План самообразования на тему: «Использование народного фольклора с жанром чабыр5ах в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Игнатьева Анисия Юрьевна

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе  фольклорные формы (загадки, песенки, скороговорки чабыр5ах, пословицы, поговорки, считалки, сказки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chab.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Айылгы» городского округа «город Якутск»

ПРИНЯТО на заседании

Педагогического совета МБДОУ «Д/с №4 «Айылгы»        

Протокол №___ от «_____» ____________ 2023г.

УТВЕРЖДАЮ

_____________С.С.Ушницкая

Приказ №___________ от «____»__________2023 г.

План самообразования

на тему:

«Использование 

народного

фольклора с жанром чабыр5ах

 в работе с детьми дошкольного возраста»


Воспитатель

высшей квалификационной

категории

Игнатьева А.Ю.
старшая группа

г.Якутск, 2023г

План самообразования на тему:

«Использование 

Народного фольклора с жанром чабыр5ах в работе с детьми дошкольного возраста»

«Кустук» старшая группа

            Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе  фольклорные формы (загадки, песенки, скороговорки чабыр5ах, пословицы, поговорки, считалки, сказки).
           Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества  народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

            Фольклор - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через фольклор ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: 

-развитие речевых навыков детей с использованием  фольклорных жанров

-объединение работы педагога  и родителей по воспитанию детей с помощью произведений чабыр5ах.

- развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей  детей на основе якутского фольклора.

Задачи:

  • Раскрытие индивидуальных особенностей детей (развитие логики, памяти, речи, координации движений, мимики, жестов, пластичности) необходимых для успешного обучения в последующем в начальной школе;
  •  Воспитание патриотических  и нравственных чувств и художественного вкуса у детей;
  • Привитие образного мышления, творческого воображения.  
  •  Работа над строем, ансамблем.
  • Воспитанники должны освоить: основные жанры народного творчества и фольклора народов Якутии, обычаи, обряды народов республики, основное содержание наиболее значимых произведений устного творчества народа саха.

Актуальность выбранной темы:

          Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Главная задача педагога в области развития детей – помощь в освоении правильной разговорной речи, родного языка.

       Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества чабыр5ах, в том числе малые фольклорные формы (загадки,  песенки, пословицы, поговорки, считалки). Они таят  в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, с самого детства побуждают к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о ней.

        Произведения устного  народного творчества  играют важную роль в воспитании детей. Они развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, на его фантазию.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

(Объяснение, показ, беседа, игра)

Тренировка речи в движении: Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи. Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается  на звучании голоса.

Использование чабыр5ах, пословиц, загадок:  Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в  нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование сказок: Сказка помогает учить ребенка вглядываться, вдумываться в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, вызывает играть  в сказку.  Сказка используется для воспитания интонационной выразительности.

Предполагаемый результат: 

- пополнение словарного запаса у детей, развитие речевой активности в различных видах деятельности;
- появился устойчивый интерес к фольклору;
- проявились творческие способности в ролевых играх и драматизациях;
- у родителей расширились представления о влиянии фольклора  на развитие речи детей.

Этапы проработки материала:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

- Чабыр5ахтар, угэлэр составители Христофорова П.Е., Захарова М.Д. Телейде5у о5о сайдар киинэ «Кустук», Чурапчы улууьа

- «Сказки земли Олонхо» дидактический и демонстративные материалы на якутском и русской языках для детей 4-5 лет, авторы составители: Семенова С.С., Ефимова Д.Г., Андросова Ю.В., Аммосова В.В., Унарова В.Я., Кронникова М.Ф.

- «По родному краю» 2014 г.в., составители: Пестерев В.И., Илларионова М.К. - фотоальбом г.Якутск, составители: Н.Андросова, Попова А., Соловьев Д., Дьяконов А.

 -Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

Во втором  этапе работы важно было заинтересовать детей данным видом жанра, показать, что  чабыр5ах наши предки использовали как своеобразный поэтический жанр  сатиры, юмора.

