Познавательно-исследовательский проект по региональному компоненту во 2 младшей группе «Моя Родина – Алтайский край»
проект (младшая группа)

Анжела Витальевна

Цель:  Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_altayskiy_kray_2_mladshaya_gruppa_2023-2024_g.docx169.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№10» города Алейска Алтайского края



Познавательно-исследовательский проект

по региональному компоненту

во 2 младшей группе
«Моя Родина – Алтайский край»

C:\Users\Екатерина\Pictures\slide_01.jpg

Выполнили воспитатели:  Пешкова А.В.

Бочарова М.В.

        

2023-2024 г.

Сведения об Алтайском крае

Он лежит на обширных пространствах равных Австрии, Греции, Голландии вместе взятых. Много на земле чудес природы, но Алтай прекрасен по-своему, он неповторим. Не окинешь взглядом его степи, его горы прячут вершины в поднебесье, а реки и озера то упоительны, тихи и ласковы, то стремительны.

      Очарование Алтая неотразимо. «Алтай-кормилец» - так называют люди этот край. Это справедливо. Алтай производит зерно, молоко, овощи и ягоды, мясо и сахар и т.д.

      Наш Алтай производит тракторы, вагоны, радиоаппаратуру, ткани и многое другое.

      Великие и неисчерпаемые сокровища таят недры Алтая. Это уголь, золото, руда.

     А какие жили и живут здесь прекрасные люди! Это Лисавенко Михаил - основатель садоводства на Алтае, Варвара Бахолдина и Семен Пятница - герои - хлебороб; жил на земле Алтая Герман Титов - космонавт.

Поистине над Алтаем «…воздух весел и в мирности здрав и человеческому житию потребен» -  Г. Марков.

ЛЕГЕНДА  АЛТАЯ

Откуда такое слово - Алтай. Сравните «Алтай» и «Алтын». Эти два слова похожи. «Алтыном» в старину называли «золото». Алтай - это золотой край.

На Алтае в бескрайних полях растет пшеница. Каждое ее зернышко - золотое! На Алтае есть горы. Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками, это кедры. В каждой кедровой шишке - пригоршня орешков. Не простые они, а золотые.

    В кедровых лесах живут соболи «пушистое золото Алтая». А под кедрами, глубоко в земле, похожие на земляных человечков корни. Это «женшень» - золотой корень.

    Корни эти выкапывают алтайские олени с «золотыми рожками».     Вот сколько тайн скрывает Алтай!

ПОЛЕЗНЫЕ  ИСКОПАЕМЫЕ

На территории Алтайского края геологи нашли месторождения полезных ископаемых. Это железные руды,  в состав которых входят цветные металлы, найдены бокситы. В Кулундинской низменности много соленых озер. Здесь имеются месторождение поваренной соли. Это в Бурле, Кулундинском и Кучукском, Михайловском озерах.

        Почти во всех местах Алтая есть материалы, которые могут быть использованы для строительных работ - глина, песок, гравий, гранит и т.д.

     На Алтае много строительного камня - гранита, мрамора. Они встречаются на Колывани в районе Змеиногорска, в Горном Алтае.

РЕКИ  АЛТАЯ

На Алтайской земле текут около 5 тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие.

Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Ее длина 5410 км, в пределах Алтайского края 510 км. Обь образуется от слияния Катуни и Бии вблизи города Бийска. Главным источником реки является стремительная Катунь, которая берет начало на склоне горы Белуха, второй приток Оби быстрая  - река Бия, которая вытекает из Телецкого озера. Сама Обь имеет тихое течение. Обь - река труженица. По ней перевозят лес, уголь, нефть, стройматериалы, хлеб и т.д. Обь - река - кормилица. На ней развито рыболовство.

Промысловое значение имеют осетр, стерлядь, нельма, сибирская плотва, язь, щука, окунь, налим.

Обь - река - красавица. Величаво несет она свои воды. Когда река освобождается ото льда, жизнь на ней кипит днем и ночью. Плывут по ней теплоходы, баржи, катера. Над ней раздаются крики чаек.

                          Обь, вобрав в себя все воды родников,

                          Речушек, речек.

                          Водит в море теплоходы,

                          Распрямив крутые плечи.

                         И не зря пред нею сильной,

                         К океану путь распахнут.

                         И не зря даны ей крылья,

                         Лебединого размаха.

