Проект как средство взаимодействия участников образовательного процесса
проект по логопедии (подготовительная группа)

Людмила Шамрикова

Главная цель взаимодействия ДОУ с семьёй – это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания.

Невозможно сразу изменить отношение родителей к участию в жизни детского сада.

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе – одна из самых сложных проблем.

В современном мире всё больше растет понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребёнка, но и развитие всего общества. Но семье нужно оказывать помощь в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.

В нашем детском саду дети могут получать логопедическую помощь, начиная со старшей группы.

Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе сотрудничества субъектов образовательного процесса.

Начиная сотрудничество, не нужно стремиться к массовости. Родителям нужна конкретная информация о своём ребенке, о его успехах и дальнейших возможностях для коррекции речи, он хочет внимания лично к своему ребёнку и своим проблемам.

Но для разнообразия образовательного процесса, создания творческой и эмоциональной обстановки в детском саду организуются творческие проекты, результат которых проходит в форме детского праздника или достижений детей. В ходе таких праздников (проектов) осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств не только ребёнка, но и родителей, что необходимо для успешного взаимодействия со своим ребёнком. 

В феврале 2023 года я представила опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с семьёй как основой для развития речи детей 5-7 лет, а именно: «Сотрудничество семьи с учителем-логопедом как основа для развития речи детей 5-7 лет», где говорила о роли представления результатов диагностики родителям, ведения логопедической тетради и индивидуальных встреч с родителями.

В октябре 2023 года в нашем детском сад был реализован проект, посвященный Году педагога и наставника. Участниками проекта стали дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатель и учитель-логопед. В проекте приняли участие все 17 детей, 16 из которых посещают занятия учителя-логопеда.

Название проекта: «Да здравствуют педагоги!»

Цель проекта: развитие у ребёнка уважительного отношения к профессии педагога.

Проект содержал 3 этапа: организационный, основной и итоговый.

На мой взгляд, самый сложный этап был организационный, т.к. мы долго не могли определиться с музыкальным руководителем о форме подведения результатов. Многие детские сады проводят открытые занятия для родителей. Известно, что традиционное открытое занятие всегда достаточно волнующий момент для проводящего его педагога и участвующих детей. Также довольно часто открытое занятие из-за особенностей его организации (присутствие большого количества людей, необходимость работы на «публику», ограничение в выборе методов и приемов работы) не может отразить систему работы и адекватно показать знания, умения и навыки детей. Поэтому мы решили сделать родителей полноценными участниками этого проекта.

На основном этапе проекта перед учителем-логопедом стояли следующие задачи:

  • формировать построение речевого высказывания в ситуации презентации результатов собственной деятельности;
  • способствовать совершенствованию выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • способствовать проявлению любознательности ребёнка через совместную деятельность с членами семьи.

С детьми мы готовили мини-рассказы о мамах – педагогах (воспитателе, учителях истории, математики, английского языка, преподавателях медицинского колледжа, педагоге-психологе), учили стихи. Параллельно шла работа мам-педагогов. Для них была задача провести уроки в любой форме.

Итоговый этап проекта прошёл в форме праздника «Весёлые уроки в день учителя». В игровой форме для детей прошли уроки родного и английского языков, математики и истории. Урок родного языка провела учитель-логопед. Урок представлял собой выступления детей педагогов (мни-рассказы и стихи). Трепетность, волнение, гордость были заметны как у детей, так и у родителей. Длительность занятий – от 5 до 10 минут. На переменах дети пели и танцевали. Воспитатель выступил в роли связующего звена.

В ходе реализации основного этапа проекта приняли участие 20 человек, на итоговом этапе – 30 человек. Таким образом,    совместное занятие с родителями и специалистами детского сада превратилось в праздник и для детей за счет интересной для них формы работы, и для родителей, потому что позволило выступить в необычной роли и увидеть возможности и проблемы своего ребёнка.  

В воспитательно-образовательном процессе в детском саду проектная деятельность носит характер сотрудничества, в которой принимают участие дети, педагоги и родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический родительский опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения о своих успехах и успехах своего ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценно...

презентация к проекту "Взаимодействие участников образовательного процесса"

В презентации представлен план мероприятий взаимодействия  дошкольников, их родителей, специалистов и воспитателей ДОУ на примере проекта "В гостях у сказки" для 2 младшей группы...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Методические  рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО....

Проект: «Организация взаимодействия участников образовательного процесса посредством информационного журнала «Калейдоскоп»

Описание журнала:Журнал представляет собой настольную перекидную систему, формата А4, для предоставления возможности всем родителям ознакомиться с материалами журнала. Располагается в приемной группы....

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...