  • чтение  и устный рассказ якутских народных сказок, отрывков олонхо, чабыр5ахов, произведений устного народного творчества;
  • демонстрация иллюстраций произведений якутских художников;
  • изображение, рисование  понравившихся героев, мотивов, сюжетов якутских  сказок, олонхо, стишков и т.д.
  • загадывание загадок;

План работы по самообразованию по теме:

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ итд)

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Сентябрь 2023- Декабрь 2024г

  1. Изучение учебно-методической литературы:

 Чабыр5ахтар, угэлэр составители Христофорова П.Е., Захарова М.Д. Телейде5у о5о сайдар киинэ «Кустук», Чурапчы улууьа

- «Сказки земли Олонхо» дидактический и демонстративные материалы на якутском и русской языках для детей 4-5 лет, авторы составители: Семенова С.С., Ефимова Д.Г., Андросова Ю.В., Аммосова В.В., Унарова В.Я., Кронникова М.Ф.

- «По родному краю» 2014 г.в., составители: Пестерев В.И., Илларионова М.К. - фотоальбом г.Якутск, составители: Н.Андросова, Попова А., Соловьев Д., Дьяконов А.

 -Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993.

2. Составление перспективного плана работы с детьми

3.  Провести беседы, консультации родителям

4. Анкетирование родителей.

1. консультации, беседы, анкетирование родителей

2 ЭТАП — внедрение в практику.

Октябрь 2023 - Май 2024  г.

1. Посещение семинаров, вебинаров по теме « Использование 

народного

фольклора с жанром чабыр5ах

 в работе с детьми дошкольного возраста»

2. Внедрение в практику.

  • Систематичность проведения занятий.
  • Последовательность – (от простого к сложному).
  •  Индивидуальный  подход.

3. отчетный показ  работ для родителей и педагогам  

4. Участие в конкурсах.

Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация  для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через чабыр5ах»

Семинары, вебинары

Практические упражнение

Участие в конкурсах, мастер-классах  и выставках

3 ЭТАП — диагностика  работы по теме.

Май 2024г

1.  диагностика  работы по теме.

Форма отчетности:

- сделать консультацию для родителей на тему «Развитие речи с помощью фольклорного жанра чабыр5ах 9скороговорка)»;

2. Выступление, доклад по теме  "Фольклор для развитие речи дошкольного возраста"

3.  Анализ по осуществлению плана по самообразованию

4. Планирование деятельности  и перспектив развития

Консультация родителям и педагогам

Беседы

Рапространение опыта в ДОУ, сайте, публикациях.

Выводы:

Самоанализ педагога:

Перспективный план работы по самообразованию педагога

Учебный год  

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2023-2024

В течении года, ежедневно

  Ознакомление с якутским фольклором

Сентябрь-декабрь 2023

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

  • Изучение  учебно-методической, художественной  литературы
  • Обогащение развивающей среды
  • Выявление уровня развития памяти, мышления, речевой активности ( у детей учитывается их успехи какой либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной)
  • Повышения своего уровня знаний, профессионального
  • Нормализация мышечного тонуса, улучшение координации движений. Снятие напряжения

Изучение народных стихотворений, чабыр5ах, пословицы, песен. Прослушивание изученного материала.

Октябрь

2 Этап.

Внедрение в практику.

Изучение учебно-методической литературы

Анкетирование родителей по теме: «Фольклор в развитии детей дошкольного возраста». Анализ анкетирования

  • Участие в конкурсах, мастер-классах,  вебинарах

  1. Проговаривание чабыр5аха несколько раз с разной скоростью;
  2. Использование  движений для разучивания и исполнения чабыр5аха;

Ноябрь

Учить слова скороговорки. Тексты чабыр5ах изучение запева, форма исполнения

Декабрь

Учить слова скороговорки. Тексты чабыр5ах изучение запева, форма исполнения

Январь

  1. Использование продуктивной деятельности детей для наилучшего усвоения материала (рисование, лепка, аппликация и др.).  
  2. Ассоциации некоторых слов чабыргаха  с предметами;

Февраль

Использование театрализованной постановки с сопровождением народных песен.

Март

Ставить номер скороговорки с группой детей.

Апрель

Участие в отчетном концерте. Показ работы родителям и педагогам.

