Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Троценко Наталья Анатольевна

Педагогическая концепция воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

(Педагогическая идея Троценко Н.А., воспитателя МБДОУ «Детский сад «Искорка»)

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

1.Актуальность идеи

            Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

            По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

           В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

          Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

          Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

          Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

          А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

          Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

         На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

         Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. 

         Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

         А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

2. Цель идеи

Основная цель работы - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

3. Описание идеи

В основу своей работы я взяла программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки». В ней раскрываются основные темы и содержание работы по развитию художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Работу проводила поэтапно:

  • На первом этапе – репродуктивном - велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
  • на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

         Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

         Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

  • Оформление центра творческого развития;
  • Создание коллекций жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, книжная графика, памятники и др.).

         Вместе с детьми создавали альбомы: «Теплые и холодные тона», «Элементы декора», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Гжель», «Городецкая роспись», «Матрешки», «Жостовский поднос».

        Собрала картотеку дидактических игр : «Дорисуй и раскрась», «Соедини по точкам и раскрась», «Раскрась по образцу», «Кто живет в этом замке?», «Раскрась в теплые (холодные) тона», «Узнай элемент узора», «Собери картинку».

Формы работы

         Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

         Так как последнее время работала с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, подробнее остановлюсь на вариантах техник нетрадиционного рисования, присущих этим возрастам.

Пальчиковая живопись. Характерна для младшего возраста. Но и в более старшем можно использовать как элемент картины или панно.

В усовершенствованном виде используем технику тычка. Для этого достаточно взять любой подходящий предмет (ватную палочку, губку) опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Используя технику оттиска листьями, орнамента можно создавать целые картины. Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист(орнамент) смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика(орнамента) к выкрашенной поверхности дает плавные, мягкие очертания. Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным. Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

С прошлого года начали осваивать более сложные техники, такие как кляксография , когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.

Монотипия - уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой. Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощено. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают. Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Очень понравилось детям создавать клеевые картины. Простым карандашом наносим контуры рисунка на картон или альбомный лист, затем клеем ПВА «рисуем по контуру», даем высохнуть. Акриловыми красками покрываем лист полностью. Получается оригинальная картина с проступающим рисунком.

Часто совместно с ребятами создаем коллективные панно, композиции. Для их создания используем не только техники нетрадиционного рисования, но и интегрируем разные виды изодеятельности (рисование с элементами аппликации, рисование-экспериментирование, рисование с элементами аппликации и письма). В подарок мамам и бабушкам изготавливали подсвечники и барельефы из гипса и расписывали их.

Мною были оформлены выставки детских работ:

  • «Портрет мамочки»,
  • «Поздняя осень», «Деревья в снегу», «Дремлет лес под сказку сна», «Морозные узоры»;
  • «Праздничный салют», «Космическое небо»,
  • «Ромашки», «Снежинки»
  • «Рыбки в аквариуме».

Моя работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями, которые помогали в создании альбомов, предметно-развивающей среды, оснащении художественными материалами. Были проведены открытые занятия с посещением родителей. Разработала и провела мастер-класс для родителей «Путешествие в ДЕТСТВО» (по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования).

Результаты деятельности

Наблюдения показали, что после проведенной работы по обучению нетрадиционным техникам рисования уровень развития творческих способностей изменился качественно и количественно. Уровень развития наиболее заметен в свободной изодеятельности. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

В 2012 году воспитанник подготовительной группы Альтенгоф Эдуард занял третье место во Всероссийских конкурсах:

  • Конкурс прикладного творчества «Когда часы 12 бьют»,
  • Конкурс прикладного творчества «Новогодняя маска»,
  • Конкурс поздравительных открыток «С Рождеством Христовым!»

Перспектива развития

  • Продолжать осваивать нетрадиционные техники изодеятельности;
  • Продолжать участвовать в конкурсах районных и Всероссийских;
  • Разработать систему работы с родителями по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования и вовлечению их в изодеятельность совместно с детьми.

Список использованной литературы

  1. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2006.
  2. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.В. Программа эстетического воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004.
  4. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых.\ пер. с англ. М.Д.Лахути. М.: Росмэн, 2000.
  5. Н.А.Горяева. Маленький художник. М.: Просвещение, 2011.
  6. Крылов Е. Школа творческой личности.\ Дошкольное воспитание, 1992. №№ 7,8.
  7. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

В данной статье находится материал по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...