Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Колесникова Елена Анатольевна

 В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познавательные способности ребенка средствами игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolesnikova_e.a.statya.doc.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой  для детей с ограниченными возможностями здоровья

                                     Колесникова Е.А.                                                    

В связи с тем, что содержание образования в настоящее время рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, педагогическая наука и практика встали перед необходимостью поиска новых педагогических технологий, которые позволят построить путь познания ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение, расширение знаний о нем, но, прежде всего, будут способствовать развитию интереса к учению, интеллектуальной рефлексии, имитационного и ролевого моделирования, дискуссионной культуры, поисковой деятельности детей и др. Изменение взглядов на обучение детей в школе, влечет за собой необходимость осуществления преобразований и в организации познавательной деятельности  детей в системе дошкольного образования.

  Наше учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, их особенностью является: психомоторная расторможенность, повышенная нервная возбудимость, эмоциональные расстройства, произвольность психических процессов, нарушения речевого развития, слабая  регуляция учебной деятельности, быстрая утомляемость.  В результате анализа наблюдения за детьми выявили, что у детей снижена мотивация к обучению, и они трудно воспринимали и усваивали учебный материал, предлагаемый в традиционной форме - занятий. В связи с этим мы предполагаем, что дошкольнику необходима поддержка, которая заключается в помощи со стороны взрослых для вхождения в микросоциум и позднее самостоятельного и успешного продвижения в дифференцированном образовании. Предметом педагогической поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья мы считаем процесс совместно – разделительной деятельности в коммуникациях взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. Благодаря этому процессу ребенок преодолевает препятствия, мешающие ему самостоятельно достичь желаемых результатов, и также у детей формируется внутренняя готовность к следующей социальной ступеньке, к обучению в школе.

  Исходя из этого, поставили перед собой цель: обеспечить образовательный процесс дошкольников по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой  с опорой на ведущую деятельность детей  - игру.

Определили задачи:

1. Развивать познавательные способности ребенка, средствами игровой деятельности.

2. Создать образовательный маршрут, учитывая индивидуальные способности, интерес к выбранной ребенком деятельности.

3. Организовать развивающую среду, способствующую мотивации к познавательной деятельности ребенка.

4. Обеспечить личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности ребенка.

5. Учить речевому общению в коммуникативном взаимодействии детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Наши наблюдения показывают, что дети охотно включаются в игры, в процессе которых они обучаются т.к. притягательность игры определяется тем, что  игра является одним из основных видов деятельности человека, и способна быть и средством обучения, воспитания и социализации. Фронтальные формы работы в силу своей специфики чаще всего порождают авторитарный, монологический тип общения. Они малоэффективны, для решения задач интеллектуального развития, детей младшего дошкольного возраста. Маленькому ребенку трудно воспринимать задания,  лично к нему не обращенные, а если он и воспринимает их, то не полностью и не точно. Ребенок способен хорошо усвоить только то, что имеет отношение к нему, его потребностям, интересам и связано с его внутренним миром.  Важным моментом в процессе общения является взаимопонимание. Спонтанное взаимодействие и общение детей, возникающее в повседневной жизни, способствует свободному выражению ребенка в деятельности и отношениях с другими людьми.

Исходя из выше изложенного, решили организовать  интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в основном дидактическими играми с правилами, средствами взаимодействия педагога с ребенком, но творческие, сюжетно-ролевые игры тоже имели важное место в реализации образовательных задач. 

Также нами  была разработана модель организации развития познавательной деятельности ребенка младшего и среднего дошкольного возраста средствами  игровой   деятельности.

1. Педагог в совершенстве владеет образовательной программой, знание которой будет совершенствовать профессиональную компетентность в организации развития познавательной деятельности каждого ребенка. Педагог умело использует игровую ситуацию для обогащения интеллектуального развития ребенка.

2. Организация интеллектуального развития дошкольника:

  • Педагог готовит развивающую среду согласно программным задачам на день. Дидактический материал, оборудование для запланированной темы деятельности (изо, конструирование, рассматривание иллюстраций, картин, сюрпризные моменты и т.д.)
  • Чтобы подсказать тему игры детям педагогу необходимо провести подготовительную работу к отражению в игре темы образовательной задачи по плану.
  •  Игра может оказаться неожиданной для педагога, и он должен быть готов к поиску игровых ситуаций для спонтанного решения образовательных задач.
  • Для детей средней группы воспитатель может напомнить вербально об экскурсии, просмотре телепередачи, рассматривании иллюстрации, просмотре кукольного театра для организации игры по необходимой теме. Но педагог может просто посоветовать тему игры и активизировать детей на возникновение игры для  необходимой темы, при этом сам активно принимает участие в игре. В младшей группе воспитатель сам организует игру и становится активным ее участником.
  • Каждый ребенок выбирает самостоятельно вид деятельности по интересам. Педагог определяет, с кем он организует образовательный процесс во взаимодействии, за кем будет вести наблюдение, как ребенок использует дидактический материал, при необходимости дает возможность самостоятельного поиска определения выполнения задачи, через собственный опыт (ошибки, пробы, исправления и т.д.)
  • Очень важно уловить момент, когда ребенок действительно нуждается в помощи взрослого, так как, получив неудовлетворение от игры, он может надолго потерять к ней интерес. Мера приложения собственных усилий у каждого своя. Главное, чтобы участие в поиске выхода из затруднения увеличивали интерес к деятельности и открывали возможность для дальнейших самостоятельных, творческих действий.
  • В документации педагог отмечает, с кем отработана определенная задача.
  • Закреплять программные задачи необходимо на занятиях у специалистов, в режимных моментах.

Особое внимание уделили организации предметно-ролевой среды, руководствуясь «Нормативно-методическими документами в области образования. Дошкольное и начальное образование» О.И.Михалева, А.В.Николаева. 2003 год, г. Якутск.

Итоговые результаты показали, что применение средств игровой деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей детей, дает положительную динамику в освоении «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой.  У детей значительно улучшается функционально-эмоциональное состояние, обеспечивается формирование коммуникативной деятельности. Высокая мотивация способствует быстрому  усвоению программных задач. В дошкольном возрасте формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности -  учению.

Литература:

 Волошина Л. «Игре все возрасты покорны» Дошкольное воспитание №1,  2009г.

  Шмаков А. «Учимся, играя». ООО Ц.Г.Л. Москва, 2004.

Калиниченко А.В. «Развитие игровой деятельности дошкольников». «Айрис-пресс». 2004.

 Степанова О.А. «Игровая школа мышления», Творческий центр «Сфера». Москва. 2003.

Деркунская, В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» «Педагогическое общество России» Москва 2006г.

Давидчук, А.Н.  « Обучение игра» « Мозаика – Синтез» Москва 2006г.

Арушанова, А.Г.« Истоки диалога» « Мозаика -  Синтез» Москва 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Зернышки знания". Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет. Автор: Ломова Елена Анатольевна , соавторы: Родичева Галина Владимировна, Лошина Ираида Валентиновна.

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь  - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэт...

Детско-родительские интегрированные практикумы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель разработанных мероприятий - организация интегрированных  мероприятий детско-родительского  взаимодействия с инструктором по физическому развитию  и педагогом-психологом, логопедом....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом

           На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вов...

«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...

Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»

Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому  вид...