ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНАЯ ДОРОГА» СРЕДИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА
проект

Анна Викторовна Логачева

Отчет по проеку "Зеленый мир" теоритический этап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenyy_mir.docx328.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНАЯ ДОРОГА»

СРЕДИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

Отчёт по проекту:

«Зеленый мир»

Авторы проекта:

 «Руководитель команды» - Логачева Анна Викторовна

Ст. Ладожская 2022 г.

Аннотация

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её значение становится сильнее. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Правильное решение экологической проблемы будет осуществляться в том случае, если в каждом человеке будет развит достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Введение

Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее, надо ее познать.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.  

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать  и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса.

В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей. Нельзя быть хозяином Родины, это звучит кощунственно – нужно быть её благородным и заботливым сыном. Мы много говорим о природных катаклизмах и уже начинаем привыкать к трагедиям. Каждый человек срубивший дерево, отравивший топливом маленькую заводь, виноват в природных катаклизмах, потому что они состоят из нашего общего пренебрежения к природе. Что мы творим? Что же нас ждет в будущем? Нам всем нужно остановиться и задуматься.

Самостоятельное выращивание растения и планомерное наблюдение за его ростом даёт ребёнку понимание своих возможностей реализации целей, связанных с экологией. Высаженное на постоянное место дерево уверяет его, что трудовая деятельность не была напрасной: любую цель, даже далёкую, можно реализовать.

Природа тесно взаимосвязана с человеком и каждый ребёнок может внести свой посильный вклад в сохранение и приумножение природы. Мы формируем экологически грамотное поколение детей и родителей. Уничтожение большей части лесов в России привело к весьма печальным последствиям: обмелели небольшие речки, изменился климат, разрослись овраги, а некогда плодородные почвы перестали давать высокие урожаи. Восстановление насаждений на деградированных и неиспользуемых землях поможет не только улучшить экологическую ситуацию, но и сделает более устойчивым и эффективным сельское хозяйство. Решением этой проблемы может быть посадка деревьев на территории школ и садов, создание любительских мини-питомников, где дети смогут выращивать саженцы деревьев из семян и черенков. Создание собственного мини-питомника – одна из главных идей нашего проекта.

Продолжительность: долгосрочный

Проект проводится в два этапа:

Сроки реализации Проекта:

первый этап – с 10 января по 25 марта 2022 года;

второй этап – с 1 апреля по 25 декабря 2022.

Тип проекта: социально – значимый.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Цель: Воспитание экологической культуры поведения на основе ценностей семьи, трудового и  духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность воспитанников детского сада,  родительского сообщества, жителей станицы и района посредством выращивания саженцев дуба, церциса и лавровишни путем организации мини-питомника на базе МБДОУ №27.

Ожидаемый результат: 

  • Повышение уровня экологической грамотности; дети и взрослые узнают о том, как создать питомник, как самим вырастить дерево, возможно, кому-то этот опыт пригодится в будущем.
  • Дети научатся выращивать из желудей саженцы дуба, церциса из семян, лавровишни из черенков, вырастят свои саженцы, создадут с родителями и педагогами мини-питомник, сформируют бережное отношение и любовь к природе.

Задачи: 

  • Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами церциса, дуба, лавровишни.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
  • Формировать и расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
  • Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющими знаниями, обобщать, делать выводы.
  • Расширять и обогащать знания детей о дубе, церцисе, лавровишне, развивать умения устанавливать на их примере взаимосвязи, экологические цепочки; познакомить детей с процессом выращивания дуба из желудей, церциса из семян, лавровишни из черенков.
  • Развивать речевые навыки, обогащать словарный запас детей в ходе реализации проекта.
  • Воспитывать экологическое сознание, активную жизненную позицию, познавательный интерес, желание беречь и охранять деревья.
  • Приобщать родителей и педагогов в противопожарную агитацию и природоохранную деятельность.

Этапы проведения и реализации проекта:

Подготовительный:

  1. Обсуждение идеи проекта педагогами МБДОУ.
  2. Изучение методической литературы и интернет ресурсов  по теме проекта.
  3. Разработка плана реализации проекта.
  4. Утверждение плана по реализации проекта.
  5. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах.
  6. Организация и проведение вводного мониторинга, анкетирование родителей (законных представителей) и детей.
  7. Выбор участка для мини-питомника.
  8. Подготовка детей к выполнению проекта.

Организационно-практический:

  • Познакомить детей с экологической обстановкой родной станицы.
  • Воспитывать желание беречь, охранять и преумножать насаждения.
  • Проведение научно-исследовательской работы с детьми.
  • Формирование у участников проекта представления о технологии выращивания саженцев деревьев.

