Проект «Птицы – наши друзья»
проект (младшая группа)

Лидия Константиновна Любецкая

Проект «Птицы – наши друзья» (подготовительная группа «Звездочка», творческий)

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги.

Проблема: В процессе образовательной деятельности по теме «Птицы» у детей возникло много вопросов о птицах, их внешнем виде, среде обитания. В ходе беседы с родителями выяснила, что дети дома недостаточно получают информации о птицах. Также у детей недостаточные представления о птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища)

Актуальность:

      Одной из наиболее актуальных проблем развития дошкольников является экологическое образование. Дошкольник проявляет активный интерес к природе: животным, растениям, погодным явлениям. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельность мышления – важные задачи работы с детьми дошкольного возраста.                                                                                                                Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать экологический ценный опыт общения с животными и растениями и птицами, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственного положительного поступка.  Большая роль в экологическом образовании дошкольников отводится изучению животных и лишь несколько занятия на птиц, и то в старшем дошкольном возрасте. Знание зимующих и перелетных птиц, летающих и не летающих привлекают ребят своим внешним видом. Известно, что дети активно познают то, что для них эмоционально значимо. В процессе общения с детьми было выявлено, что дети мало знают о птицах, но есть большое желание узнать о них. В связи с этим был разработан проект «Птицы – наши друзья».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_konkurs.docx347.4 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Семицветик»

ПРОЕКТ

«Птицы – наши друзья»

 

                                                                                                   Автор проекта:

                                                                           воспитатель Л.К. Любецкая

 

г. Гурьевск

2023

Проект «Птицы – наши друзья» (подготовительная группа «Звездочка», творческий)

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги.

Проблема: В процессе образовательной деятельности по теме «Птицы» у детей возникло много вопросов о птицах, их внешнем виде, среде обитания. В ходе беседы с родителями выяснила, что дети дома недостаточно получают информации о птицах. Также у детей недостаточные представления о птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища) 

Актуальность:

      Одной из наиболее актуальных проблем развития дошкольников является экологическое образование. Дошкольник проявляет активный интерес к природе: животным, растениям, погодным явлениям. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельность мышления – важные задачи работы с детьми дошкольного возраста.                                                                                                                Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать экологический ценный опыт общения с животными и растениями и птицами, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственного положительного поступка.  Большая роль в экологическом образовании дошкольников отводится изучению животных и лишь несколько занятия на птиц, и то в старшем дошкольном возрасте. Знание зимующих и перелетных птиц, летающих и не летающих привлекают ребят своим внешним видом. Известно, что дети активно познают то, что для них эмоционально значимо. В процессе общения с детьми было выявлено, что дети мало знают о птицах, но есть большое желание узнать о них. В связи с этим был разработан проект «Птицы – наши друзья».

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Птицы, формировать экологический ценный опыт общения с птицами, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственного положительного поступка.  

Задачи:

Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах;

Расширить представление о внешнем виде птиц;

Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх;

Способствовать развитию памяти, восприятия;

Воспитывать заботливое отношение у детей к птицам

 Вид проекта: творческий, коллективный.

Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • дидактические, с\р игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • изготовление кормушек, скворечников;
  • работа с родителями.

Принципы реализации проекта:

  • Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний  у детей.
  • Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
  • Воспитательная ценность знаний и умений.
  • Поиск согласия в решении главных вопросов.
  • Осознанная  деятельность всех участников педагогического проекта. 

Предполагаемый результат:

Предполагаемые результаты:

  1. Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира птиц).
  1. Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
  1. Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)
  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и называть птиц, обитающих в Республике Татарстан
  1. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к живым объектам природы.

Сроки реализации: Февраль – Апрель 2023 год

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Дети: Ежедневная подкормка птиц; беседы, рассматривание картин. Сотрудничество с родителями: Изготовление кормушек и скворечников разного вида (по желанию), информация для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Необходимое оборудование:

Литература – Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.

Музыка – Аудиозапись голосов птиц.

Иллюстрации – зимующие и перелетные птицы нашего края.

Продукты проекта:

Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»

Кормушки и скворечники, выполненные родителями.

Изготовление шапочек птиц к подвижным играм.

Форма работы с детьми: Игра. Наблюдения. Беседа, разговор. Решение проблемных ситуаций. Чтение. Коллекционирование фотографий с птицами.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

чтение художественной литературы,

просмотр мультфильмов.

