Главные вкладки

    Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду
    статья по теме

    Супрун Лилия Борисовна
    Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_folklornye_zhanry.doc131 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 82 комбинированного вида  Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    ДОКЛАД

    на тему

    "Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду"

                             

                                                                     

                                                                                                                          Супрун Л.Б

                                           Музыкальный руководитель

                                                         Санкт-Петербург

    2014 год


    ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

    ПЛАН:

    1. ВВЕДЕНИЕ
    2. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
    1. Богатство жанров
    2. Музыкальный фольклор
    1. ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
    1. Песни детства
    2. Сказка как фольклорный жанр
    3. Детский музыкальный фольклор
    1. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. ИХ ВИДЫ
    1. Частушка
    2. Песни свадьбы
    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор, отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

    Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

    Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам фольклора принадлежит высокохудожественное единство его видов. В народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

    НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Народное поэтическое творчество — массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм – есть фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества,- выражавшего интересы разных обществ, групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным фольклором.

    Богатство жанров

    В процессе бытования жанры словесного фольклора переживают “продуктивный” и “непродуктивный” периоды (“возрасты”) своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в фольклоре неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.

    Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора,  обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также. способами исполнения (соло, хор, хор и солист).Также  оно обусловлено сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.).

    Музыкальный фольклор

    Народная музыка - музыкальный фольклор — вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын,  жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора— песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкаьлного фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народноцй музыки в процессе её исполнения.

    Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).

    Музыкальный фольклор существует в одноголосной (сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны—от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе — скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

    ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

    Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

    Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

    Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации , в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

    Песни детства

    Песни детства представляют собой сложный комплекс- это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

    В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…”. У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.

    Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну.

    Сказка как фольклорный жанр

    "Генетически литература связана с мифологией через фольклор" — отмечал в своей работе "Классические формы мифа" Е. М. Мелетинский. На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные. В настоящее время в фольклористике многое сделано в области изучения жанра волшебной сказки, ее генезиса, истории, поэтики, стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

    Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. “настоящего” русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.Произведения древнерусской словесности, но главным образом фольклор, стали основным объектом исследования ученых, составивших мифологическую школу в русском литературоведении.

    Детский музыкальный фольклор

    Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. С двенадцати-четырнадцати лет подростки допускались на посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил взрослой жизни.

    Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская “пение и вообще музыку” в школу, “по мере возможности и усмотрению начальства”, уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана.

    Все школьные уставы предлагали местному “начальству” позаботиться о преподавании музыки и других искусств “по мере возможности”, когда есть к тому способности. Или, говоря по- другому, “материальные возможности”. К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились.

    Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано музыкальное воспитание в других женских институтах.

    В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело обстояло совсем иначе. “Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют….”

    Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений “такого типа”. Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия музыкой.

    В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего меня вопроса в современности.

    В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема, связанная с тем, что в нашем городе так мало “поющих” общеобразовательных школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок музыки - научить детей петь.

    А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. На вопрос: “Почему так происходит?”- довольно пространный ответ: “В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным голосовым аппаратом…..”

    Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры. Последнее наиболее актуально, так как самым главным является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям.

    Молодые учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся. Скорее всего это связано с тем, что в педагогических учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между педагогической практикой студентов и обучением дирижированию.

    НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, ИХ ВИДЫ

    Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 века. Частушка создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая; в современное время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушки— хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность фольклора в жанре частушки несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка; многочисленные частушки создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках.

    Песни свадьбы

    На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть “богатой” – “в два стола” (и в доме невесты и в доме жениха), “бедной” – “в один стол” (только в доме жениха), “вдовьей”, “сиротской”. Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба.

    Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

    Свадьба, являясь одним из самых значительных событий человеческой жизни, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочитать по порядку все причитания и песни, то, углубившись в фантастический свадебный мир, можно почувствовать щемящую красоту этого ритуала. Останутся “за кадром” красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосый хор “песельниц”, заунывные мелодии причитаний, звуки гармоней и балалаек – но поэтическое слово воскрешает боль и высокую радость того праздничного состояния души, которое уже ушло от нас.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы ? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

    Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

    Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

    Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью .

    Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

    Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    накормить:

    Травка-муравка со сна поднялась,

    Птица-синица за зерно взялась,

    Зайки – за капусту,

    Мышки – за корку,

    Детки – за молоко.

    Особенно много радости доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

    Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

    Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: “Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!..”; “Чики, чики, чикалочки...”; “Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу”.

    Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

    Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

    Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

    Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен — это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от “водички”, умывающей “личико”, до весны — “весны красной, весны ясной” или птиц, несущих из-за моря “ключи весенние”); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм — “Наша Маша...”, “Ладушки...”, “Огуре-чик...” — до белого стиха — “Солнышко катилось ко западу...”, “Ты трава ли моя, травушка...”); интонацией (от ласковой лирической — “Потя-гунушки, потягунушки...” — до юмористической — “Ты умница, разумница...”).

    Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

    С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

    Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

    Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

    Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.

    Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных произведений программой детского сада должно быть предусмотрено ознакомление дошкольников с вариантами сказок.

    Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

    Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.

    Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

    Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.

    Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.

    Эта внутренняя активность—“жизнь вместе с героем”—как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.

    Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.

    Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для нега образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

    Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

    Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра).

    У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.

    Присказок сложено много, например:

    За ступенькою ступенька —

    Станет лесенка,

    Слово к слову ставь складненько —

    Будет песенка.

    А колечко на колечко —

    Станет вязочка.

    Сядь со мною на крылечко,

    Слушай сказочку.

    Сказка, сказка, прибаутка,

    Рассказать ее не шутка,

    Чтобы сказочка сначала,

    Словно реченька, журчала,

    Чтоб к концу ни стар, ни мал

    От нее не задремал.

    Широко используются и нестихотворные присказки вроде:

    “На море, на океане,

    на острове Буяне

    стоит дерево — золотые маковки.

    По этому дереву

    ходит кот-баюн:

    вверх идет :— песню заводит,

    вниз идет — сказки сказывает.

    Это еще не сказка, а присказка,

    а сказка вся впереди”.

    Присказка может иметь и такую концовку: “Это еще присказка, сказка дальше пойдет”.

    В качестве присказок могут быть использованы и потешки: “Из-за леса, из-за гор...” и др.

    Новую сказку лучше начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми — присказкой новой, интересной и забавной.

    Заканчивать сказку можно широко известными концовками: “Тут и сказке конец, кто дослушал — молодец”; “Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя” или:

    Так они живут,

    Пряники жуют,

    Медом запивают.

    Нас в гости поджидают.

    И я там был,

    Мед, пиво пил,

    По усам оно бежало,

    В рот ни капли не попало.

    Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки — все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

    Песенки - потешки русского народа для детей 3-х летнего возраста:

     Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?

     На речку.

     Курочка-рябушечка, Зачем ты пошла?

     За водичкой.

     Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

     Цыпляток поить.

     Курочка-рябушечка,

    Как цыплятки просят пить?

     Пи-пи-пи,пи-пи-пи!

    • Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Масляна головушка,

    Шелкова бородушка,

    Что ты рано встаешь,

    Голосисто поешь,

    Деткам спать не даешь?

    • Катя, Катя маленька,

    Катенька удаленька,

    Пройди по дороженьке,

    Топни, Катя, ноженькой.

    • Еду-еду к бабе, к деду

    На лошадке в красной шапке.

    По ровной дорожке

    На одной ножке.

    В старом лапоточке

    По рытвинам, по кочкам,

    Все прямо и прямо,

    А потом вдруг... в яму!

    Бух!..

    — Ладушки, ладушки! Где были?

    — У бабушки.

    — Что вы ели?

    — Кашку,

    Пили — Простоквашку.

    Простоквашка вкуснёнька,

    Кашка сладёнька,

    Бабушка добренька!

    Попили, поели, шу-у-у...

    Домой полетели,

    На головку сели,

    Ладушки запели.

    • Кот на печку пошел,

    Горшок каши нашел.

    На печи калачи,

    Как огонь, горячи.

    Пряники пекутся,

    Коту в лапки не даются.

    Ладушки, ладушки!

    Пекла бабка аладушки.

    Маслом поливала,

    Детушкам давала.

    Даше два, Паше два,

    Ване два,

    Тане два.

    Хороши аладушки

    У нашей бабушки!

    • 0й ду-ду, ду-ду, ду-ду...

    Потерял пастух дуду.

    А я дудочку нашла,

    Пастушку я отдала.

    • Ай, качи-качи-качи!

    Глянь—баранки, калачи!

    Глянь — баранки, калачи!

    С пылу, с жару из печи.

    С пылу, с жару из печи —

    Все румяны, горячи.

    Налетели тут грачи,

    Подхватили калачи.

    Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!