ОЗЁРА  АЛТАЯ

 

В нашем крае насчитывается свыше 4 тысяч озер. Они разбросаны по всей территории края. Очень много озер расположено в Кулундинской степи. Озера в Кулундинской степи образовались очень давно и являются остатками древнего моря, которые миллионы лет назад плескались на месте нынешней равнины. Наиболее крупные из озер - Кулундинское, Кучукское, Горькое, Большое Яровое. Одним из самых крупных озер считается Телецкое. Жители Алтая называют его Алтын - Кель. Алтын - Кель - золотое Озеро. Длина озера 78 км, ширина 3 км.

В Телецкое озеро впадает 71 река, а вытекает лишь одна - Бия.

Берега озера состоят из гранита, много водопадов.

В озере водится разная рыба: харпус, таймень, щука, налим и др.

Телецкое озеро - это живописное место на земле. Цвет воды зависит от состояния погоды. В ясную погоду она синяя, в пасмурную зеленовато - темная.

Вокруг озера расположены горы, которые покрыты красивыми травами, цветами и растет могучий кедр.

Тайга вокруг Телецкого озера богата зверем и птицей. Здесь создан Алтайский государственный заповедник. Здесь каждый год отдыхает много туристов.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ  МИР

Богат растительный мир Алтая. Это объясняется разнообразным климатом. В степной части преобладает разнотравье, в алтайской лесостепи растительный мир более разнообразен.

Там растут люцерна, тимофеевка, тысячелистник, вика, дягиль и др. Из деревьев растут береза, осина, тополь, вязь  и др.

Особенно богата растительностью горная местность. Она насчитывает 1840 видов растений. Склоны гор покрыты лесами из лиственницы, пихты, ели и сибирского кедра.

Алтай - край лесов. Леса имеют большое значение и занимают 9 млн. 930 тысяч гектар или 38 процентов территории края. Они не только предохраняют реки от высыхания, но и служат строительным материалом, ценным сырьем для промышленных предприятий.

Хвойные леса

Хвойными лесами богаты горные районы. Там  преобладает лиственница, сосна, пихта, ель. Нередко встречается кедр.

Смешанные леса

Смешанные леса растут вперемежку с хвойными - рябина, береза, черемуха.

На лесных проталинах растет много ягод. Это калина, малина, смородина, облепиха.

Ленточный бор

Очень интересны и своеобразны ленточные боры, которые встречаются только на Алтае и в Казахстане, которых больше нигде нет на земном шаре.

Ленточные боры - это сосновые леса, узкими и длинными полосами тянущиеся по рекам от Оби на юго-запад, пересекая Кулундинскую степь. Всего в Кулунде насчитывается пять таких лесных лент. Более половины ленточных боров занято сосной,  остальное березой и осиной.

Значение ленточных боров очень велико. Деревья своими корнями скрепляют пески. Ленточные боры служат серьезным препятствием на пути степным ветрам и в задержании влаги.

Ленточные боры служат прекрасным отдыхом. Они щедро дарят человеку свои богатства: грибы, ягоды, строительный материал и др.

ЖИВОТНЫЙ  МИР

Разнообразие климата, почвы и растительности дало возможность разнообразию животного мира в крае. Здесь насчитывается около 90 видов зверей, до 300 видов птиц.

В степях водится небольшая лисица - корсак, в борах, лесостепи и в тайге живут лоси, козы, белки, зайцы, рыси.

Повсюду в тайге встречается медведь. По берегам рек в зарослях водится барсук. Вблизи лесных опушек и в горах живут волки. В лесах живут ценные пушные звери: соболь, белка, куница.

В Горной Колывани водятся копытные: лось, косуля, марал.

На территории края очень много птиц. В степях живут сарыч, копчик, журавли, бекасы и т.д., в бору встречаются глухарь, рябчик, дрозд, дятел, сорока, синица и др. На озерах и болотах водятся чирки, серый гусь, черный журавль, кулики, чайки. В степи водятся тетерева, куропатки, перепелки.

Из птиц в сосновых борах встречается глухарь, рябчик, кедровка, сойка, клест и еще много певчих птиц.

Повсюду в крае встречаются пресмыкающиеся: уж, степная и обыкновенная гадюка, узорчатый полоз, ящерица.

Возле водоемов много разных насекомых.

В реках и озерах водится плотва, леш, окунь, пескарь, карась, ерш, налим. В горных реках харпус, таймень, ускуч, ленок.