Хоровые ансамблевые народные чабыр5ах скороговорка с пением.

Май

  • Диагностика уровня  развития речевых навыков

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

- Чабыр5ахтар, угэлэр составители Христофорова П.Е., Захарова М.Д. Телейде5у о5о сайдар киинэ «Кустук», Чурапчы улууьа

- «Сказки земли Олонхо» дидактический и демонстративные материалы на якутском и русской языках для детей 4-5 лет, авторы составители: Семенова С.С., Ефимова Д.Г., Андросова Ю.В., Аммосова В.В., Унарова В.Я., Кронникова М.Ф.

- «По родному краю» 2014 г.в., составители: Пестерев В.И., Илларионова М.К. - фотоальбом г.Якутск, составители: Н.Андросова, Попова А., Соловьев Д., Дьяконов А.

 -Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

Перед тем как приступить к непосредственно разучиванию чабыр5ах, обязательно с детьми проводиться  игровые дыхательные упражнения, так как  для его правильного проговаривания необходимо длинное дыхание. Для этого, можно использовать следующие упражнения:

  • «Надувание шарика»
  • «Вдыхание аромата цветка»
  •  «Дует, дует ветер»
  • «Держим на воздухе пушинку»
  • Пропеть гласные звуки (А, О, И, У, Ỳ, Ө, Ы)- вдох через нос, один активный выдох на гласный звук;
  • Пропеть длинные гласные (АА, ОО, ЭЭ, ИИ, УУ, ỲỲ, ӨӨ, ЫЫ) - длинный вдох через нос, при выдохе припеваем длинные гласные звуки;
  • Пропеть дифтонги (ЫА, ИЭ, УО, ỲӨ);  
  • Пропеть слоги – (hа! hо! hу! hи!).

Также, широко используем звукоподражание:

  • Голоса домашних животных;
  • Крики и пение птиц;
  • Голоса мелких зверьков;
  • Жужжание и писк насекомых;
  • Шумы природы  и природных явлений (шум дождя, треск костра, журчание ручья, завывание ветра и.т.д).

При разучивании чабыр5ах, чтобы дети быстрее усвоили и запомнили его,   используем  упражнения:

  • проговаривание чабыр5ах  (по слогам): н-р   «Чыычаах»;
  • исполнение песенного, речитативного варианта в стиле дэгэрэн чабыргаха: н-р «Куоска»
  • быстрое проговаривание скороговорок для развития быстрой речи;
  • упражнения для формирования правильной дикции.

Крайне важно, чтобы дети научились понимать скрытый смысл чабыр5ах,   для этого, во время занятий мы играем в различные игры для развития логики:

  • Нахождение ассоциаций: цвет, величина, подходящее по смыслу  слово, рифма, долгота стиха,
  • Использование целого ряда поэтических приемов якутского устного народного творчества- аллитерации, рифм, эпитетов, гипербол, повторов, сравнений, параллелизма, звукоподражательных, и «картинных» слов, иносказаний и эвфемизмов с помощью которого дети «додумывают» образы персонажей.

И, конечно же, для  быстрого усвоения длинного текста, ребенку необходима хорошая память и внимание. Для развития данных психических процессов, используем  упражнения:  

  1. Проговаривание чабыргаха несколько раз с разной скоростью;
  2. Использование  движений для разучивания и исполнения чабыр5аха;
  3. Использование продуктивной деятельности детей для наилучшего усвоения материала (рисование, лепка, аппликация и др.).  
  4. Ассоциации некоторых слов чабыр5аха  с предметами;
  5. Игра со словами, перемещение слов в тексте;
  6. Пропуски отдельных слов, меняющие смысл произведения.

Как правило, чабыр5ах сопровождается движением, мимикой исполняющего для наилучшей передачи образа. Чтобы научить детей двигаться, развить их координацию, проводятся следующие игры и упражнения:

  • Работа с разными частями тела;
  • Ходьба, бег, бег рысцой, ходьба на руках, подражание животным, зверям, птицам, выстраивание танцевальных движений в совокупности с текстом и т.д.;
  • гимнастические упражнения (артикуляционная гимнастика и т.д.);
  • упражнения с предметами, игрушками;
  • упражнения для развития  ритма;
  • упражнения под музыкальное сопровождение.

