Архитектурное пространство города как среда развития у воспитанников патриотических чувств
статья

Представлен опыт работы педагогов МБДОУ д/с № 41 по воспитанию у детей патриотических чувств в процессе приобщения к архитектурному пространству города Таганрога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhitekturnoe_prostranstvo_goroda_kak_sreda_razvitiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Поршнева Т.М.

Посошенко Л.В.

МБДОУ д/с № 41 г. Таганрог

Архитектурное пространство города как среда развития

у воспитанников патриотических чувств

Аннотация: в статье рассматривается архитектурное пространство города Таганрога как средство развития патриотических чувств у воспитанников, авторы рассматривают систем работы по развитию чувства любви к малой Родине, принадлежности в родному городу, воспитание чувства гордости за свой родной город, делается вывод, что работа по патриотическому воспитанию актуальна на современном этапе развития дошкольного образования.

Ключевые слова: архитектурное пространство, патриотические чувств, воспитанники, среда.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию.

Яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Архитектурное пространство, которое включает объекты архитектуры крупных и малых форм ежедневно попадают в поле зрения ребёнка, эти здания и сооружения влияют на формирование образа родного города. Наш город с его богатым природным и культурным наследием может стать для ребёнка близким, понятным и родным, если он будет его изучать и осваивать, особенно в контексте с историей, памятными датами. Знакомство детей с архитектурой происходит в процессе разнообразных видов деятельности детей и опирается на ознакомления с архитектурными памятниками города Таганрога и его историей. В основе работы по патриотическому воспитанию лежит приобщение детей к миру архитектуры как вида искусства, развитию активного интереса к архитектуре города Таганрога. В процессе ознакомления с архитектурой дети получают знания об архитектуре, её видах, функциях, стилях архитектуры, профессии архитектора.

На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области МБДОУ д/с № 41 был присвоен статус областной инновационной площадки МБДОУ д/с № 41 для реализации проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города».

Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с миром архитектуры как вида искусства, включает в себя: работу по созданию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды (макеты зданий, карта города, официальная символика города Таганрога, лента времени, аудио, видеосредства, дидактические игры).

 Содержательное направление включает работу по реализации проектов, разработку методического пособия «Программа Патриотическое воспитание в процессе ознакомления с архитектурой родного города», консультаций для педагогов, проведение семинаров-практикумов, включение технологии по ознакомлению с архитектурными стилями в образовательную деятельность.

Работа осуществляется с сентября по май один раз в неделю, форма организации: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Педагогу необходимо тщательно готовится к ним, так как ознакомление детей с архитектурой требует специальных знаний, подбора иллюстративного материала. Занятия (познавательные, художественно-творческие) могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. Длительность -20-25 минут.

Материалы для занятий включают в себя как авторские разработки, программа по патриотическому воспитанию на материале архитектуры города Таганрога, так и различные справочные материалы, а также опыт работы с детьми, накопленный отечественными педагогами-практиками.

В программе запланировано проведение бесед с детьми, во время которых педагог формирует положительно-эмоциональное отношение к тому, о чём беседует, закрепляет полученные ранее знания, просит рассказать об увиденном, поделиться своими впечатлениями. Беседы обязательно сопровождаются показом иллюстраций, репродукций, слайдов и т. п. Решение поставленных программных задач решается также в ходе проведения дидактических игр, в экспериментальной деятельности, во время целевых прогулок, экскурсий.

Также осуществляется работа с родителями воспитанникам, которая строится вокруг ознакомления с архитектурными памятниками города с помощью экскурсий, реальных и виртуальных. На сайте детского сада в разделе «Патриотическое воспитание» представлены экскурсии, которые родители и дети могут совершить, не выходя из дома, и при этом получить не меньшее удовольствие от увиденного. Подобранный видеоряд сопровождается музыкой и комментированием.

Результативность работы по патриотическому воспитанию  использованием архитектурного пространства города:

1. Разработана и опубликована  программа «Патриотическое воспитание в процессе ознакомления с архитектурой родного города» (опубликовано «Модель деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО»:  методическое пособие / авт-сост. О.В. Глазырина. – Ростов - на- Дону: ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – 76с.). Разработаны конспекты занятий для воспитанников, начиная со среднего дошкольного возраста.

2. Разработаны и реализованы проекты:

- «Архитектура города Таганрога как средство приобщения к культурному и историческому наследию города Таганрога»;

- «Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с архитектурными памятниками города Таганрога»;

- «Патриотическое воспитание дошкольников на материале музыкальных традиций города Таганрога».

3. Адаптирована технология развития интереса воспитанников к архитектуре Таганрога на материале ознакомления с архитектурными памятниками города и технология ознакомления с архитектурными стилями зданий города Таганрога.

4. Разработано методическое и информационное обеспечение функционирование системы патриотического воспитания:

- мультимедийные презентации «Пешком по Таганрогу: Таганрог итальянский», «Прогулки по городу Таганрогу», «Архитектурные стили города Таганрога», «Время и город»;

- макеты зданий «Драматический театр им. А.П. Чехова», «Музей «Градостроительство и быт города Таганрога», «Таганрогский художественный музей».

5. Разработаны дидактические игры: лото «Архитектура города Таганрога», «Часы «Подбери пару зданию», «Найди пару по назначению», «Подбери правильные архитектурные элементы», «Найди здание по контуру», «Разрезные картинки», игра – лото «История родного города», игра – путешествие «Прогулки из шкатулки».

6. Статьи в периодических изданиях: «Ознакомление с архитектурой родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (2015), «Патриотическое воспитание в процессе ознакомления с архитектурой родного города» (2019), «Опыт работы по реализации проекта областной инновационной площадки по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города» (2020).

Таким образом, работа по формированию патриотических чувств у детей в процессе ознакомления с архитектурным пространством города Таганрога представляется актуальной на современном этапе развития дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Ознакомление детей с родным городом,народными традициями, парково-архитектурным ансамблем, как средство воспитания у детей патриотических чувств"

Педсовет на тему: "Ознакомление детей с родным городом, народными традициями, парково-архитектурным ансамблем, как средство воспитания у детей патриотических чувств"....

Статья: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через привитие любви и уважения к родному городу" (город Мценск)

Формирование основ патриотизма человека начинается еще в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстни...

Проект "Это мой город - Новокузнецк" по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом

В проекте представлен материал по созданию оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо,...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с городом Архангельском – городом воинской славы

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается н...

Презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕН ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...