ОХРАНА   ПРИРОДЫ

Богата природа родного Алтая. Однако это богатство может быстро исчезнуть, если люди перестанут заботиться об ее охране, если они позволят истребить ценных зверей птиц, рыбу.

На территории края вырубается много леса, если не будут сажать молодняк, то и наши леса постигнет несчастье. Иногда в лесу появляется множество прожорливых насекомых, деревья тяжело заболевают и гибнут. Лес исчезает. А вместе с ним исчезают веселые птицы, гибнут или уходят звери. Если исчезнет лес, то мелеют и пересыхают реки и озера.

Поэтому в России принят закон об охране природы.

А некоторые места объявлены заповедными, исчезающие редкие виды животных и птиц занесены в Красную Книгу.

Ежегодно в крае на вырубках и местах, где произошел пожар производятся посадки кедра, сосны, пихты, ели. Создаются защитные лесонасаждения. Там, где лесопосадки подросли, туда вернулись зайцы и лисы и другое зверье.

Жители говорят, что насаженный лес вдохнул новую жизнь.

ТРУД   ЖИТЕЛЕЙ   КРАЯ

Алтай - один из крупных сельскохозяйственных районов нашей страны. Половину территории края занимают поля, где выращивается зерно. В крае сеют яровую пшеницу, ячмень, озимую рожь, просо, гречиху, а также сахарную свеклу. Еще на Алтае возделывают подсолнечник, масленичный лен, хмель.

В некоторых районах Алтая развито садоводство. Важную роль в этом сыграл Мичуринец - садовод Лисавенко. На Алтае растут яблоки, груши, сливы, разные ягоды и виноград.

Большое значение придается выращиванию ценной ягоды - облепихи.

Алтай - край развитого животноводства. Здесь разводят крупнорогатый  скот, свиней, коз, птицу. Развивается мараловодство.

     Самоотверженно трудятся сотни тысяч тружеников края. Это благодаря их труду к нам на стол приходят молоко и масло, мясо и яйцо и др. продукты.

      Алтай - это один из крупных промышленных районов страны. На заводах городов края изготавливают разное оборудование, мощные тракторы, тракторные плуги, моторы, паровые котлы, вагоны. До войны на Алтае был построен Петуховский содовый завод, в  Бурле добывают соль.

В Барнауле выпускаются шины, на меланжевом комбинате и хлопчатобумажном различные ткани, станкостроительном завод - станки, в Бийске действует единственный в Сибири льнокомбинат, производятся лаки и краски, добыча полезных руд, серебра и золота. В Заринске успешно работает витаминный завод, где изготавливают облепиховое масло, различное лекарство и витамины на ее основе.

     На территории края работают сотни пищевых предприятий, на которых молят зерно, выпекают хлеб, изготавливают разные продукты, воды, кондитерские изделия, сахар. Край хоть и трудно, но живет.

ГОРОДА  АЛТАЯ

В нашем крае насчитывается 10 городов: это Белокуриха, Бийск, Новоалтайск, Барнаул, Заринск, Змеиногорск, Рубцовск, Славгород, Яровое, Камень - на - Оби, Алейск.

Самый главный город из них - Барнаул, который является административным центром края.

Конспекты бесед, занятий, викторин.

Б е с е д а  « Мой Алтай»

Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на глобусе, карте России, его соседями (Казахстан, Новосибирская область, Кемеровская область, Монголия, Китай), познакомить с легендой Алтая. Воспитывать любовь к родному месту, желание узнавать о нем новое и беречь его.

Активизировать в речи детей слова: Алтай, Алтайский край, Сибирь.

Ход беседы: 

- Ребята, посмотрите на глобус. Какой огромный наш дом - планета земля. Сколько здесь разных стран, которые кажутся нам таинственными и заманчивыми. Но самая таинственная и удивительная, это наша Родина.

Необъятны ее просторы (Находим на глобусе Россию). Вот сколько места занимает Россия на глобусе.

- А теперь посмотрите на карту России. (Показываю, где расположена Сибирь на карте). Это Сибирь. А на юге Сибири - Алтай, земля, где нам выпало счастье родиться. (Показываю расположение Алтайского края).

- Вокруг Алтайского края расположены другие страны. Это Монголия, Казахстан, Китай; области Новосибирская и Кемеровская. Там тоже живут замечательные люди.

Чтение стихотворения:

                                        Есть на карте России

                                       От Москвы вдалеке

                                       Уголочек, с названьем красивым

                                        Мой Алтай…»

- А сейчас я вам расскажу легенду, откуда появилось это слово - Алтай!  