 Реализация 1 этапа  проекта:

  • На подготовительном этапе мы сформулировали задачи нашего проекта.
  • Проанализировали литературные источники, материалы сети интернет.
  • Подобрали справочную, детскую художественную литературу.
  • Подобрали материалы для осуществления проекта:
  • дидактические, словесные, народные и  подвижные игры, экспериментально трудовую деятельность, художественно – творческую деятельность.

Методы и формы работы:

  • Наблюдение.
  • Совместные игры.
  • Анкетирование.
  • Познавательные игровые занятия.
  • Занятия – презентации, просмотр видеоматериалов.
  • Беседы.
  • Экскурсии.
  • Досуги.
  • Викторины.
  • Экспериментирование.
  • Коллекционирование.
  • Подготовка семян, выращивание саженцев, высадка в грунт.
  • Создание мини-питомника на территории сада.
  • Сотрудничество с родителями.

Содержание проектной деятельности (1 этап)

Январь:

  1. Беседа «Что мы знаем о деревьях?» (деревья живые, они состоят из корня, ствола, сучков, веток и листьев и каждая часть выполняет в жизни дерева определённую работу).
  2. Дидактическая игра «Найди дерево по листочку».
  3. Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Берёза»
  4. Беседа: «Что такое почва?».
  5. Эксперимент: «Виды почв».
  6. Д/И «Дерево – куст».
  7. Беседа: «Образование почвы».
  8. Рисование на тему: «Растения и почва»
  9.  Д/И «Назови растение с нужным звуком»
  10.  Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).
  11.  Беседа «Деревья в разное время года».
  12.  Чтение художественной литературы – сказка К.Д. Ушинского «Спор деревьев».
  13.  Беседа «Могучий дуб».
  14. «Беседа о деревьях. Рисование листьев».
  15.  Игра «Плоды и листья». 

Февраль:

  1. Беседа: «Из каких частей состоит дерево».
  2. Подвижная игра «Найди своё дерево».
  3. Дидактическая игра «Собери дерево».
  4. Рассматривание семян дуба и ели.
  5. Пальчиковая гимнастика: « На что похожи листья?».
  6. Аппликация с элементами рисования «Дубовая роща» (использование природного материала).
  7. Беседа: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?».
  8. Эксперимент: «Из чего образована почва?».
  9. Игра «Какое дерево я загадала?».
  10. Рисование на тему: «Подземные жители».
  11. Эксперимент: «Свойства почвы».
  12.  Беседа: «Как сохранить почву?», «Влажная почва. Ее свойства».
  13. Чтение сказок и стихов о почве Рыжова Н.
  14.  Беседа «Маленькое деревце – Церцис».
  15. Конструирование «Жёлудь» оригами.
  16. Рисование нетрадиционным способом «Церцис».
  17.  Чтение художественной литературы – сказка М. Скребцова          «Разговорчивая береза».
  18. Упражнение «Покажи и назови части дерева». 

Март:

  1. Беседа «Деревья - друзья человека».
  2. Лото «Деревья».
  3. Рисование «Дерево».
  4. Отгадывание загадок по теме «Деревья».
  5. Беседа: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»,
  6. Беседа: «Почему опасно бегать с палками?».
  7. Эксперимент: «Для чего корешки?».
  8. Д/И «С какой ветки детки?». 
  9. Чтение отрывков из книги С. Сахарного «По морям вокруг Земли».
  10.  Игра «Какое дерево я загадала?». 
  11.  Беседа «Кустарники. Лавровишня».
  12.  Рассматривание иллюстраций из энциклопедий, репродукций картин             И. Шишкина.
  13.  Дидактическая игра «Найди и назови».
  14.  Чтение художественной литературы – сказка А. Лопатина «Художник и клен».
  15. Упражнение «Какой листик?».
  16. Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».

Взаимодействие с родителями:

  1. Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
  2. Оказание методической помощи родителям по разучиванию совместно с детьми стихов, пословиц, поговорок, сказок о дубе, церцисе, лавровишне.
  3. Словотворчество с родителями «Сочинить загадки» по теме проекта.
  4. Принимать участие вместе с детьми в мастер – классах по изобразительной деятельности.
  5. Изготовить совместно с детьми книжки - малышки по теме проекта.
  6. Участие в конкурсе рисунков, плакатов, поделок декоративно – прикладного творчества.
  7. Выпуск стенгазеты с детьми «Как спасти дерево».
  8. Разгадывание кроссворда совместно с детьми «Возродим наш лес».
  9. Информационные папки – передвижки для родителей: «Использование дуба в народной медицине», «Сохраним наш лес от пожаров», «Народные приметы, связанные с дубом».
  10. Оформление выставки «Дуб, церцис, лавровишня и их значение в природе».
  11. Оформление альбома с детьми «Напоминающие знаки».

