Проект "Пучеж город мой родной"
проект (старшая группа)

Афанасьева Вера Валентиновна

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1год)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители воспитанников.

Образовательная область: Социально – коммуникативная, познавательная.

Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puchezh_gorod_moy_rodnoy.docx207.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Колокольчик»

г. Пучеж

Педагогический проект

«Пучеж – город мой родной»

(Ознакомление с родным городом детей старшего дошкольного возраста)

C:\Users\пользователь\Desktop\работа\Пучеж\

Подготовила: воспитатель высшей категории Афанасьева В.В.

Пучеж – 2023

Пояснительная записка

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается городу, который является малой Родиной воспитанников МДОУ детский сад № 6 «Колокольчик» - городу Пучеж.

В данном проекте речь идет о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1год)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители воспитанников.

Образовательная область: Социально – коммуникативная, познавательная.

Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини - музей, подобран материал о городе Пучеж Ивановской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка, в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Пучеж.

Прогнозируемый результат.

1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

3. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

4. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

5. Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Пучеж, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Работа над проектом

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

Цель – подбор методической литературы и обоснование средств формирования у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях в ДОУ и семье.

План реализации проекта

  • Подобрать методическую и художественную литературу о родном городе.
  • Установить связь между сотрудниками детского сада и социо-культультурными учреждениям города для проведения мероприятий по данной проблеме.
  • Провести анкетирование родителей, с целью выявления знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  • Провести диагностирование детей, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  • Подобрать материалы и игрушки для сюжетно-ролевых игр и дидактических игр.
  • Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
  • Разработать перспективный план мероприятий.

Краткая характеристика методов

  1. Анкетирование родителей.

Цель: выявить уровень знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.

  1. Анкетирование воспитателей.

Цель: выявить уровень подготовленности педагогов по патриотическому воспитанию детей

3) Диагностика детей.

Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

Формы работы по проекту «Пучеж – город мой родной»


Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:

  • Работа с книгой «Город на Волге»;
  • Рассматривание репродукций картин местных художников с изображением города;
  • Работа по ознакомлению детей с основными профессиями жителей города.


Поисково-собирательная работа:

  • Знакомство с историей города на основе материалов Пучежского краеведческого музея и районной библиотеки.


Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу:

  • «Красота нашего города»
  • « Волга – матушка».
  • «Наш город для детей».


Целевые прогулки по городу:

  • Пучежская гимназия
  • По близлежащим улицам.
  • Знакомство с полицейским участком.
  • Природа родного края.

Экскурсии:

  • «В гости к реке Волге».
  • Экскурсия в Пучежский краеведческий музей.
  • Экскурсия в пожарную часть города Пучеж
  • Экскурсии к монументу Славы.
  • Экскурсия в школу искусств.
  • Экскурсия в библиотеку.
  • Экскурсия на почту.


Беседы « Пучеж – городок русский»:

  • «Чем славится Пучеж?».
  • «Наши родители – труженики».
  • «Улицы, по которым мы ходим».
  • «Прогулка по городу »
  • «Поэтическое творчество о нашем городе».
  • «Город будущего – какой он?».


Занятия:

  • Познавательное занятие «Путешествие по городу».
  • Познавательное занятие « Город, в котором мы живем»»
  • Интегрированное занятие «Волга – матушка река».
  • Физкультурное занятие «На зарядку, становись!»


Дидактические игры:

  • «Завяжи узелок – расскажи про городок».
  • «Загадки и ребусы о городе»
  • «Ассоциации – город».
  • «Собери картинку –угадай улицу»
  • «Что где находится» (схемы, карты).


Встречи с интересными людьми:

  • Встреча с библиотекарем Пучежской детской библиотеки Агаповой Т.Н.
  • Встреча с тренерами ДЮСШ.
  • Встреча с пучежской мастерицей Вахниной Л.В.
  • Встреча с участниками СВО.

Викторины:

  • «Знатоки родного города».
  • «Что мы знаем о родном городе?».
  • «Пучеж, городок на Волге».

Праздники:

  • Праздник города.
  • Поэтические странички o Родине.
  • Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Наблюдения за уменьшением продолжительности дня в городе.
  • Наблюдение за изменениями в жизни животных и птиц нашего города, за солнцем на небе.
  • Опыты с водой, снегом


Чтение художественной литературы:

  • В. Степанов «Что мы Родиной зовем»
  • П. Воронько «Лучше нет родного края»,
  • А. Прокофьев «Родина»,
  • С. Баруздин «Страна, где мы живём»,
  • Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия»,

Стихи земляков - местных авторов:


  • Оформление альбомов :
  • «Пучеж – город мой родной».
  • «История города Пучеж».
  • «Пучеж вчера и сегодня».
  • «Наш любимый детский сад».


Самостоятельная художественная деятельность детей:

  • Рисование «Наш любимый город».
  • Изготовление елочных игрушек в своими руками для городской елки.
  • Изготовление коллажа «Мой город».
  • Рисование «Праздничный город».
  • Конструирование «Город будущего».
  • Аппликация « На улицах нашего города».