Откуда такое слово - Алтай. Сравните «Алтай» и «Алтын». Эти два слова похожи. «Алтыном» в старину называли «золото». Алтай - это золотой край.

На Алтае в бескрайних полях растет пшеница. Каждое ее зернышко - золотое! На Алтае есть горы. Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками, это кедры. В каждой кедровой шишке - пригоршня орешков. Не простые они, а золотые.

    В кедровых лесах живут соболи «пушистое золото Алтая». А под кедрами, глубоко в земле, похожие на земляных человечков корни. Это «женшень» - золотой корень.

    Корни эти выкапывают алтайские олени с «золотыми рожками».     Вот сколько тайн скрывает Алтай!

Рассматривание иллюстрации об Алтайском крае.

Чтение стихотворения «Алтайский край».

Вот что сегодня вы узнали об удивительном родном уголочке - Алтайском крае.

Занятие. Тема:    Богатство Алтайского края»

 Цель: познакомить детей с богатством Алтайского края - его полезными ископаемыми: глина, песок, соль, гравий, гранит; их месторождениями: соль - в озерах, гранит в горах, глина, песок по берегам рек и озер.

Активизировать в речи детей слова: соль, глина, гранит, соленое озеро, Колывань.

Воспитывать бережное отношение к богатствам края.

Сформировать активную позицию - неравнодушного созерцания, а деятельного участника решения всех экологических проблем, возникающих от внедрения человека в природу (не давать грабить полезные ископаемые, а брать их не в ущерб природе).

Ход занятия:

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Алтайскому краю и узнаем, что хранит в себе земля Алтая.

Посмотрите, что у вас находится на столе. Это гранит, песок, глина, соль - все это полезные ископаемые; а это изделия из серебра и золота. Итак, мы отправляемся в путешествие в Горную Колывань, чтобы узнать, где добывают гранит и серебро,  золото и глину (показываю на карте, где находится Колывань).

Но сначала я вам расскажу легенду о Колывани.

    «Давным-давно по русской земле ходили слухи, что на Руси есть земля, покрытая каменным покрывалом. А под ним текут реки расплавленного серебра и золота. Но туда дороги нет, зорко охранял сокровище Горный змей - коварное чудовище о семи головах. От одного его свиста все вокруг превращается в прах. Люди с опаской обходили эти места» (из книги «Тайны Змеиной горы» Петр Бородкин).

- Вот мы с вами в Горной Колывани. (Рассматриваем иллюстрации).

Здесь расположены рудники, которые известны во всем мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового и золотистого мрамора.

Такой мрамор идет на строительные нужды. Им облицовывают здания. А еще в Горной Колывани есть месторождение яшмы  (показать иллюстрацию). Из глины изготавливают красивые вазы, их изготавливают камнерезы (показать картинку).

Такие вазы заказывала царица Екатерина, и сейчас они находятся в музее.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы сохранить эти богатства? (Рассуждения детей).

Чтение стихотворения:

                           Отсюда уходят пугливые лоси,

                           Здесь слышится гром

                           Оглушительной силы,

                           То мрамор ломают

                           На белом откосе

                           У этого мрамора алые жилы.

- А если бы вы были камнерезами, какие бы вы изготовили вазы? Нарисуйте. Выставка рисунков.

Материал:

Набор полезных ископаемых. Изделия из серебра и золота.

Иллюстрации о  Колывани.

« Алтайское солнце» - книга об Алтае.

Занятие. Тема:  « Путешествие по рекам Алтайского края".

Цель:  познакомить детей с реками края и с его главной рекой - Обь: откуда она берет начало, почему ее так называют. Дать представление детям, что река Обь - это река - труженица (по ней перевозят грузы), река - кормилица (на ней развито рыболовство); река - красавица.

Активизировать в речи детей слова: Обь, Катунь, Бия, течет.

Воспитывать у детей любовь к родному краю. Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Материал: карта Алтайского края, картинки, схема реки Обь, подбор музыки: шум воды.

Ход путешествия.

- Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по рекам нашего края. (Включаем музыку шума воды, раскладываем карту).

- На чем нам лучше отправиться в путешествие? Дети называют. (Выбираем лучший вариант).

- На Алтае немало рек:  Бия, Катунь, Чарыш, Чумыш, Алей (показываем на карте). Но самая главная река Обь. Бия спешит навстречу Катуни, Катунь навстречу Бии. Вода в Катуни - синяя, в Бии – зеленая.  Две быстрые реки, сойдясь, образуют полноводную сине-зеленую Обь.

