Проект "Быт и традиции русского народа"
проект (средняя группа)

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_byt_i_traditsii_russkogo_naroda.docx149.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Быт и традиции русского народа»

Разработала: Чинькова Ю. В.

Челябинск, 2021г.

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

 Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Обоснование:

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:

  • Многофункциональные        центры        в        группах        ДОУ        «Центр        ряженья»,        «Центр уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».
  • «Центр театра», где размещены различные виды театров.
  • Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
  • Музей        национального        быта,        организация        экскурсий,        фотоотчет        посещения краеведческого музея города Красноярска.
  • Организация        и        проведение        народных        праздников,        праздников        народного календаря.
  • Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и        предметы народного быта.
  • Библиотека        с        устным        народным        творчеством,        малыми        фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
  • Картотека народных игр, народная игрушка, национальная кукла, кукла - оберег.
  • Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники»
  • Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов).
  • Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

Наличие теоретической базы опыта

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И. Даль, И.С. Сахаров, М. Забылин, А.Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е. Черноиванова, С.Б. Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада,

обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко- духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Место проведения: МАДОУ ДС № 68 г. Челябинска

Сроки проведения:        с ноябрь 2020 г. – по апрель 2021 г.

Участники проекта:

  • дети и родители детей старших групп, возраст с 5 до 6 лет;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели старших групп.

Актуальность темы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна.

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодейств ие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раск рытие и формирование в ребенке  общечеловеческих нравственных качеств личности

, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного кр ая,        воспитание        эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство

Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, истор ию, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с традициями, обычаями, историей русского быта и народного искусства. Продолжить знакомство с нравственными ценностями, особенностями материальной и духовной среды русского народа. Приобщать к богатому музыкальному наследию русского народа и художественному творчеству.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, для проектной деятельности была выбрана тема «Быт и традиции русского народа». Для выбора темы проекта послужило общение с родителями. Выяснилось, что многие из детей не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного творчества;

Прививать ребенку интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.

Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

Расширять кругозор и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры и хороводы;

Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, похода в музей.

Новизна:        Особенность проекта, в том, что вместе с семьей мы не только

познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде

«Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Научные принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  • принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
  • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-

рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям

старшего возраста предлагаем        различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно- репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.
  • Беседы, вопросы, разъяснения.

Формы образовательной работы с детьми

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок.
  • Посещение тематических выставок.
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Быт и традиции русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой

взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления нашей работы:

  1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы, мини – музея старинных русских предметов.

Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на

формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя

частью великого народа.

Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы,

передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, деревянные ложки и миски, туески, утюг, расшитые скатерти, рушники, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Дымково».

С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.

  1. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек и т.п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде,

верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  1. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты,

природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно

прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.

  1. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для

физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 ноября 2020г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

  • Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».
  • Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
  • Анкетирование родителей.
  • Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
  • Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»
  1. Этап. Формирующий (с 15 ноября        по 20 март 2021 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

  • Занятия в соответствии с планом.
  • Беседы.
  • Чтение познавательной и художественной литературы.
  • Слушание классической музыки.
  • Слушание русских народных песен и сказок.
  • Просмотр видеосюжетов, презентаций, сказок.
  • Экскурсия в русскую избу.
  • Сбор предметов русской старины.

  1. Этап. Рефлексионный (с 20 марта по 20 апреля 2021 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями. Открытое занятие «Быт и традиции русского народа».

Презентация проекта.

Мероприятия с детьми

Мероприятия

Цели

1.

ООД «Русь-матушка».

Ознакомление детей с тем, как раньше называли

и почему нашу родину.

2.

«У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» (игра - беседа).

Ознакомление детей с национальным русским костюмом, его особенностями; с русским

фольклором: песнями и хороводами;

формирование образной речь, обогащения словаря названиями предметов быта: лапти,

сарафан, хоровод; воспитание интереса к

национальной одежде и фольклору.

3.

Экскурсия в краеведческий музей города Красноярска.

Формирование представления о краеведческом музее; расширение и углубление знаний

воспитанников об истории родного города.

4.

Просмотр        презентации

«Русская изба».

Ознакомление детей с бытом крестьянской

семьи.

5.

Организация        фотовыставки

«Зимние зарисовки».

Развитие эстетического восприятия, умения

видеть красоту природы.

6.

Сюжетно        –        ролевая        игра

«Угостим матрёшек чаем».

Формирование у детей нравственно-

патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа.

7.

Просмотр        презентации        «Труд

крестьян».

Ознакомление детей с трудом крестьян.

8.

ООД «Обычаи и традиции на

Руси».

Расширение и углубление представлений детей о

старинных семейных обычаях на Руси.

9.

Слушание Чайковского «Времена

года».

Показать на основе музыкальных произведений

любовь автора к родной природе.

10.

ООД «Пословицы, поговорки, и заклички».

Ознакомление детей с малыми фольклорными

формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.

