Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»
консультация (старшая группа)
Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому видят окружающий мир.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»
Воспитатель: Чаганова О.Н МБДОУ №81 города Энгельса
Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому видят окружающий мир. Воспитательно - образовательный процесс нужно строить так, чтобы развивался не только ум, но и чувства ребенка. Создание на занятиях творческого поиска, его эмоционального подъема, не дополнительное украшение занятия, а необходимое условие получения знаний. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Это потому что задачи по ознакомлению дошкольников с родной культурой были слишком обобщены. Кроме того давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова, почти не используются потешки, поговорки, пословицы которыми так богат так русский язык. В работе с детьми применяю программу О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Цель ее-донести до сознания, детей что они являются носителями русской народной культуры. Строя свою работу по следующим направлениям:
1.Воспитывать в детях чувство красоты, любознательности, национальности а это поможет детям понять, что они часть великого русского народа.
2.Учить детей широко использовать фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки. Потешки, заклички, русские народные игры). Тем самым приобщить их к нравственным ценностям.
3. Сохранить черты русского характера, представление о доброте, красоте, правде, трудолюбии, верности.
4. Воспитывать уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При отборе фольклорного материала надо учитывать возрастные возможности детей. Для младшего возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы- потешки, загадки, считалки ,короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением малых форм, все большое место должно уделяться народным сказкам пословицам, поговоркам , закличкам. Со старшими детьми кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы как беседа. Организация занятия предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм ( переклички, частушки и.т.д) позволяет привлекать к участию обычно пассивных, застенчивых детей.
Особое место в нашей работе занимают занятия по ознакомлению детей с русскими народными традициями. Я использую пословицы, загадки, поговорки в содержании которых есть названия предметов старинного русского быта. Такие занятия комплексные.
Разработав конспекты занятий по знакомству с календарно- обрядовыми праздниками. Это – « Зимние святки», праздники, которые отмечают в период Святок ( Новый год, Рождество). На этих занятиях знакомим детей с рождественскими колядками, новогодними песнями, русскими народными играми, загадками, проводим обыгрывание сценок колядования.
Еще хочу рассказать о праздновании Масленицы. Предшествующей работой было знакомство детей с этим праздником, что он означает и по какому поводу его праздновал народ. На празднике закрепляла знания детей о деятельности людей в каждый день Масленицы. Дети с удовольствием рассказывали приметы пословицы, водили хороводы и заклички, играли в русские народные игры.
Очень и задорно проходят игры - соревнования по рядам: «Кто больше скажет пословиц» или « Продолжи пословицу». Русское народное творчество можно использовать и для ознакомления с окружающим, например: « Поседелки», «Уральская горница», «Ярмарка». Дети узнают как в старину проходили торги со стихами небылицами.
Устное народное творчество использую и на занятиях и по ФЭМП. Сказочные герои из русских народных сказок помогают детям в игровой форме, используя пословицы, загадки, потешки, овладеть счетом, а так же примерами решения задач. На таких комплексных занятиях оживают геометрические фигуры, дети решают головоломки, развивают свое логическое мышление.
На занятиях художественного творчества знакомила детей с русским народным искусством: с хохломской, дымковской, городецкой, гжельской, жостовской, росписиями. При знакомстве с росписью использую стихи, загадки, потешки, о мастерах и мастерстве. Во время рисования могут звучать русские народные песни.
В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр. После чтения сказок можно провести драматизацию прочитанной сказки.
Использование русского народного творчества помогает открыть « глаза на мир», активизирует мыслительную деятельность детей, развивает и раскрывает их души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения детей
Данный материал даёт рекомендации педагогам и родителям об использовании здоровьесберегающих технологий...
«Применение педагогических технологий в процессе воспитания и обучения детей коррекционных групп с целью детского саморазвития»
Что значит любить детей...
Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...
Презентация на тему: «Предметно-развивающая среда как одно из условий организации процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста c ОВЗ»
Особенность организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОВЗ...
Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному тр...
Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста....