Консультация для родителей "Народные игры в воспитании ребенка"
консультация (средняя группа)

Колесникова Галина Николаевна

Русские народные игры для детей – это своеобразная школа жизни. Активная жажда действий удовлетворяется, ребенок учится переживать победы и поражения, свои и своей команды, постоять за себя и за справедливые решения.

А еще благодаря русским играм для детей развивается речь детей, ведь в них так много считалок, прибауток, присказок, скороговорок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Народные игры в воспитании ребенка»

 «Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать»

А.А. Таран

                

Народная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Постепенно исчезают такие народные игры, как «Салки», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками - величайшее богатство нашей культуры, потому что в них заложена народная мудрость. Вспомните, пожалуйста, в какие народные подвижные игры Вы любили играть в детстве?  

В какие народные игры любят играть ваши дети?

А в какие народные игры Вы любите играть вместе со своим ребёнком? Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры.

В народной подвижной игре развивается сила вашего ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.

Такие игры доставляют ребёнку много положительных эмоций, особенно дети любят, когда с ними играют родители. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми. Родители - первые участники игр своих детей. И чем активнее ваше общение с ребёнком, тем быстрее он развивается. Дети очень подвижны, неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей, часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни. В чём преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?

Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком вы можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах.

Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.

         Игры и игрушки являются первыми средствами воспитания из всех народов, и поэтому, как пишет известный исследователь русских народных игр Е.А. Покровский: «…в этом смысле игрушки и игры нередко представляют собой по крайней мере такое же, если не более важное, образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д.»

 «Курочки» 

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал мою курочку?» - «А какая она у тебя?» - спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик чёрненький». – «Нет, не видел». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!». Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

«Колечко»

Одна из моих любимых в детстве. Дети сидят на лавочке в рядок. У водящего в руке колечко или маленький предмет. Дети держат ладони перед собой сомкнутыми, «лодочкой». Ведущий обходит каждого ребенка и делает вид, что кладет колечко, но оставляет лишь одному. Дети наблюдают друг за другом и должны догадаться, кому попалось колечко. Когда ведущий крикнет: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!», ребенок с колечком выбегает, а остальные дети должны его задержать. Если успел – становится ведущим, если нет – ведущий второй раз водит.

«Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький, 
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький. 
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

«Ключи»

Дети рисуют себе  круги, расположенные по кругу.    Выбирается водящий. Он подходит к любому и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Иди у …(имя любого ребенка) постучи».

После этого все играющие стараются поменяться местами. Водящий тоже старается занять пустой кружок. Тот, кому не досталось места, становится водящим.

«Цепи-кованные»

Две шеренги  детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м.

Одна шеренга детей кричит:
- Цепи-кованые, раскуйте  нас!

- Кем из нас? – отвечает другая
- Мишей!  -  отвечает первая.

 Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить  вторую шеренгу  (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу одного из участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в  шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русские народные игры для детей – это своеобразная школа жизни. Активная жажда действий удовлетворяется, ребенок учится переживать победы и поражения, свои и своей команды, постоять за себя и за справедливые решения.

А еще благодаря русским играм для детей развивается речь детей, ведь в них так много считалок, прибауток, присказок, скороговорок.

Играйте с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание ребенка"

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов ...

Роль игры в воспитании ребенка

В статье раскрывается роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста....

Роль сюжетно - ролевой игры в воспитании ребенка

Методические рекомендации к проведению сжетно- ролевой игры с детьми дошкольного возраста....

Значение игры в воспитании ребенка дошкольного возраста

Значение народных подвижных игр для речевого и физического  развития и  детей...

Роль игры в воспитании ребенка

Роль игры в воспитании ребенка...

Роль игры в воспитании ребенка

Для ребенка игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живе...

Семинар-практикум для родителей «Народные игры в воспитании ребенка»

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.В русских народных играх...