    • Уж ты, котенька-коток,

    Котя, серенький лобок!

    Ты приди к нам ночевать,

    Нашу деточку качать.

    Уж как я тебе, коту,

    За работу заплачу:

    Дам кусок пирога

    И кувшин молока.

    Ты уж ешь, не кроши,

    • Больше, котик, не проси.

    Сорока -белобока

    Печку топила,

    Кашу варила.

    На порог скакала,

    Гостей созывала.

    Гости не бывали,

    Кашку не едали.

    • Дождик, дождик, пуще,

    Будет травка гуще.

    Дождик, дождик, посильней,

    Огород ты наш полей

    • А баиньки-баиньки,

    Купим сыну валенки,

    Наденем на ноженьки,

    Пустим по дороженьке.

    Будет наш сынок ходить,

    Новы валенки носить.

    • Ночь пришла,

    Темноту привела;

    Задремал петушок,

    Запел сверчок.

    Уж поздно, сынок,

    Ложись на бочок,

    Баю-бай, засыпай...

    Песенки русского народа для детей 3-4 лет:

    • Ах ты, ноченька, ночка темная!

    Ночь ты темная, ночь осенняя!

    Что ж ты, ноченька, так нахмурилась?

    Ни одной в небе нету звездочки!

    • Весна, весна красная!

    Приди, весна, с радостью,

    С радостью, с радостью,

    С великою милостью:

    Со льном высоким,

    С корнем глубоким,

    С хлебами обильными!

    • Солнышко катилось ко западу,

    Красное катилось ко темному;

    Светел месяц на востоке,

    Он светит, не померкнет...

    Тень-тень-потетень,

    Села кошка под плетень.

    Налетели воробьи.

    Хлопни им в ладошки:

    Улетайте, воробьи!

    Берегитесь кошки

    • Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Ты подай голосок

    Через темный лесок.

    Через лес, За реку Покричи:

    — Ку-ка-ре-ку!

    • Жили у бабуси, два веселых гуся:

    Один серый, Другой белый, Два веселых гуся.

    Вытянули шеи, У кого длиннее —

    Один серый, Другой белый, У кого длиннее.

    Мыли гуси лапки В луже у канавки —

    Один серый, Другой белый, Спрятались в канавке.

    Вот кричит бабуся:

    “Ой, пропали гуси — Один серый, Другой белый, Гуси мои, гуси!”

    Выходили гуси, Кланялись бабусе —

    Один серый, Другой белый, Кланялись бабусе.

    • Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу,

    Он играет во трубу Во серебряную.

    Труба точеная, Позолоченая,

    Песня ладная, Сказка складная.

    Для работы с детьми 4-5 лет можно использовать песенки русского народа:

    “Ты траваль ль моя трава…”, “Из-за леса, леса темного…”, “Уж как яль мою коровушку люблю…”, “Дон, Дрон…” и другие.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    “Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального армирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

    Особенностью этого периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.”

    От обучения знаниям, умениям, навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать и использовать их жизнь. Взрослые передают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Концепция дошкольного воспитания ставит перед нами задачу “формирования культуры познания”.

    ЗНАЧЕНИЯ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

    Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

    Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

    Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

    Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Воспитатель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.

    Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.

    Для развития и воспитания детского голоса воспитателю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован.

    Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности.

    Успех работы зависит от умений воспитателя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Русские народные песни (составитель В.В. Варганова). М., 1988.
    2. Селиванов В.В. Год русского земледельца. М.,1987.
    3. Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М.:Художественная литература, 1984;
    4. “Вопросы жанров российского фольклора”, Сборник статей, М.: МГУ, 1972;
    5. Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сб.: Советский фольклор, №4—5, М.—Л., 1936;
    6. Хрестоматия для маленьких (составитель Елисеева Л. Н.) Москва.  1998 г.
    7. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация проф. образов., 1995.
    8. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: РПА, 1997.
    9. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Центр. Академия, 1996.
    10. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"

    В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...

    «Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста в детском саду. Техника «торцевание»

    Настоящая программа описывает курс подготовки по технике «торцевание»  детей старшего  дошкольного возраста....

    Методические рекомендации. Оздоровительная работа с детьми среднего возраста в детском саду

    Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в б...

    Презентация " Методика проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в детском саду"

    В презентации даются типы, классификация, способы организации детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в режиме дошкольного учреждения...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста ) педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской области Лобасова Наталья Николаевна.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста )педагога  «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской обл...

    "Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"

    В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...