Главные вкладки

    Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
    методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

    Муравлёва Дарья Евгеньевна

    Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее решения. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Нетрадиционное рисование - это искусство изображать не основываясь на традиции.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Гуси – лебеди» п. Ола»

    Описание опыта работы:

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

    Воспитатель: Муравлёва Д.Е.

    2013 - 2014 учебный год.

    Содержание:

    1. Актуальность проблемы.
    2. Роль изобразительной деятельности в общем развитии ребенка.
    3. Теоретическая база опыта.
    4. Самоценность нетрадиционного рисования.
    5. Ведущая педагогическая идея опыта.
    6. Технология опыта.
    7. Результативность.
    8. Литература.


    1. Актуальность опыта.

    «…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    В.А. Сухомлинский.

    Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.

    Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. По статистическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

    Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования и творчества. А современное общество испытывает потребность в творческой личности.

    Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа,  к сожалению, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

    Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

    1. Роль изобразительной деятельности в общем развитии ребенка.

    Детство  можно  рассматривать  как   период  становления  физиологических и психических  функций.  И  рисование  здесь  выступает  как  один  из  путей развития и совершенствования  детского организма.

            

    1. Теоретическая база опыта.

    Из всех видов изобразительной деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Хализовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

    По мнению современных педагогов – практиков таких как: А. А. Фатеевой, Г.Н. Давыдовой, И. И. Дьяченко именно нетрадиционная техника рисования позволяет раскрыть потенциал детских возможностей  и способностей.

    Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию. При таком рисовании неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

    Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».

    Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

    Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций, таких как:

            Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

    Известный   педагог   И.Дистервег    считал:   «Тот,   кто    рисует,  получает  в  течение  одного  часа  больше, чем тот, кто  девять  часов  только  смотрит».

    1. Самоценность нетрадиционного рисования.

    В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Рисование нестандартными материалами позволяет  также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

     Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.

    Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

    Я работаю в дошкольном учреждении совсем недавно, но сразу, же убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребенку большую радость. Как и многие педагоги – дошкольники, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологи, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

    Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

    На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

    Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

    А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

    1. Ведущая педагогическая идея опыта.

    Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждения с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

    Цель моей работы заключается в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования.

    Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

    1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

    2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

    3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

    4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

    Основной формой организации образовательного процесса является фронтальное занятие. В работе с детьми я  разрабатываю и  внедряю модели комплексно – интегрированных занятий. По моему убеждению, интеграция, как один из наиболее эффективных путей личностного развития дошкольников, предоставляет возможность ребенку ярче проявить себя в художественном творчестве.

    Перспективный план учебных занятий, задачи обучения, техника рисования разработаны мною с учетом уровня сформированности изобразительных навыков и умений детей. (Приложение № 1)

    Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

    Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

    Работа с детьми не ограничена рамками фронтальных занятий, она продолжается в уголке творчества «Тюбик», в котором созданы условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Всё это помогает поддерживать интерес ребёнка, настроить его на творческую деятельность. (Приложение № 2)

    Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.  Изучив современную классификацию методов обучения,  я определила для себя методы, авторами которых являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин:

    1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

    2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

    3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

    4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

    Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

    Для меня такими стимулами являются:

    - игра, которая является ведущим видом деятельности детей;

    - сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

    - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

    - живая, эмоциональная речь воспитателя.

    1. Технология опыта.

    Творчество  дошкольников  неразрывно  связано  с  работой  воображения,  познавательной  и  практической  деятельностью. Свобода  творческого  выражения  дошкольника  определяется  не  только  образными  представлениями и желанием  передать  их  в  рисунке,  но  и  тем, как  он  владеет  средствами изображения. Усвоение  детьми  в  процессе  обучения  различных  вариантов  изображения, технических  приёмов  способствует  их  творческому  развитию.  

    Я  проанализировала    и    отобрала    для    работы   с   детьми   те  нетрадиционные  изобразительные техники,  которые  наиболее  доступны,  понятны  и   интересны    ребёнку – дошкольнику.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

            

    Чтобы  расширить  возможности  малышей  в  выражении  впечатлений от  окружающего  мира,  я  использую на  занятиях  по  изобразительной  деятельности  различные  нетрадиционные  материалы  и  средства  изображения: ватные  палочки,  бумажные  трубочки,  пробки  от  пластиковых  бутылок,  от  тюбиков   крема,  зубной  пасты, пластмассовые  трубки,  зубные  щётки, деревянные  палочки,  соломка,  поролон,  свечи;   листья  деревьев,  цветов,  травы, самодельные штампы и печати  и т.д.. Необычный  материал  изображения  вовлекает  детей  в  творческий  процесс.  Чем  разнообразнее   художественные   материалы, тем интереснее с ними работать. У  детей  появляется  возможность  использовать  дополнительные  средства.  Возникают  новые  идеи,  связанные  с  комбинациями  разных  материалов,  ребёнок  начинает  экспериментировать,  творить:

                

    Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступными  из  них  являются:  

    Рисование  пальчиком,  ладошкой,  кулачком:

       

    Печатание:

        

     

    Рисование мятой бумагой:

    (Приложение  № 4)

     Чем  младше  ребёнок,  тем  больше  он  испытывает  страх  перед  чем-то  новым,  необычным.  Справиться   с  кисточкой  или   карандашом – дело непростое, а вот рисование собственной ладошкой или пальчиком – сплошное удовольствие. Главный художник – малыш, а я – его помощник, дополняю несколько деталей или подсказываю, как это можно сделать – и на глазах у ребенка возникает законченный рисунок.