- Вы хотите узнать, откуда пришло это слово «Обь»?

- Одни ученые полагают, что от персидского слова «Обе» (Катунь и Бия стали единой Обью).

Другие считают, что от персидского слова «Об» - вода. Ведь очень давно здесь жили персы. Они дали реке имя Обь. Когда солнце исчезает за самой главной рекой Алтая - Обью, вода в ней становится золотой. (Дети становятся в две команды друг за другом в колонны. В руках у одних голубая лента, у других зеленая. Бегут, машут руками. Где они встретятся, идут медленным шагом, представляя себя могучей рекой).

Игра сопровождается музыкой шума воды.

- Ребята, Обь еще называют одной из самых больших рек мира. (Рассматриваем на схеме-карте).

-Ее еще называют труженицей. Почему? (Рассуждение детей).

По ней перевозят разные грузы. - Ее еще называют рекой-кормилицей. Почему ? (ответы детей).

В реке ловят рыбу: осетр, налим, щуку, язь, нельма для еды.

- Ее еще называют река- красавица, почему? (ответы детей).

На реке можно поплавать, загорать, купаться, кататься.

По берегам реки много растений, лесов, живет много птиц.

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать и делать, чтобы наши реки оставались всегда чистыми, красивыми и были для человека и кормилицами и труженицами). (Рассуждения детей).

Вместе с детьми придумываем знаки, которые запрещают загрязнять реки.

Занятие. Тема: "Путешествие на Телецкое озеро".

Цель: познакомить детей с озерами Алтайского края, они разные: большие и маленькие, соленые и пресные, глубокие, но самое большое - это Телецкое; дать возможность детям узнать о нем, где оно находится, почему его так называют; чем оно знаменито.

Воспитывать у детей бережное отношение к богатствам края, охранять и сохранять их.

Ход путешествия.

- Ребята, сегодня мы продолжим свое путешествие и побываем на озерах Алтайского края. Озер на Алтае очень много. Это Кулундинское, Кучукское, Яровое, Горькое, озеро Ая (показываю детям на карте). А сегодня мы отправимся в путешествие вот на это озеро, которое находится в горах. Среди всех озер оно самое большое. Называют его Телецкое. А еще жители Алтая называют его Алтын - Кель. Кто знает или догадывается, что это означает?

- Помните, что значит слово «алтын»? (ответы детей).

Алтын - Кель - Золотое озеро. Это еще одна драгоценность Алтая.

- Чтобы лучше представить себе его величие, на чём будем передвигаться? (ответы детей).

- Что возьмем с собой? (Рюкзак, туда положим хлеб, соль, спички).

 Дети строят из кубов теплоход, и отправляемся в путь.

-Телецкое озеро может быть ласковым, добрым или яростным, диким. Оно никогда не выходит из берегов.

А что вы знаете о нем?

- Пора причалить. Сходим на берег.

- Смотрите, это горы, кажется, они касаются вершинами неба (рассмотрим иллюстрации).

Это горы Карагай и Тиолок.  Давайте пойдем по берегу озера. (Игра «Не оступись»).

- На нашем пути скала. Дальше ходу нет. Нам надо подкрепиться. Привал. Достаем рюкзак. Рассматриваем, что у нас есть в рюкзаке.

(Дети достают соль, спички, хлеб).

- А вы знаете, как правильно развести костер, чтобы не навредить природе? (Ответы детей).

- Еды у нас мало. Что будем делать?

- Наловить рыбы (Ответы детей).

- Какая рыба водится в озере? (хариус, таймень, ускучи).

Показывают картинки.

-Как правильно вести себя на берегу? (Соблюдать осторожность и чистоту).

Дети ловят рыбок, на которых написаны вопросы и отвечают на них.

1. Может ли рыба жить без воды?

2. Назвать рыб алтайских рек и озер.

3. Чем дышит рыба?

4. Назвать хищных рыб?

5. Зачем нужны хищные рыбы?

- Рыбы обладают тонким обонянием. Многие по запаху определяют, где вода грязная, они оттуда уходят.

- Умеют ли рыбы говорить?

- Какую знаете пословицу? (Нем, как рыба).

- Но, оказывается, рыба умеет издавать звуки. Звуки похожи на звон бубенцов, на ворчание.

- Ребята, вот, сколько мы сегодня узнали.