Результаты проекта:

  • В результате реализации проекта будет  создана благоприятная среда для более тесного сотрудничества родителей с воспитателями, сформированы положительные отношения родителей к учреждению. А на территории нашего детского сада и станицы появятся замечательные насаждения, которые станут украшением в любое время года.
  • Мы считаем, что если ребенок своими руками подарит жизнь новому деревцу, то в будущем он не станет им вредить, будет бережно относиться к природе. Сколько радости и восторга, когда он видит, как растет "его" дерево. Мы верим, что проделанная работа оставит добрый след в душе каждого ребенка. Ведь нашим детям принадлежит будущее, и мы, взрослые, должны научить их любить природу и охранять ее.
  • Пройдет время, дети вырастут, а вместе с ними и саженцы превратятся в красивые деревья. И пусть результат этого труда будет долгим, зато какое это чудо, когда кто-нибудь из детей в будущем сможет сказать: "Это дерево посадил я сам". Общими усилиями  будет внесен вклад в сохранение окружающей среды родного края.

Мы готовы на практике решать проблемы охраны и восстановления насаждений на территории нашей станицы и района. Мы присоединяемся к людям, которым небезразлична судьба нашей малой Родины.

Список использованных источников:

  1. Вохринцева С., Ледкова С. Дидактический материал. Лото «Деревья и листья». 2006 г.
  2. Дубина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
  3. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.
  4. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. М., 2004 г.
  5. Кованько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду Москва. «Мозайка – синтез»  2017г.
  7. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 20013 г.
  8. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
  9. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Москва. «Мозайка – синтез» 2015 г.
  10.  Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.    Москва. «Мозайка – синтез» 2015 г.
  11.  Николаева С.Н. Порциальная программа «Юный эколог» Москва. «Мозайка – синтез» 2017г.
  12.  Нищева. Н.В. Познавательно - исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.
  13.  Павлова Л.Ю. Дидактические игры по ознакомлению с флорой и фауной.  2010 г.
  14.  Рыжова Н.А. Не просто сказки. М., 2002 г.
  15.  Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. М.,2016г.
  16.  Червякова Т.В. Дидактическое пособие « Чудо-дерево» 2014 г.

Методический материал, имеющийся в детском саду

  1. Набор карточек «Деревья».
  2. Дидактический материал «Природа».
  3. Демонстрационный материал «Уроки экологии».
  4. Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
  5. Схемы для описательного рассказа о деревьях.
  6. Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из росточка выросло дерево».
  7. Фотоальбомы с изображением деревьев.
  8. Репродукции картин.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.apus.ru  Портал о живой природе. 
  2. http://lifeplanet.org/ Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета». 
  3. http://unnaturalist.ru/  Юный натуралист. 
  4. http://zateevo.ru/ Детский сайт Затеево. 
  5. /vk.com/doshkolnikru.
  6. https://infourok.ru/      
  7. nsportal.ru

Приложения:

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Лесные птицыОсенний вечер

Быстро наступает вечер в глухом лесу.
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели.
Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел — желна. Он звонко долбит сухое дерево.
Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.
Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.
Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.
Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.

У ЛЕСНОГО ОЗЕРА

У лесного озераУ лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озером солнце.
На яркий, осыпанный росинками-алмазами расписной ковёр похожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросшими вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.
Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; перепорхнёт, сядет долбить дерево дятел.
Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.
В таёжных глухих лесах каждую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жёсткой сосновой хвоей.
Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнётся.

Загадки о деревьях.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (тополь

Стихотворения о деревьях

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Черемуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - ёлочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод.

«Беседа о деревьях. Рисование листьев»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно, относиться к растениям; учить раскрашивать рисунок красками.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки и т. д.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент. Воспитатель. Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.

А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.

hello_html_6d141a42.gifhello_html_m3a71d2d6.gifhello_html_79af082c.gif

Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

hello_html_5efbef6.gifhello_html_234eadc3.jpg

hello_html_5e44e6e8.gifhello_html_2e36c669.gif

Послушайте, что пишет поэт С. Маршак: 

Что мы сажаем, Что мы сажаем,

Сажая леса? Сажая леса?