    В  старшем  возрасте  эти   же техники  дополняют   художественный  образ,  создаваемый  с  помощью  более  сложных:

    Монотипия предметная, пейзажная:

          

    Печать листьями:

     

    Кляксография:

     

    Рисование по мокрому фону:

       

    Граттаж:

      

    и др.  (Приложение № 5)

    Дети  искренне  радуются тому,  что  у  них  получилось. Страх  перед рисованием  пропадает,  возникает  желание   рисовать  ещё  и  ещё.  Стараюсь живо, эмоционально  объяснять  детям  способы действий и показывать приёмы  изображений.  Чтобы  преодолеть  неуверенность,  даю возможность  ребёнку  сначала попробовать,  а  потом  уже  рисовать  самостоятельно. Поощряю  каждое  усилие  ребёнка,  поддерживаю  его.  Всегда  помню  о  том,  что  обучение  приёмам  изобразительной  деятельности, в  том  числе и нетрадиционным,  должно  проходить на  положительном  эмоциональном  фоне и  с  постепенным  нарастанием  сложности. Проба   нового  изобразительного  материала  воспринимается  ребёнком  как  игра  с  неизвестным. А  получившийся  продукт деятельности приносит  малышу  большую  радость.  Сам  процесс  рисования  для  ребёнка – сплошное  удовольствие.

         В процессе обучения усложняю задачу: обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание.

    Самая большая радость для меня, когда я слышу детский вопрос: «А мы еще будем так рисовать?». Значит, ребенку понравился процесс рисования и он хочет продолжения этой деятельности.

    1. Результативность опыта.

    Оценить динамику достижений детей в каждый возрастной период позволяет диагностическое  обследование, в основе которого легла  педагогическая  диагностика Т.С.Комаровой.  (Приложение № 6)

    Оценка проводится   по  4 критериям:

    • оценка уровня  владения нетрадиционными техниками изображения;

    • оценка  процесса  деятельности (самостоятельность, интерес);

    • оценка  продуктов  деятельности (рисунки, работы по аппликации);

    • оценка творческого воображения.

    Данная  диагностика позволила проанализировать и  сравнить уровень развития художественно-творческих способностей  у  детей старшей  группы за 2 учебных полугодия.  Результаты  диагностики  показали: во втором полугодии  (первого года  обучения) только  один ребёнок  показал уровень выше среднего (7%), 45% детей – низкий уровень,  48% - средний уровень. В середине второго года обучения показатели значительно улучшились: высокий уровень составил – 22%; средний – 57%; низкий – 21%.

    (Приложение № 7)

    Положительная динамика наметилась в основном по таким направлениям работы как «Развитие творческого воображения» и «Самостоятельность и интерес».

    У детей повысилась  творческая    активность,  эмоциональность,  самооценка.  Дети  научились  использовать  хорошо  знакомые  им  предметы  в   качестве  художественных  материалов.  Значит,  мне  удалось  заинтересовать  детей,  зажечь  их  сердца,  разбудить  в  них  творческое    начало,   не  навязывая  собственных  мнения  и  вкусов.  Ведь  рисование  для   ребёнка  -  радостный,  вдохновенный  труд,  к  которому,  по моему    мнению,  не  надо  принуждать,  но  очень  важно  стимулировать  и  поддерживать  ребёнка,  постепенно  открывая  перед  ним  новые  возможности  изобразительной   деятельности.

    Я уверена - успех  работы  с  дошкольниками во  многом  зависит  от  взаимодействия  с  родителями. За период своей работы я заметила - чем  теснее взаимодействие с родителями,  тем  успешнее  становится  ребёнок.  Я старалась каждый  успех  своего воспитанника в творчестве и  в  личностном  плане   довести  до  сведения  родителей,  тем самым  ребёнок  имел  возможность  получить  похвалу  не  только  от  воспитателя,  но  и  от  родителей,  что  для  него  очень  важно.

    Очень важно,  чтобы  родитель  формировал у  своих  детей  уверенность в себе и своих возможностях при создании  изображения  предметов доступными средствами  выразительности, чтобы  поддерживали творческие  проявления  детей.  Ведь,  в  конце  концов,  самоценным  является  не  конечный  продукт – рисунок  или   аппликация,  а  развитие  личности  ребёнка,  его  творческого  потенциала.

     Надо помнить, что очень многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

    Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».


    Список используемой литературы

    1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
    3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
    4. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    5. Жукова О.Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста» Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.
    6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
    7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с. 
    8. Ланина И.В., Кучеева Н.В. Изобразительное искусство для малышей (4-5 лет). – М.: Ранок, 2012.
    9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
    10. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

    «… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

    Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

    Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

    В данной статье находится материал по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....

    Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

    «Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

    Перспективный план работы на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

    Перспективный план работы на тему:Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....