занятия, беседы,

наблюдения, подкормка птиц,

рисование, аппликация, заучивание стихотворений, чистоговорок про птиц,

подвижные игры,

дидактические игры.

Диагностика.

Анализ результатов.

Высокий: ребенок самостоятельно выполняет задание, называет птиц подбирает картинки с изображением детенышей, самостоятельно «расселяет» по домам;

Средний: ребенок испытывает затруднения при выполнении работы, но справляется при помощи дополнительных вопросов;

Низкий: ребенок затрудняется при выполнении работы, с заданием справляется только при помощи взрослого.

Фиксированная карта (Диагностика)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Диагностика

Уровень усвоения детьми темы «Птицы наши друзья»

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Дидактическая игра «Угадай по описанию» (внешний вид с опорой на картинку)

Д/и «Помоги вороне проводить друзей домой» (кто где живет)

Уровень

Уровень

Уровень

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

1.

Максим

+

+

+

средний

2.

Маргарита

+

+

+

высокий

3.

Михаил

+

+

+

низкий

4.

Злата

+

+

+

низкий

5.

Иван

+

+

+

средний

6.

Ярослав

+

+

+

Средний

7.

София

+

+

+

высокий

8.

Василиса

+

+

+

низкий

9.

Лука

+

+

+

низкий

10.

Кира

 

+

+

+

средний

11.

Злата

+

+

+

средний

12.

Эрика

+

+

+

средний

13.

Владислав

+

+

+

низкий

14.

Ульяна

+

+

+

низкий

15.

Андрей

+

+

+

низкий

16.

Кира

+

+

+

средний

17.

Кирилл

+

+

+

средний

18.

Тимур

+

+

+

средний

19.

Кирилл Н.

+

+

+

средний

20.

Тимофей

+

+

+

низкий

21.

Евгения

+

+

+

низкий

22.

Самира

+

+

+

низкий

23.

Кирилл С.

+

+

+

низкий

24.

Максим

+

+

+

низкий

25.

Каролина

+

+

+

средний

26.

Милана

+

+

+

низкий

27.

Мадина

+

+

+

низкий

28.

 Вера

+

+

+

средний

29.

Эмилия          

+

+

+

высокий

30.

 Вероника

+

+

+

средний

Итого:

Высокий уровень:    3    чел.,     10     %

Средний уровень:   13 чел.,    43,3     %

Низкий уровень:                 чел.,   14    46,7%

Выводы: На начало работы проекта диагностика показала, что дети заинтересованы в познании данной темы, очень низкий уровень у большинства детей, связано это с тем, что родители не информируют дома, на прогулке. Дети хотят помочь зимующим птицам, сострадают им, выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. 

План реализации проекта: (февраль - апрель)

День недели

Режимные моменты

Совместная работа воспитателя с детьми

 Совместная работа родителей с детьми

 Февраль

1 неделя

2 половина дня

  1. Рассматривание плаката «Зимующие птицы» Задача: дать знания детям о зимующих птицах и их названия
  2. Посещение выставке в детском саду «Птицы» Задача: закрепить знания детей о птицах, об их жизни в зимний период.
  3. Дидактическая игра «Счет птиц» Задача: закрепление согласования числительных с существительными

1.Наблюдение в парке за птицами. Задача: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям

2. Рисование Птиц после наблюдения за птицами. Задача: дать понятие о внешнем виде птиц.

2 неделя

2 половина дня

  1. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» Автор: А. Я. Яшин Задача: развитие восприятия художественных образов
  2. Скворцы (Отрывок) Автор: Куприн А. И. Задача: развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.
  3. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку» Задача: закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы».

1. Слушание голосов птиц (воробей, ворона, синица).Задача: учиться слушать пение птиц и различать их)

 3 неделя

2 половина дня

1. Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?» Задача: развитие способности конструировать ответы на вопросы о птицах

2. Рисование «Птиц» Задача: расширять представление об особенностях внешнего вида птиц

3. Песня скворца Автор: Куприн А. И. Задача: развитие навыков разговорной речи о птицах.

1. «Загадки и отгадки» про Птиц Задача: развитие восприятия художественных образов

2. Наблюдение за вороной. Задача: рассмотреть какие движения делает при полете ворона.