Сюжетно-ролевые игры:

  • «На стройках города».
  • «Мы – пожарные!».
  • «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее).
  • «Мы едем на автобусе по городу».
  • «Украсим праздничный торт».
  • «Мы - спортсмены».
  • «Я иду в детский сад» (маршрут движения из дома в детский сад с использованием макетов объектов города).

Конкурсы, выставки:

  • Конкурс «Семейные умельцы» (поделки).
  • Выставка «Моя семья» (семейные традиции и обычаи семьи).
  • Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
  • Выставка «Родители – труженики нашего города» (семейные династии - фотографии).

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

детей старшего дошкольного возраста

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Пучеж - моя малая Родина

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов

- выставка детского рисунка «Мой любимый город»

- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

- Беседа «Пучеж – город на Волге»

-рассказы о достопримечательностях г. Пучеж о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе.

Октябрь

История возникновения города

-Экскурсия в детскую районную библиотеку

- изготовление альбомов «Природа моего края»,

- История возникновения города (беседа, рассказы, ООД),

- альбомы «История города Пучеж», «Пучеж вчера и сегодня».

Фото-выставка «Пучеж сегодня и вчера»

Ноябрь

Знакомство с гербом города и района

- изо деятельность – «Нарисуй герб семьи»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном России, города Пучеж и Пучежского района (ООД)

- Музыкально-литературный вечер «Родина моя – Россия!»

- Рисование «Герб г.Пучежа»

Декабрь

Экскурсия по городу

- дидактическая игра «Путешествие по городу»

- Прогулки по городу Пучеж.

- рассказы о достопримечательностях, о людях разных профессий, которые работают в нашем городе

- экскурсия на почтовое отделение связи

- разучивание стихов поэтов земляков о Пучеже

Январь

Музеи нашего города

- Экскурсия в краеведческий музей

- Изготовление альбомов «Пучеж вчера и сегодня»

-просмотр презентаций о городе

Февраль

Они прославили наш город

- Мероприятие, ко Дню Защитника Отечества

- беседа о важности труда всех людей города

- Экскурсия в отделение противопожарной охраны

Март

Викторина

«Край, в котором мы живем»

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

- заучивание стихотворений о Родине, авторов-пучежан.

- Поэтические странички

-Экскурсия в детскую школу искусств

Апрель

Пучеж – спортивный город

- Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»

- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

- Экскурсия в детско-юношескую спортивную школу.

- прогулка на стадион.

Май

Боевая слава города

- праздничное шествие к Монументу Славы,

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

- Экскурсия на улицы героев ВОВ Петрова, Тюрина.

Июнь

Любимые уголки

- Целевые прогулки по городу

- Экскурсия «Волга – матушка река».

-Выставка рисунков на тему: «Где мы любим отдыхать»

-Трудовая акция «Сделаем город чище» (совместно с родителями)

Июль

Вот моя улица

- Экскурсия по улицам города

- Знакомство с улицами

- ПДД Экскурсия к перекрестку

Выставка рисунков совместно с родителями «Правила движения – достойны уважения»

Проведение акции «Правила дорожного движения – достойны уважения» совместно с ГИБДД

Август

Наша Родина - Россия

- Чтение стихов о Родине

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

- Экскурсия в почтовое отделение связи

- Викторина «Знатоки родного края»

Итак, проанализировав проведенную работу и результаты диагностики, можно констатировать, что высокому уровню соответствуют ответы трое детей, среднему уровню 12 детей, а низкому пять детей (приложение 3). Таким образом, что у 24 % детей наблюдается низкий уровень сформированности знаний и представлений о малой родине детей старшего дошкольного возраста. Также у 51 % дошкольников проявляется средний уровень. Детей с высоким уровнем, всего 25% (рис. 1).

II этап. Реализация проекта - основной.

Цель: формирование основ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, средствами ознакомления с родным городом.

IIэтап, включает в себя:

1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) экскурсии по городу,

4) пополнение развивающей среды,

5) выставки детских работ.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности.

- Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Пучеж.

- Развитие связной речи, обогащение активного словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини-музее ДОУ)

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий

- Практический материал по всем видам детской деятельности

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

- Разработка анкет и консультаций для родителей.

- Составление перспективного плана работы.

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.

- Разработка конспектов занятий, КВН, праздников и досугов и т.п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ.

- Активное участие в конкурсах, выставках.

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- Краеведческий мини-музей в ДОУ «Пучеж - город мой родной!»,

- Уголок по краеведению в группе.

Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Воспитатели подбирали краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащали развивающую среду материалами о городе Пучеж (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и другое).

Проектный метод предполагал интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагоги согласовывали тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создавали условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность реализации проекта при знакомстве дошкольников с родным городом была возможна при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывали экскурсионно-туристические маршруты по городу, проводили поисково-собирательную работу. В процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей города Пучеж: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название. Выяснили, что люди селились по берегу реки Волга, так как там вода, плодородная земля, рядом лес. Улицы эти и названия носят: Заречная, Садовая и т.д. В названиях других улиц нашла отражение история города и страны (улица Ленина – в честь вождя пролетариата, улица П.Зарубина – земляка - изобретателя, улица Л.Левиковой – патриотки революционера. На встрече с интересными людьми от своих бабушек и дедушек, от участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла дети узнали о названиях многих улиц нашего города.

Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с краеведческим музеем города, где дети много узнали о природе своего края, растениях и животных, полезных ископаемых. Дети уже знали, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи, совершали заочные путешествия по картинным галереям. После посещения музея был проведен литературный вечер совместно с родителями «Пучеж город мой родной», где дети и родители в стихах еще раз воспели красоту и величие нашего красивого города.

В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Воспитатели рассказали детям историю их появления.

Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях из прошлого и настоящего, которые прославили свой город, свою страну. У города есть и свои культурные традиции, которые свято хранятся и развиваются - это музеи, музыкальная и художественная школы, библиотеки, Дома культуры, спортивные залы. Я думаю, что знакомство с нашим городом будет неполным, если вы не побываете на шумных, ярких, веселых ярмарках, проводах зимы.

В завершении проекта была организована игра – Викторина « Знатоки родного края», где была обобщена вся работа по творческому проекту.

III этап – итоговый.

Цель: проведение сравнительного анализа всей проведенной развивающей работы по формированию знаний и представлений об истории и культуре родного города у дошкольников.

Итоговый этап, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей.

2) повторное анкетирование родителей.

Вывод.

Все данные по выявлению уровня знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о малой Родине по итогам проекта занесены в таблицу (приложение 4).

По итогам диагностики и в соответствии с показателями сформированности представлений о малой Родине у детей экспериментальной группы разделили по следующим уровням:

Высокий уровень сформированности знаний и представлений о малой Родине показали 10 дошкольников - 50% . Они знают название города, края, свой адрес; называют и узнают по иллюстрациям достопримечательности, зеленые зоны родного города, улицы и площадь города; знает и узнает гербы города Пучеж и района, может объяснить символику гербов; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших.

Средний уровень сформированности знаний и представлений о малой Родине показали 9 детей, что составляет 45 %. Эти ребята знают название города, свой домашний адрес, герб города, испытывают затруднения, когда называют достопримечательности, улицы, города и справляются только после пояснений взрослого. Дети затрудняются назвать народные праздники, предметы быта, заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.

Низкий уровень сформированности знаний и представлений о малой Родине показал один ребенок – 5 % . Он затруднился отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, но не может объяснить символику родного города. Ребенок может рассказать только о 1-2 достопримечательностях. ( рис 2)

Сравнивая и анализируя количественные данные по данной группе, полученные на начальном и заключительном этапах проекта, показали положительную значительную динамику уровня сформированности знаний и представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Динамика результатов представлена в таблице 1 и на рисунке 3.

Таб. 1. Сравнительный анализ результатов начального и заключительного этапов проекта (в %) уровней сформированности знаний и представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

Этапы эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начальный этап

25 %

51 %

24 %

Заключительный этап

50 %

45 %

5 %

Рис.5 Результаты уровней сформированности знаний и представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста начальном и заключительном этапах проекта

Таким образом, сравнительный анализ материалов, полученных в ходе проекта, показал повышение уровня сформированности знаний и представлений о малой Родине у детей старшей группы. Мы констатировали, что проведенная работа вызвала интерес детей к познанию родного края, способствовала повышению самостоятельности, активности детей.

Список литературы

  1. Александрова, Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
  2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М., 2008. - 111 с.
  3. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, с.
  4. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С .16-24.
  5. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2007. - 235 с.
  6. Виноградова, Н.А. Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет. / Н.А. Виноградова, М.Ю.Новицкая, Н.В. Микляева, С.Ю. Афанасьева - М.: Дрофа, 2010. 160 с.
  7. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008. – 215 c.
  8. Веракса, Н.Е.. Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
  9. Герасимова, Е. Родной свой край люби и знай / Е. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – С. 96 – #1044;еркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие / В.А. Дергунская— М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
  10. Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
  11. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2 е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012. — 208 с.
  12. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебнометодическое пособие.— 2-е изд., перераб. и доп.— СПб: Детство- Пресс, ; 304 с
  13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

Интернет ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Авторская презентация по ознакомлению дошкольников с родным городом "Мой родной Кореновск"

Презентация может быть использована  как при проведении образовательных ситуаций по ознакомлению с достопримечательностями родного города, так и при организации викторин, досугов  по патриот...

Презентация к занятию по окружающему миру «Любимый город, город мой родной…»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города, о людях, в честь кого названы улицы....

Консультация для педагогов «Познакомьте ребенка с родным городом. Аша – родной город».

В настоящее время стало особенно актуальным гражданское воспитание подрастающего поколения и прежде всего чувства любви к своему городу. «Те высокие нравственные... чувства, которые характеризуют...

Сценарий ко Дню города Новочебоксарска "Новочебоксарск - город мой родной"

Состав участников: все группы детского сада.место проведения: спортивная площадкапродолжительность: 45 минутЦель: воспитывать любовь и уважение к родному краю и его символике; создать праздничное наст...

Деятельности педагога с детьми по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Малой Россией. «Город Энгельс-город мой родной.»

Энгельсский муниципальный район Саратовской областиМуниципальное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №76»...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...