11.

Аппликация «Укрась полотенце».

Формирование у детей эстетического познания о народном декоративно – прикладном искусстве; умение создавать узоры по собственному

замыслу, используя знакомые элементы росписи.

12.

Игра-хоровод «Березка».

Ознакомление детей с русскими хороводными

играми.

13.

Рисование «Роспись ложки».

Создание условий для знакомства детей с

народным искусством. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной

действительностью окружающего природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной

росписи.

14.

Просмотр        русских        народных

сказок.

Воспитание у детей любви к русским народным

сказкам, как к произведению искусства.

15.

Слушание        русских        народных

песен.

Показать на основе народных песен жизнь и быт

русского народа.

16.

Игра – забава «Бояре».

Показать детям как отдыхали в старину.

17.

Вечер        загадок        про        народные промыслы, домашнюю утварь и

т.д.

Закрепление названий народных промыслов, домашней утвари и т.д.

18.

Просмотр        презентации

«Русский        национальный костюм».

Расширение представлений детей о русском национальном костюме.

19.

Рисование «Славянская

рубашка».

Формирование представлений детей о народном

костюме; умений составлять узор, используя

элементы славянской росписи, ее колорит. Закрепление умений рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики,

зубцы, спирали).

20.

Рисование «Распиши кокошник».

Формирование представлений о русской национальной одежде; инициирование

самостоятельного поиска способов украшения.

21.

Игровое мероприятие «Как мы масленицу провожал, всех

блинами угощали».

Создание условий для ознакомления детей с традициями русского народа. Развитие интереса к народному творчеству. Воспитание гордости за свой народ в процессе художественно -

творческой деятельности.

22.

Рисование «Чучело на масленицу».

Закрепление знаний о русском народном

празднике Масленица. Ознакомление детей с историей возникновения и традициями

празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом

празднике имело чучело масленицы и блины.

23.

Просмотр презентации

«Русские народные музыкальные инструменты».

Ознакомление детей с русскими народными инструментами и их звучанием.

24.

Презентация мини – музея «Быт и традиции русского народа».

Привлечение внимания родителей к музеям; создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей; обогащение

развивающей среды группы, ДОУ;

использование новых форм работы с детьми и их родителями.

25.

Итоговое        мероприятие        по

проекту        «Быт        и        традиции русского народа».

Закрепление знаний детей о традициях русского народа.

Мероприятия с родителями

Мероприятия

Цели

1.

Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют

его.)

Привлечение родителей к проекту. Развитие познавательного интереса детей.

2.

Выпуск        для        родителей        папки-

передвижки «Традиции русского народа».

Повышение педагогической культуры родителей, ознакомление родителей с традициями русского народа.

3.

Консультация        для        родителей

«Что такое мини – музей?»

4.

Круглый        стол        «Традиции

русского народа».

Привлечение родителей к созданию книги о

традициях русского народа.

5.

Предложить        родителям

Воспитание интереса к русскому народному

почитать детям следующие художественные произведения: русские        народные        сказки

«Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-

бурка», «Пахарь».

творчеству; развитие творчества, как детей, так и их родителей; ознакомления с произведениями русского народного творчества и фольклора.

6.

Просмотреть с детьми серию мультфильмов        о        трех

богатырях».

7.

Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, добра, значение

этих понятий в нашей жизни.

Создание единого образовательного

пространства: детский сад – семья; повышение педагогической культуры родителей,

профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщения родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение

наиболее эффективных форм работы Привлечение родителей к созданию книги о традициях русского народа.

8.

Дать родителям задание найти материал        для        альбома

«Традиции русского народа».

Результативность на начало проекта.

  • Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
  • У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
  • Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.

Вторичное анкетирование будет проведено в конце апреля 2021 г.

Анкетирование.

На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.

Критерии к анкетной карте. Высокий уровень

  • использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения;
  • знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения;
  • знает        былинных        и        сказочных        героев,        умеет        узнавать        их        в        произведениях изобразительного искусства и художественного творчества;
  • знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает;
  • умеет играть в подвижные и хороводные народные игры;
  • знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские);
  • знает и называет бытовые предметы русского народа.

Средний уровень.

  • знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи;
  • знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни;
  • знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них;
  • знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из

них;

  • знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные

уборы;

  • знает и называет некоторые бытовые предметы русского народа.

Низкий уровень.

  • знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи;
  • знает народные приметы;
  • знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие;
  • знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.

Результаты анкетирования на окончание проекта

У детей:

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
  • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

  • Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  • Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  • Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно- образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
  • В детском саду совместно с родителями был создан мини – музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
  • Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
  • Составлены сценарии   праздников   «Рождество»,   «Масленица»,   «Пасха»   и

«Троица».

Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно

читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в празднование Масленицы» на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, предметы быта.

На организационной образовательной деятельности дети приобщались к основам ремесел, лепки, росписи.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...