4 неделя

2 половина дня

1. Д/и. «Кто улетел?» Задача: развитие внимания, обогащать словарный запас.

2. Дидактическая игра «Угадай по описанию» (внешний вид с опорой на картинку) Задача: учить различать и сравнивать птиц по описанию.

3.Д./и. «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы) Задача: уметь находить зимующих птиц

4 Знакомство с профессией ветеринара и Орнитолог Задача: дать представления о двух разных профессиях

  1. Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Задача:

        2. Рассматривание картины «Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова (через, компьютер или телефон) Задача: формирование умения замечать в ней самое главное

 Март     1 неделя

2 половина дня

  1. П./и. «Птички-невелички» Задача: Способствовать расширению представлений о птицах (названия, что делают: летают, поют, клюют, строят себе гнёзда-домики)
  2. Дидактическая игра «Один–много» Задача: Способствовать обогащению представлений детей о перелётных птицах (грачи, скворцы и т. д): 3. П./Игра «Совушка» Задача:
  1. Беседа «Для чего кормушке крыша?» Задача: Содействовать воспитанию любви и заботливого отношения к пернатым

2. рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами Задача: расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

2 неделя

2 половина дня

1. Разучивание П./и. «Вороны» Задача: Способствовать расширению представлений о птицах

2. Дидактическая игра «Один–много» Задача: учить правильно изменять слова по числам ив именительном и родительном падежах.

3. Рассказ Лебедь Автор: Аксаков С. Т. Задача: приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге

4. Рисование «Ласточка» Задача: познакомить со схемой рисования ласточки

5. Знакомство с дятлом «Почему лесной доктор?» Задача: дать детям понятие о дятле и его нужности в лесу.

  1. Консультация «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе» Задача: развивать умение взрослых воспитывать в ребенке внимательное отношение и осторожное поведение на улице

2.Чтение «Воробьишка» Максим Горький. Задача: Углубление знаний о птицах, их значении в книге.

3 неделя

2 половина дня

1.. Беседа «Знакомство со снегирем, воробьем» Задача: подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению.

2. Составление описательных загадок о птицах. Задача: развивать речь, обогащать их словарь.

3.Физминутка Лебеди Задача: упражнять детей в выполнении движений.

4. Подвижная игра «Птицы в клетке» Задача: Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

1. Чтение стихотворения «Сел на ветку снегирек» Автор: Томилина Н Задача: учиться прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

2.  Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?, Задача: внимательное отношение к повседневной ситуации во время бесед с ребенком

4 неделя

2 половина дня

1. Д/и. «Чей хвост» Задача: замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность.

  2. Составление рассказа «На нашей кормушке» Задача: воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

3. Сюжетно ролевая игра «Птичий двор» Задача: расширять представления о домашних птицах и их птенцах (названия, способы передвижения, польза, приносимая ими человеку)

4. С/р игра Лиса и Журавль после прочтения. Задача: развивать у детей творческие способности и артистизм, интерес к театрализованной деятельности.

Консультация «Как и из чего можно сделать кормушки» Задача: познакомить детей с разными видов кормушек для птиц.

Апрель

1 неделя

2 половина дня

1. Рисование «Воробышки» Задача: продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц - воробышка

2. Беседа «Чем можно кормить птиц? Задача: Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие

3. Создание коллажа «На кормушке» (коллективное творчество) Задача: продолжать действовать сообща,  развивать мелкую моторику.

4. Пальчиковая игра:

«Птички» Задача: совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

5. Проблемная ситуация «Нужна ли птицам зимой вода?» задача: формировать обобщенное представление для чего вода зимой птицам

1. Беседа знаний о перелётных и птицах. Задача: углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений)

2. Наблюдение за голубями во время прогулки. Задача: формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний)

2.неделя

2 половина дня

1. Беседа «Как зимуют птицы» Задача: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах

2. Проблемная ситуация «Из чего можно сделать кормушку?» Задача: воспитывать у детей заботливое отношение  к птицам.

3. Аппликация «Сказочная птица» Задача: закрепить представление детей о разнообразии птиц, особенностях их строения, отличительных чертах

4. закрепление П./и. «Вороны», «Птички в гнездышке сидят» Задача: тренируем память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве. 

1.Просмотр мультфильмов о птичка, которая чистила зубы крокодилу Задача: дать представление детям о дружбе между животными птицами

2. Наблюдение за воробьями. Задача: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц.