-А теперь нам пора возвращаться домой.

- Давайте наведем порядок и чистоту.    И отправляемся в путь домой.

"Люблю тебя, мой край родной!"

Вечер, посвященный дню рождения Алтайского края.

На вечер приглашены родители.

Цель: вызвать интерес к родному краю.

Прививать любовь и гордость за родной край.

Звучит  музыка.

Ведущий:     Есть на карте России

                      От Москвы вдалеке

                      В самом центре Сибири

                      Уголочек с названьем красивым

                                 Мой Алтай!

                      И зовем мы тебя золотым!

( Ведущая приглашает пройти к карте России и найти, где расположен Алтайский край).

                   Алтайский край

                   Расположился вдалеке

                   Он от столицы

                   Соседи любят все его:

                   Монголия, Китай,

                   Новосибирск и Кемерово

                                         Мой Алтай

                                         Для меня ты

                                         Всегда был родным

                                         Милым, добрым и дорогим.

Песня: « Родная сторона».

              Какие здесь красивые места.

               Что стоит Кулунда,

               И Колывань, и Барнаул,

               И Белокуриха сама!

Просмотр кинофильма « Моя Кулундинская степь».

Ведущий:    Алтай красив в любое время года.

                                         Тихо. Утро раннее

                                         Солнышко встает.

                                         Где-то над поляной

                                         Жаворонок песнь поет

                                         Обо всем вокруг

                                         Об Алтае нашем

                                         О цветах, березке,

                                         О родной сторонке

                                         В песне прославляя,

                                         Родину свою.

Вальс.

                  По тротуарам и дорожкам

                 Шагает осень в красненьких сапожках.

                 Играть звала ребят сегодня

                 Бросала листья в окна к ним

                 Дождем лила, смывала все дорожки

                 Сама надела красные сапожки

                 И заявилась в гости к ним.

Танец с листьями.

                                         Алтайский край

                                         Прославил сам себя

                                         Здесь проживали знаменитости России

                                         Родился здесь Шукшин,

                                         Бианки здесь бывал

                                         А Рерих наш Алтай

                                         В картинах воспевал.

Рассказ воспитателя о Василии Макаровиче Шукшине.

Стихи читают родители.

1. « Снова смотрит он с телеэкрана -

       Вновь живет, а не играет роль

       Не большой, но с сердцем великана

       А в глазах - огонь, печаль и боль».

2.    « А в глазах любовь и слезы

       Потому, что в роще за рекой

       Снова распустилися березы

       Украшая край его родной.»

3. «Слов простых немыслимая сила

      Рвется в наши души и сердца

      Значит жив еще Шукшин Василий

      И не будет жизни той конца".

      Мы с вами родились и живем в Алтайском крае. Здесь живут и трудятся замечательные люди.

         « Какие люди здесь живут

        Они выращивают хлеб,

        Сажают лес,

        И землю нашу берегут!»

Песня.

Ведущий:  Пшеница, колосом звенит

                 Над белой рощей дымка вьется

                 И песня просится в зенит

                 И сердцу радостно поется

                 Березы клонятся в зарю

                 И я поклон земле творю

                 За жизнь, за хлеб

                 За эту песню,

                 Тебя, Алтай, благодарю!

Уходим в группу пить чай с вкусным хлебом Алтая.

Занятие. Тема: "Я - житель Кулундинской степи".

Цель: познакомить детей с Кулундинской степью, ее жителями.

Программное содержание:

Расширить знания детей о своем родном крае, о Кулундинской степи - как одном из красивых мест, ее расположении на карте Алтая, жителях (растениях и животных).

Подвести детей к пониманию, что влияние человека на природу часто приносит вред (распахивают землю, срывают цветы, скашивают траву, убивают животных); но и пользу ( сажают лесопосадки для защиты от ветров, выращивают хлеб).

 Закрепить знания детей, что растения (одуванчик, первоцвет, ветреница, мать - мачеха, ковыль, пролеска, подорожник) живут в степи, также животные (хомяк, поливка, суслик, заяц- русак) степные жители.

    Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, беречь природу, бывая в этих местах.

Материал: карта края, видеокассета, материал для приготовления альбома.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы продолжим разговор о нашем крае.

- Откуда это слово Алтай.

1. Алтай и Алтын эти слова похожи. Алтыном в старину называли золото. Алтай - золотой край.

2. На Алтае есть много удивительных мест. Это край диковинных растений и трав, и животных.