Чащу, где бродят Лист, на который

Барсук и лиса, Ложится роса,

Чащу, где белка Воздух для легких,

Скрывает бельчат, И влагу, и тень –

Чащу, где утром Вот что сажаем

Вороны кричат. В сегодняшний день.

2. Ознакомление с названиями деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.

3. Игра «Плоды и листья». Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.

4. Упражнение «Покажи и назови части дерева». Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

5. Игра «Один – много». Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном.

Клен – клены, сосна – сосны, береза – березы, ива – ивы, ель – ели, рябина – рябины, дуб – дубы.

6. Упражнение «Какой листик?».

Если лист дуба, то он (какой?) – дубовый.

Если лист березы, то он – … (березовый).

Если лист рябины, то он – … (рябиновый).

Во множественном числе:

Листья на клене – кленовые.

Листья на рябине – рябиновые.

Листья на березе – березовые.

Листья на дубе – дубовые.

Во множественном числе в родительном падеже:

Зимой на березе нет каких листьев? Березовых.

На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых. На иве? Ивовых.

7. Слушание пьесы П. Чайковского (из «Детского альбома»). После прослушивания дети описывают характер мелодии, темп музыки, придумывают танцевальные движения. Во время повторного прослушивания дети выполняют соответствующие музыке движения.

8. Раскрашивание листьев. Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие им цвета красок (желтая, красная, оранжевая) и раскрашивают их.

Конспект ООД «Деревья».

Задачи:

-формировать представления о лиственных и хвойных деревьях, их пользе для окружающего мира, разнообразии («Познавательное развитие»);

-формировать умение слушать литературный текст («Речевое развитие «Чтение художественной литературы»)

-развивать мелкую моторику рук («Физическое развитие» («Здоровье»)

- формировать умение рисовать деревья простыми карандашами

 Оборудование: картинки деревьев, карандаши, листы.

Ход занятия:

1. Воспитатель загадывает загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки. (деревья)

(Дети отгадывают загадку).

2. Беседа о деревьях

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою. Деревья зимой отдыхают. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород.

Предлагает перечислить лиственные деревья.

Дети: лиственные деревья: береза, дуб, осина и т. д.

Хвойные деревья: сосна, ель, лиственница, пихта.

Растут деревья-В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д. У дерева: корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.

3. Воспитатель показывает иллюстрации деревьев, предлагает узнать, что за дерево, сообщает:

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие, есть сережки.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

4. Пальчиковая гимнастика «Корни»

Друг от друга деревья росли далеко, («деревья» обеими кистями)

Человеку пройти этот путь не легко, («человечек»)

Только корни деревьев однажды сплелись, («корни деревьев»)

Будто дерева 2 навсегда обнялись. («деревья»).

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

5. Воспитатель предлагает нарисовать - деревья летом.

Дети рисуют деревья карандашами.

ООД «Люблю березку русскую»


Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Консультация «Природа как воспитатель».

 Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы. Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним: Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья! Защитил ты нас от зноя, дал здоровья, свежих силИ гостинцем угостил. Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы. Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое. В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д. Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.


Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Посади дерево»:
• у детей возрос интерес к природе ;
• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ;
• появилось желание больше узнать о деревьях ;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность;
• дети научились самостоятельно делать выводы;
• сформировался эстетический вкус;
• знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности ;
• родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
• в организации выставки поделок из природного материала;


Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».

Цель:дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о дубе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о дубе в частности. Углубить интерес к дубу, подвести к мысли, что дубу хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни дубы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст дуба?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"

Проект по здоровьесбережению  дошкольников "Будь здоров!"...

Реализация проекта "Поможем птицам" всеми участниками образовательных отношений

еализация проекта "Поможем птицам"происходила при участии всех участников образовательных отношений - детей, родителей и педагога....

Районное методическое объединение старших воспитателей Щербиновского района в форме круглого стола «Часть ООП ДОО, формируемая участниками образовательных отношений, отражение образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педа

Цель: создание базы данных о части ООП ДОО, формируемой участниками образовательных отношений Щербиновского района; актуализация знаний и навыков старших воспитателей и заместителей заведующего  ...

Педагогический проект как форма взаимодействия участников образовательных отношений

Педагогический проект как форма взаимодействия участников образовательных отношений...

Педагогический проект как форма взаимодействия участников образовательных отношений

Педагогический проект как форма взаимодействия участников образовательных отношений...

Социально-педагогический проект по правовому просвещению участников образовательного процесса

Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной.Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позити...

Проект как средство взаимодействия участников образовательного процесса

Главная цель взаимодействия ДОУ с семьёй – это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника...