кто под дождиком промок»

Рисование с элементами аппликации

Изображение мокрых деревьев, гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

Ноябрь

1

«Кораблик»

Рисование набрызгом

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «рисования набрызгом», формирование и развитие художественно-творческих способностей

2

«Паучки»

Рисование кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования кляксография Знакомить детей с правилами нанесения клякс

3

«Шапочка и шарфик»

Составление узора с помощью печатей, пальчиками.

Познакомить детей с печатью научить ею  пользоваться и дополнять рисунок пальчиками.

4

«Цветы в подарок маме»

Аппликация из резаных ниток.  

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Декабрь

1

«Снежные облака»

Рисование манкой

Познакомить с нетрадиционной техникойрисования манной крупой

2

«Снежинки»

Рисование способом тычка сухой кистью

Рисование шестилучевых снежинок из трёх линий с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей)

3

«Морозный узор»

Восковые мелки + акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве

4

«Новогодняя елочка»

Гуашь + вилка.

Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой.

Январь

1

«Дерево в снегу»

Рисование методом тычка

Продолжаем знакомить с методом тычка, воспитывать эстетический вкус

2

«Платочек»

(Мягкая роспись по ткани)

Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие

3

«Наша группа»

Сюжетное рисование. (оформление альбома)

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада, сотворчество и сотрудничество .

4

«Метель»

 Ниткография.

Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Февраль

1

«Традиционные наряды»

Восковые мелки + акварель

Развивать чувство цвета посредством рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветом.

2

«Укрась варежки»

Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.

Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.

3

«Подарок папе»

Различные

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Самостоятельная работа детей.

4

«Плюшевый медвежонок»

Рисование поролоном

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Март

1

«Мимоза для мамы»

Рисование мятой бумагой

Учить рисовать мятой бумагой Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

«Весеннее солнышко»

Рисование ладошками

Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.

3

«День и ночь»

Рисование воск+гуашь

Ознакомление с явлением контраста в искусстве, пояснения специфики и освоение средств художественно образной выразительности.

4

«Неваляшка»

Рисование кинетическим  песком

Учить рисовать песком, закрепить основные правила рисования. Воспитать у ребенка художественный вкус

Апрель

1

 

«Деревья смотрят в озеро»

Рисование в технике «по мокрому» (с отражением)

Ознакомление детей с новой техникой рисование двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками.

2

«ежик»

 Гуаш+вилка

Повторить с детьми  технику творческой деятельности – рисование вилкой.

3

«Чудесные превращения кляксы.»

Кляксография

Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

4

«Украсим тарелку»

Печатание подручными материалами. (Пробками, поролоном, пальчиками)

Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

Май

1

«Божья коровка»

Рисование ватными палочками

Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы.

2

«Праздничный салют в честь Дня победы»

Рисование набрызгом

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «рисования набрызгом», формирование и развитие художественно-творческих способностей.

3

«Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + манка

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

4

«Вот и лето пришло».

разное

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...