3. Алтай прекрасный, как сказанье. Мой край удивительных рек и озер.

4. На Алтае живут трудолюбивые люди. Они пашут землю, сеют зерно, убирают урожай. Руки у них золотые.

5. На Алтае в бескрайних полях растет пшеница,  каждое ее зернышко золотое.

- Ребята, почему на карте Алтая много желтого цвета. (Потому что Алтай находится в степи).

Стук в дверь. Приносят посылку.

- Ребята пришла посылка. Что же здесь написано. Читаем адрес.

р.п. Степное озеро

Д/сад  №4 «Золотая рыбка»

Подготовительная группа №11. Детям.

Обратный адрес:

р.п. Благовещенка

Краеведческий музей

                                                   

ПИСЬМО

Здравствуйте ребята.

          Обращаются к вам сотрудники краеведческого музея р.п. Благовещенка. Мы знаем, что вы изучаете природу родного Алтайского края, поэтому посылаем вам видеофильм с одним из красивых мест Алтая - Кулундинской степью. Прежде, чем вы начнете смотреть фильм, ответьте на вопрос: Что такое Кулундинская степь? Мы желаем вам бережно относиться к окружающей природе, беречь, не уничтожать растения и животных, ведь вы тоже жители Кулундинской степи. До свидания.

   

 - Ребята, давайте на карте Алтая найдем, где расположена  Кулундинская степь?

- Что же это за место? Почему так называют?

Влад:

        Первые люди, которые заселили степь, были казахи. Они пасли в степи табуны лошадей.  И поэтому степь они назвали по-своему - Кулунда. А если перевести на русский язык - это жеребенок.

- А что такое означает слово «степь».

Мы посмотрим в словаре.

- А теперь смотрим фильм (4м)

- Послушайте, как о Кулундинской степи сказал Алтайский поэт Иван Фролов:

« Равнина, равнина, ни леса, ни пади.

Равнина на север, равнина на юг

Как будто гористую землю разгладил

Гигантский горячий утюг».

- Ребята, вам понравилась природа Кулунды? Чем7

- Сколько красивых полевых цветов растет. Хотите стать такими красивыми цветами?

Звучит музыка. Игра.

- Ребята степь - это чей-то дом. И там живут степные жители. Назовите их (это растения и животные).

- Какие растения, животные живут там?

- Ребята, а вы жители Кулундинской степи? (наш поселок расположен в степи, и мы жители Кулунды).

          В Кулундинской степи много построено сел и поселков, дорог, построена железная дорога, заводы.

- Как вы думаете, человек приносит пользу или вред живым существам в степи? (Рассуждения детей).

Давайте досмотрим фильм (4м)

-Что нужно делать, чтобы хоть маленький кусочек степи остался, не занят человеком, не погибли красивые цветы и травы, не высохли реки, не гибли животные? (мнение детей).

Природу надо уважать как отца, любить, как мать.

- Не все дети могут посмотреть этот фильм, давайте мы с вами подумаем, как им рассказать и показать?

       Если выпускаем стенгазету, раскладываю на столе растения  и выбираем те, которые растут в степи.

      Тоже с животными. Называя их. Предлагаю наклеить их в газете.

Занятие. Тема: « Лесная аптека»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями родного края и дать представление о целебных  свойствах растений нашего края (одуванчик, подорожник, береза, ромашка); познакомить с правилами сбора, сушки и хранения лекарственных трав; знать какие растения растут рядом с жильем человека, какие в лесу, на лугу.

      Активизировать в речи детей слова: лекарственные травы, подорожник, одуванчик, ромашка.

       Воспитывать у детей желание у природы лишнего не брать, не вытаптывать, а беречь и умножать ее.

Материал:

Картинки с лекарственными травами, лекарственная трава в упаковках.

Ход занятия:

Лесная полянка. На полянку выходит бабушка с внуком. Они разговаривают.

« Пойдем, милок, со мною

   Старухе подсобишь

   И хворь лечить травою

   Научишься, глядишь.

   Ромашку отыщем в поле,

   Душицу на чаек

   Всем травам в поле воля -

   Пойдем со мной, милок».

                                      ( они уходят).

Появляется лесовичок.

-« Там, где в травах ветер гладкий

     Где за полем бор стеной

     Собираю я загадки

     В кузовок берестяной.

     И пропахла  береста

     Земляникой и смолой

   Спелой рожью

   Медом с воском

   И травою луговой!»

