Роль сюжетно - ролевой игры в воспитании ребенка
методическая разработка (средняя группа) на тему

Мартынова Елена Николаевна

Методические рекомендации к проведению сжетно- ролевой игры с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzh_rol_igra.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к  организации и проведению

сюжетно - ролевой игры «День рождения», (старшая группа)

Задачи:

  • Учить развивать сюжет игры исходя из своего личного опыта.
  • Формировать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы ближайшего окружения, музыкальные инструменты.
  • Формировать интерес к общему замыслу игрового сюжета, умение действовать согласованно.
  • Совершенствовать диалогическую речь, использовать в игре разнообразные ролевые высказывания.
  • Воспитывать эмоционально-дружеские взаимоотношения между играющими детьми в ходе игровой деятельности.
  • Вызвать у детей желание продемонстрировать свои знания и умения в сюжетно-ролевой игре.

Материал:

Кондитерские изделия, изготовленные родителями из бросового материала, набор чайной посуды для кукол, салфетки, скатерть, фартук с шапочкой, сумка для кондуктора с билетами, кошельки из бумаги с кружочками (монетками), руль, украшения на стену ( «С днём рождения»), воздушные шары, в пакетиках подарки имениннице, поздравительные открытки, изготовленные детьми, искусственный цветок, маркер «Автобус», музыкальные инструменты по количеству детей.

Предварительная работа:

Чтение «Муха – цокотуха» Чуковского К.И.

Рассматривание фотографий детей с празднования дня рождения.

Беседа «Праздники нашей семьи».

Разучивание песни «Пусть бегут неуклюже…», хороводной игры «Кому, кому мой платочек ( цветочек) подарить…», пляски « У меня, у тебя» муз.

Огородниковой, стихотворений для именинника.

Рисование «Поздравительная открытка для друга»

Лепка «Угощение к чаю» (конфеты)

Изготовление пакета для подарка.


Ход игры:

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами готовились ко дню рождения Миши, но ваш товарищ заболел. Давайте отметим день рождения Арины, ведь она тоже родилась зимой.

- Арина, у тебя мама с папой на работе. Ты сможешь сама накрыть на стол к чаепитию и встретить гостей?

(Да)

- Иди, накрывай на стол, а мы с ребятами скоро приедем.

-Накрыть на стол тебе помогут карточки с последовательностью сервировки стола.

-Ребята, я сегодня получила видео приглашение. Подойдите ко мне.

(Воспитатель показывает видео приглашение от Арины на день её рождения)

-Ребята, Арина живёт далеко, как вы думаете, на чём можно быстро доехать?

(На поезде, машине, мотоцикле, воздушном шаре, самолёте, автобусе)

-Ребята, какой названный транспорт считают городским пассажирским транспортом?

(Автобус)

- Можно на троллейбусе, трамвае, но их в нашем городе нет, остаётся автобус. Машина у нас есть, а автобуса нет. Как быть?

( Построить: сделать кресла из стульев)

- Стройте.

- Какой хороший получился автобус. Чтобы на нём проехать нужно купить билет, а кто его нам продаст?

(Кондуктор)

- Ребята, нам нужен водитель .

- Кто сможет управлять автобусом?

-Серёжа, мы думаем, ты будешь внимательным водителем.

-Кто будет кондуктором?

- Дим, ты справишься, будешь вежливым кондуктором.

- Серёжа, Дима, возьмите всё, что вам нужно для работы

-Ребята, готовимся к поездке, а что нам нужно взять с собой на день рождения?

(Кошелёк с деньгами, подарки, открытки, торт, шарики)

-Подарки, открытки положим в пакет.

-Арине приятно будет увидеть нас красиво одетых. Давайте наденем праздничные колпачки.

-Ребята, автобус готов к поездке, проходим и занимаем места.

Шофёр:

- Все сели? Двери закрываются. Поехали.

Воспитатель:

-Кондуктор, продайте мне, пожалуйста, один билет.

Кондуктор:

- С вас три монетки

- Спасибо.

Кондуктор:

- Вы купили билет? И т. д.

Воспитатель:

« Все вошли пассажиры,

Закрылись все двери,

В автобусе чисто, светло,

Водитель уверен: все дети примерны,

Все сели и смотрят в окно».

-Ребята, чтобы нам было не скучно в дороге, давайте споём песню , про машину.

(Дети с воспитателем исполняют песню «Машина» )

Шофёр:

-Приехали . Ваша остановка.

Воспитатель:

-Кондуктор, шофёр, мы приглашаем вас пойти с нами на день рождения.

-Ребята, разбирайте свои подарки, открытки.

Когда Арина откроет дверь, мы все дружно скажем :

- С днём рождения, Ариночка, и подарим ей воздушные шары, открытки.

- Серёжа, позвони в колокольчик.

Арина:

-Здравствуйте, проходите , пожалуйста.

Дети:

- С днём рождения, Ариночка.

Арина приглашает пройти за праздничный стол.

Воспитатель:

-Ребята, какая хорошая хозяйка –наша именинница. Какой она накрыла для нас стол.

Арина разливает гостям чай и предлагает попробовать угощения:

-Угощайтесь, есть очень вкусное печенье, с кремом пирожное, шоколадные конфеты, ароматные кексы.

Воспитатель:

- Мы принесли тебе, Ариночка, торт. Надо загадать желание и подуть на свечи, если все задуешь, оно сбудется.