3 неделя

2 половина дня

1. Физминутка Птица Задача: воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

 2.Чтение Жаворонок Соколов-Микитов И. С. Задача: Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

3. Д./и. «Угадайте, что за птица?» Задача: развивать внимание и сообразительность.

4. Физкультминутка «Аист» Задача: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи птиц, их частей тела.

1.. Ручной труд «Оригами птицы» совместно родителей и детей Задача: развивать мелкую моторику пальцев рук и фантазию, зрительную память.

4 неделя

2 половина дня

  1. Дидактическая игра «Угадай по описанию» Задача: закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы».
  2. Досуг «Птицы – наши друзья» Задача: развивать умение детей работать в команде. 
  3. Подвижная игра «Птенчики» Задача: продолжать вызывать интерес к пернатым
  4. оформление  выставки рисунков и поделок; Задача: развивать у детей наблюдательность, умение видеть мир глазам художника
  5. оформление результата проекта в виде презентации «Пернатые друзья». Задача: выявить у детей широкие возможности совместного творчества в течении всего проекта.

Поход в зоопарк с детьми в Птичник(фотоотчет)описательный рассказ, про любую понравившуюся птицу  Задача: Расширить знания детей о птицах в зоопарке, их повадках, внешнем виде, образе жизни, с помощью наглядного примера и информации родителей

Мероприятия по работе с родителями:

- Анкетирование родителей

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

- выставка.

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, Поход в зоопарк с детьми в Птичник(фотоотчет)

3. Заключительный этап: 

- оформление  выставки рисунков и поделок;

-  оформление результата проекта в виде презентации «Пернатые друзья».

Ожидаемый результат:

Педагоги

- удовлетворение проведенной работой и результатами проекта.

- собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети:

- знают и называют большое количество птиц;

- отличают и сравнивают птиц:

- у детей появилась ответственность и забота о пернатых друзьях;

- в свободной деятельности широко применяют стихи, пение песен.

У родителей:

- появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.

Приложение.

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы

(Отрывок)

Автор: Куприн Александр Иванович

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Песня скворца

Автор: Куприн Александр Иванович

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец, как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Физкультминутки:

Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

—Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

—Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

Птица

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой. (Наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

Игры к проекту:

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

Цель: научить составлять описательный рассказ; продолжать знакомство с птицами.

Дидактическая игра «Счет птиц»

Цель: закрепление согласования числительных с существительными

Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

Закрепление согласования числительных с существительными: Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

Первый соловей, второй соловей, … пятый соловей.

Первая сова, вторая сова, …, пятая сова.

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-( -ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Ход игры.

Воспитатель: Нужно найти по заданию хвост животного, поставить стрелки в нужной позиции.

Воспитатель показывает на картинке хвост животного и спрашивает: «Чей хвост? » Ребенок отвечает: «Это лисий хвост». Потом ребенок на картинке находит хвост лисы, устанавливает стрелочки в нужном положении.

Дидактическая игра «Один–много»

Образование множественного числа существительных: сорока – сороки, сова – совы, дятел - …

Дидактическая игра «Назови ласково»

Упражнение в словообразовании: синица – синичка, соловей - …

Дидактическая игра «Подбери признак»

Ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…

Дидактическая игра «Улетели птицы»

Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет филина, сороки, голубя, снегиря…

Нет (кого?) – нет филинов, сорок, голубей, снегирей …

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Составление сравнительных рассказов о птицах (лебедь и утка, снегирь и синица).

Подвижные игры:

Игра «Совушка» 

В одной стороне лежит обруч – это гнездо Совушки. Одного из играющих назначают «совушкой». Все дети изображают бабочек, мышек, жучков. По сигналу «День!» дети разбегаются, подражая мышкам, жучкам и пр. по сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Дети замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. А совушка смотрит не шевелится ли ко. Того кто пошевелился, уводит в гнездо. Игра повторяется.

Игра на внимание «Летает – не летает»

Воспитатель называет предметы, если слово по значению подходит к слову летает (называть птиц) дети широко машут руками «крыльями». Если не летает, ничего не оказывают (называть любые предметы).

Подвижная игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки, руки поднимают «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей (5-6 человек) вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу (свисток или слово «Хлоп») «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелётную птицу и встают в круг. Потом назначаются другие птицы.