- Шел я по лесу ребята и увидел чудо. Кто угадает, что за чудо?

- Дышит, растет, ходить не может ( растения, деревья, цветы).

Воспитатель: Оглядитесь вокруг себя, когда летом находитесь в поле, лесу, саду. Там растут кусты шиповника, заросли ромашки, оранжевые ноготки и желтые цветы мать -и - мачехи.

   Каждое растение обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя история. А историю узнала Женя Соловьева, начинается так:

- « Еще местами лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляются золотые головки мать - и - мачехи. Это лекарственное растение. Настойку из этой травы пьют при простудных заболеваниях. А называют это растение за его листья».

 ( Появляется Лесовичок).

- А я приготовил для вас загадки.

                 1.  Золотой и молодой

                      За неделю стал седой

                      А денечка через два  

                      Облысела голова.

                      Спрячу я в карманчик

                      Бывший …(одуванчик)

- А что вы знаете об одуванчике?

  Юля Скосырева:

« В медицине на Руси его считали « жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили темные пятна на коже и веснушки.

             2.  «На лесной опушке

                    Стоят подружки

                    Платьица белены

                    Шапки зелены»

                                            (березка).

- О пользе березы расскажет Аня Щербина.

Давным - давно береза приносит пользу человеку. Это знаменитый березовый веник в бане и березовый деготь, который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания».

         

            3.  Путника друг -

                 Скромный, невзрачный листок

                 Ты на пораненный палец

                 Влажной заплаткою лег

                 Многим у нас невдомек

                 Что отыскалось лекарство

                 Тут же на тропке у ног»

                                                         ( Подорожник).

- Если на ранку положить листик подорожника, то ранка быстро заживет.

4. Если случится тебе простудиться,

    Привяжется кашель, поднимается жар,

    Придвинь себе кружку, в которой дымится,

    Душистый отвар.

Дидактическая игра: « Узнай из всех трав ромашку».

5.  Первоцвет весенний-

     Желтенький цветок

     Потянулся к солнцу

     Нежный лепесток.

     Первоцвет весенний

     Ключик от весны

     Ни тебе ли сняться

     Золотые сны?

     Будь же осторожен,

     Не сорви его

     Мягкого, душистого

     Друга моего.

- А об этом растении рассказывают так:

Мать-и-мачеха - лекарственное растение. Настойка из листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.

1реб: Дерево, трава, цветок и птица.

          Не всегда умеют защититься

          Если будут уничтожены они

          На планете мы останемся одни.

2реб:  Природу не уродуй,

          Природу не обидь.

           

           Родился человеком

           Так надо им и быть!

3 реб:  Все цветы для всех растут

           Их не рвите! пусть живут!

- Ребята! На земле так мало остается мест, где растут такие удивительные растения.

  Давайте будем беречь и охранять их!

Лесовик:  А сейчас пойдем пить чай с удивительной травой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Познавательно-исследовательская деятельность с детьми во 2 младшей группе. (из опыта работы)

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей е...

занятие по развитию познавательно - исследовательской деятельности и развития сенсорики для младшей группы "Лист бумаги и её друзья".

Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги;  совершенствовать восприятие основных  цветов (красный, жёлтый, зелёный) и их оттенков под воздействием музыки (Сенс – Санс «Лебедь»); учить дет...

Проект «Развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности в 1 младшей группе»

Проект в 1 младшей группе: Задачи проекта:Познакомить детей с настольным и напольным строительным материалом (кубик, кирпичик, трехгранная призма (крыша), пластина (дорожка));Учить детей сооружат...

Проект познавательно-исследовательский " Что за чудо - Снеговик" в младшей группе

Цели:Обогащать художественно-эстетическое, познавательное развитие детейЗадачи:- закрепить знания детей о временах года- дать детям элементарные представления о природном объекте- снеге, его превращен...

Познавательно - исследовательский. Игровой Проект «Песочная фантазия» вторая младшая группа

Актуальность На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только...

Познавательно-исследовательский проект по региональному компоненту в подготовительной к школе группе «Моя Родина – Алтайский край»

Основной раздел программы:познавательное развитиеРазделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, з...

Проект «Мой любимый питомец» Познавательно-исследовательский, краткосрочный, творчески –информационный для 1 младшей группы

Цель проекта :  Создание условий для обогащения и углубления представлений у детей о домашних животных, проживающих в квартире, способа ухода и общения с ними....