(Арина задувает свечи)

-Ребята, приготовили тебе подарки.

(Дети вручают подарки, поздравляют, говорят пожелания )

-Будь, Арина, красивой! (счастливой, послушной, умной, ласковой…)

-Что ты, Кирилл, подарил Арине?

( Я подарил маленькую лисичку)

Дети перечисляют , что они дарят Арине.

Воспитатель:

-Мне понравилось шоколадное пирожное , а что тебе, Кирилл?

- Арина, налей мне ещё чаю, он такой ароматный.

- Арина, спасибо за угощение, всё было очень вкусно.

-Ребята, давайте Арине споём каравай. Вставай, Ариночка , в круг.

Дети под музыку поют , а затем пляшут.

-А теперь предлагаю поиграть в хороводную игру «Кому, кому, мой цветочек (веночек) подарить». Выбранный будет танцевать, а мы мелодию пляски по- разному напевать(ля-ля-ля, та-та-та, ку-ку-ку , за-за-за-за)

-Молодцы, весело подпевали, танцевали.

-Мы выучили стихи. Для тебя их сейчас прочтём.

Прочитай , Серёжа,твоё стихотворение про мишку .

А теперь Кирилл прочтёт про кораблик.

-Понравились стихи, Арина?

- Я знаю, что Арина хорошо поёт. Давайте попросим спеть песню крокодила Гены, а вы подыграете ей на музыкальных инструментах.

(Дети под фонограмму играют, а именинница поёт).

-Весело играли, пели, а теперь и потанцуем.

(Дети танцуют под песню «У меня, у тебя»)

-На улице становится темно, нам пора домой. Ребята, вам понравилось угощение?

(Да, всё было вкусно.)

-Арина, понравились тебе подарки, поздравления ?

- Тебе было весело?

(Да).

- Миша, придёт в детский сад, мы и его будем поздравлять и тебя приглашаем.

-Автобус стоит на стоянке, нам пора ехать.

До свидания! Спасибо за приглашение.

Дети садятся в автобус, кондуктор спрашивает, на какой остановке (улице) будут выходить дети.

Воспитатель:

-Мы выходим около стадиона, а вы едите в автопарк?

(Да)

- Спасибо. До свидания.

Советы воспитателю,  (родителям)

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.

Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка.

Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, педагог должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.

                     Методические рекомендации для воспитателей

«Использование сюжетно-ролевых игр в воспитании детей»

Особая роль в развитии личности ребенка принадлежит игровой деятельности.

Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре ребенок вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетная игра расширяют практический мир детей, и обеспечивает им внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, обучающийся проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у ребенка способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в группе, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с детьми. Они включают следующее:

1. развитие игры как деятельности;

2. расширение тематики детских игр, углублении их содержания;

3. приобретение положительного социального опыта;

4. использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

5. развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

6. подготовка ребёнка – обучающегося к жизни в социуме, социализация его личности.

Прежде чем, вы будете организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить особенности сюжетно-ролевой игры, которые раскрыты в работах исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.).

Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно - ролевой игры:

1. Выбор игры, которую вы будете включать.

2. Оснащение (оборудование).

3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.

4. Наличие плана – конспекта.

Технология игры имеет следующую структуру:

1 этап – целеполагание

2 этап – мотивация

3 этап – знакомство с сюжетом игры, куда входит

1) знакомство с правилами игры,

2) распределение ролей,

3) сама игра

4 этап – подведение итогов игры

Выбор игры.

Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

По воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у детей положительных черт поведения.

Педагогическая разработка плана игры.

Начальный этап педагогического конструирования длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организаций, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

План игры, который разрабатывает воспитатель, должен предлагаться детям группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

Создание воображаемой ситуации.

Создание воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Дети нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации важный и ответственный этап подготовки к длительной игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности.


Распределение ролей.

При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает детей к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли — это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».

Начало игры.

Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей детей, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

Сохранение игровой ситуации.

В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет ребенок, — различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.


Завершение игры.

Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.

Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Сюжетно – ролевые игры различаются:

по содержанию

• отражение быта,

• труда взрослых,

• событий общественной жизни по организации,

количеству участников

• индивидуальные,

• групповые,

• коллективные;

по виду

• игры, сюжет которых придумывают сами дети,

• игры-драматизации - ЭТО разыгрывание сказок и рассказов;

• строительные

Условия эффективности развития игр:

• свободное и добровольное включение детей в игру;

• обучающиеся должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;

• игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;

• достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;

• при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

• осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.

Этапы руководства игрой:

• Подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

• Основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

• Участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

Интересными являются следующие моменты:

1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

4. Просмотр диафильма по теме игры.

5. Проведение экскурсии по теме игры.

6. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).

7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.

8. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.

9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

10. Совместная с детьми игра.

11. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

12. Постановка проблемных игровых задач.

13. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, ее обсуждение.

14. Рассказ воспитателя об играх детей другой группы.

15. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

16. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями.

17. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

18. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

19. Составление с детьми альбома по тематике игры.

20. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

21. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

22. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

23. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.

Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка.

Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, педагог должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме: “Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

В работе раскрыты приказ о проведении педагогического совета,план подготовки и повестка дня заседания педагогического совета, литература к педагогическому совету....

Тематический контроль к педагогическому совету на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».

В работе ракрыты: план проведения тематического контроля,справка по итогам проведения тематического контроля,приказ о проведении тематического контроля....

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»...