В обучении чабыр5ах можно использовать другие жанры  фольклора, например, считалку. Считалка – жанр фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой распределить роли в предстоящей игре. По манере исполнения похожа на чабыр5ах, н-р:

Арыылаабыт араналаабыт анды сымыыта биир,

Арыылаабыт араналаабыт анды сымыыта икки,

Арыылаабыт араналаабыт анды сымыыта ус….. ит.д.;

Можно использовать также поговорки, пословицы – образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок; олонхо – якутский героический эпос, загадки.

Таким образом, можно утверждать, что использование данной системы обучения детей дошкольного возраста  способствует  воспитанию творческой личности, развивает речь, обогащает словарь ребенка,  учится выступать перед публикой, позволяет ребенку стать увереннее в себе,  знакомится с культурой родного народа. Посредством данной работы мы воспитываем будущего гражданина, с уважением относящегося к заветам предков.

3 ЭТАП — диагностика  работы по теме.

Форма отчетности:

- сделать консультацию для родителей на тему «Использование народного фольклора с жанром чабыр5ах в работе с детьми дошкольного возраста»;

-выступления на отчетном концерте, а также участие на различных конкурсах в ДОУ, окружных. Республиканских масштабах.

Какой предполагается результат:

Через народное творчество происходит раскрытие способностей ребенка, привитие уважения к национальной культуре, духовное раскрепощение, развитие чувства коллективизма и сплочение в единый творческий коллектив.

- пополнение словарного запаса у детей, развитие речевой активности в различных видах деятельности;
- появился устойчивый интерес к фольклору;
- проявились творческие способности в ролевых играх и драматизациях;
- у родителей расширились представления о влиянии фольклора  на развитие речи детей.

Чабыр5ах (скороговорки) созданы народом для забавы детям. Однако эта забава приносит очень большую пользу. Используя чабыр5ах, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения, а также в подготовке детей к школе.  Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения – вот главное назначение чабыр5ах.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

       С семьями воспитанников, включение родителей в образовательный процесс как равноправных и равно ответственных партнеров.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равно ответственность родителей и педагогов.

 - помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

- анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.

 Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем: продолжение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

 - оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система работы с родителями включает:

 - ознакомление родителей с содержанием работы;

 - участие в составлении планов: культурно-массовых мероприятий;

- знакомство с конкретными приемами и методами обучения дошкольников разговорному якутскому языку на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Работа с родителями осуществляется на основе перспективного плана.

Сроки работы

Содержание работы

Результат

Сентябрь

В течение года

1 Выступление на родительских собраний

2 Информирование родителей об успехах детей на постоянно действующих стендах в группах ДОУ «Творческие достижения»

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

  • Изучение научной и учебно-методической литературы
  • Обогащение развивающей среды
  • Повышения своего уровня знаний, профессионального

Октябрь

3 Участие на утренниках

 В течение года

 4 Консультации для родителей

Еженедельно, по запросу родителей

2 Этап.

Внедрение в практику.

Анкетирование родителей. Анализ анкетирования

Ноябрь

3 Участие на утренниках

 В течение года

 4 Консультации для родителей

Еженедельно, по запросу родителей

Декабрь

В течение года

5 Совместное проведение номера на конкурсах, отчетном концерте.

Январь

Консультации для родителей

Еженедельно, по запросу родителей

Февраль

Консультации для родителей

Еженедельно, по запросу родителей

Март

Консультации для родителей

Еженедельно, по запросу родителей

Апрель

Совместное проведение выставки рисунков по произведениям якутских народных сказок

Май

Анкетирование для родителей Май

7 Подготовка для информации на сайте

 В течение года

8 Выступление на городских, республиканских, международных конкурсах В течении года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду

Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду...

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

Самообразование на тему: "Использование малых фольклорных жанров в режимных моментах младшего дошкольного возраста"

У русского народа,как и у любого другого, есть бесценное богатство - его художественный опыт, его фольклор....

План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...

Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.

На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...

План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и м...