Подвижная игра «Птенчики» 

Дети стоят в кругу. Воспитатель – посередине с мячом. Он бросает мяч одному из детей и называет птицу. Ребёнок ловит мяч и называет птенца этой птицы (Аист- аистёнок, кукушка – кукушонок и т.д

Подвижная игра «Вороны»

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Xод игры:

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Дидактическая игра «Назови птичку, которой не стало»

Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

Сюжетно ролевая игра «Птичий двор»

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.

С\р игра Лиса и Журавль

Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, дорогой куманек! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит:

- Не обессудь, любезный друг! Больше потчевать не чем.

- Спасибо, лисонька, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, лисонька-кумушка!

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе окрошку да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, лиса! Больше потчевать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Воспитатель: Вам понравилась сказка. В сказке были необычные слова, как вы думаете, что обозначают эти слова?

Лексическая работа.

Если вы ждете гостей, то, как готовитесь к их приходу? Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили - званый пир. Для пира готовили - стряпали еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума». 

не обессудь  - не вини, не осуждай, не обижайся.

досада - обида

окрошка – (крошить  мелко нареза́ть),  блюдо русской кухни, холодный суп. Окрошка представляет собой смесь мелко нарезанных овощей,  мяса,  пряных трав, заправленную квасом.

не солоно хлебавши - ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях. В связи с дороговизной соли на Руси пищу, как правило, солили непосредственно перед едой. Нежеланный и незваный гость получал соли меньше других и уходил несолоно хлебавши. Дружба врозь – дружба закончилась.

«Как аукнется, так и откликнется» - как поступишь ты, так поступят и с тобой.

Как вы понимаете смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнешь».

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК О ПТИЦАХ.

Наши уточки с утра ...

Наши гуси у пруда ...

А индюк среди двора ...

Наши гуленьки вверху ...

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт ...!

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.

Подвижная игра «Снегири»

Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.

Вот на ветках, посмотри,

(по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири

(4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,

(на первое слово – частое потряхивание руками)

Греются на солнышке.

(на второе – хлопок по бокам)

Головой вертят,

(по 2 поворота головы на каждую строку)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели!

(дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

Подвижная игра «Собака и воробьи»

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Скок поскок

Скок поскок.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей

Чив, Чив, чив,

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)

Вдруг собачка прибежала,

Воробушек распугала.

Загадки

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец -

Он и летчик, и певец.

(Скворец)

Чик-чирик!

За зернышком прыг!

Клюй, не робей! Кто это?…

(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Мал конек за морем бывал:

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет.

(Жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

(Грач)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета:

Верещунья, белобока,

А зовут ее…

(Сорока)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь, Кто это?…

(Гусь)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клест)

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

(Дятел)

Посмотрите – выше крыш

Небо режет быстрый ….

(Стриж)

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает.

(Сова)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ...

(Снегири)

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец.

(Скворец)

Эта птица

Зовется ….

(Синица)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Длинная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

У меня ходули -

Не боюсь болота.

Лягушат найду ли, -

Вот моя забота!

(Цапля)

Об этой пташке лесной

Поется в песне одной:

На базар она отправлялась,

Горькой водки там напивалась.

(Чижик)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина …

(Орла)

Знает небо, знают ветер,

Скалы и речной лиман,

Что быстрее всех на свете

Птица гордая …

(Сапсан)

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут,

Как птицу эту зовут? –

(Кукушка)

Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы –

(Соловья)

В клетке целый день сидит,

И под нос себе твердит,

Но услышав двери скрип,

Он кричит «Филипп-Филипп»,

Кеше пить быстрее дай,

Кто же это –

(Попугай)

«Наши синички»

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поет не уставая

Синица расписная.

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень,

Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо,

Что нам кормушки

Сделал добрый человек»

Ласточка

Ласточка - тивит - тивит!

К нам летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее Весна сидит,

Ах, весна сидит.

Пальчиковые игры:

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель. (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)

 «Ласточка»

Ласточка, ласточка,              - За морем бывала,

Милая касаточка,                  Весну добывала.

Ты где была?                         Несу, несу

Ты с чем пришла?                 Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

«Весна»

Иди, весна, иди, красна, («Шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с

Досуг «Птицы – наши друзья» для подготовительной группы

Описание материала: сценарий досуга о птицах, для детей подготовительной группы.

Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи: 

- Формировать знания детей о перелетных птицах. 

- Развивать умение детей работать в команде. 

- Создать радостное настроение.

- Воспитывать бережное отношение к пернатым. 

Материал: разрезные картинки соловья и скворца; картинки: гнездо, дупло, гнездо ласточки, скворечник; картинки клювов:утки, аиста,воробья, клеста; записи птичьих голосов, картинки перелетных и оседлых птиц; сладкие призы, медали.

Ход:

Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Сегодня тот побеждает,
Кто о птицах много знает!

1 задание

Ребята, Вы узнаете, как будут называться Ваши команды, когда на скорость соберете разрезные картинки (скворца и соловья). А так же, та команда, которая справится быстрее, заработает 2 балла, вторая – 1 балл.

Команды «скворцы» и «соловьи».
2 задание

Командам по очереди загадываются загадки. За каждую отгадку балл.

Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться (грач)
Прилетает к нам с теплом
Строит домик под окном (ласточка).

По лужку он важно ходит
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки (гусь)

На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец (скворец)

Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет (соловей)

У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота (цапля)

3 задание «Домики для птиц»

Назовите, как называется дом для птиц и какая птичка может в нем жить. За каждую картинку балл.

Гнездо - соловей, дрозд

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_622ec1a2ed855ad8a8ebffd4c535470b.jpg.jpg

Скворечник - скворец 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_51948c3fc7aef6c0eda24d66ad86f337.jpg.jpg

Дупло - сова, дятел, филин

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_69c09c0298c7115c03c9f67858586297.jpg.jpg

Гнездо ласточки

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_e490402908533ebd4821c745c2b1b92f.jpg.jpg

Песня «Птичий дом» Музыка: Кабалевский Д.   Слова: Высотская О.

4 задание «Кто быстрее соберет картинки»

Командам выдается равное количество карточек с перелетными и оседлыми птицами. Задание разложить карточки на 2 группы.     

5 задание «Угадай птицу по голосу»

В записи звучат птичьи голоса: ворона, кукушка, сорока, соловей, ласточка, синица. Команды по очереди отгадывают, за каждую птицу балл.

Подвижная игра «День-ночь»

Выбирают сову. День – птички летают, ночь – сова вылетает на охоту, птички замирают. Кто пошевелится, того сова – «съест».

6 задание «Чей клюв?»

Дети угадывают птицу по клюву.

Клёст

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_f924a237607e5198b74f5d2a6d25f995.jpg.jpg

Аист

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_21f8fc8347529d6e8b007ab0092739ea.jpg.jpg

Утка

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_9144a6f1899d8b81a5bfef43650eb81d.jpg.jpg

Воробей (синица)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1459_e39681cc5c04eef3c9e3be04aa755130.jpg.jpg

7 задание «Правила поведения»

Команды по очереди говорят правила: как нужно обращаться с птицами, а как нельзя (нельзя стрелять из рогатки, нельзя разорять гнезда, нужно птиц подкармливать, строить кормушки, скворечники) За каждое правило - балл.  

Анкета для родителей

«Птицы нашего города».

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов для построения дальнейшей работы с детьми по данной теме.

1. Знаете ли вы птиц нашего города?___________________________ _________________________________________________________________

2. Назовите перелетных, зимующих и кочующих птиц нашего города.

  Перелетные _____________________________________________________

  Зимующие________________________________________________________

Кочующие________________________________________________________

3. Делаете ли вы кормушки для птиц зимой?  ________________________________________________________________

4. Назовите любимую птицу _________________________________________

5. Каких птиц вы бы хотели особенно видеть у себя на даче, балконе? ________________________________________________________________

6. Чем полезны птицы для людей? ___________________________________

________________________________________________________________

7. Знакомите ли вы своих детей с птицами нашего города, каким образом?               _________________________________________________________________

8. Каким образом можно воспитать любовь к птицам у детей?_____________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Птицы наши друзья"

Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...

Проект "Птицы - наши друзья"

Проект долгосрочный...

проект " Птицы- наши друзья!"

в данном материале содержится планирование по проекту и методические разработки....

Проект "Птицы-наши друзья"

Непосредственая образовательная деятельность в  старшей группе  по  проекту  "Птицы-наши друзья"  Образовательная область: Познание.Коммуникация. Проект долгосрочный,расчитан ...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...