Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ
презентация к уроку по теме

Ковалева Ольга Евгеньевна

Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayavka_v_imc_poslednyaya_versiya.docx198.62 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА (ЗАЯВКА)

инновационного продукта

Полное наименование образовательного учреждения:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 Петроградского района Санкт-Петербурга

Руководитель:  Ковалева Ольга Евгеньевна

Телефоны 346 26 67_

Факс         346 26 67

Электронная почта: е-mail ds2_kovaleva@mail.ru

Адрес сайта ГБДОУ в Интернете: http://www/detsad.socspb.ru/ds/?id=15&c=1 

Наименование продукта, представляемого на конкурс: «Технология взаимодействия участников образовательного процесса «Школьные горизонты».

Авторский коллектив:

                                   Ковалева Ольга Евгеньевна,  руководитель мониторинга, заведующий

                       Соколова Татьяна Викторовна, воспитатель

                       Тямушева Ольга Евгеньевна, воспитатель

                       Суховарова Наталья Александровна, воспитатель

                       Серова Ольга Евгеньевна, воспитатель

                                   Лейбензон Алла Владимировна, музыкальный руководитель                                                  

                                   Баталова Ирина Владимировна, аналитик, педагог-психолог

Форма инновационного продукта: Технология

Область применения инновационного продукта: Обновление и совершенствование качества образования.

Общее описание разработки

     Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной системе, как дошкольное образование.

     Из приоритетных задач дошкольного образования в Санкт-Петербурге актуальными для нашего детского сада являются задачи внедрения диагностических технологий, формирование культуры здорового образа жизни и создание системы сопровождения  и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей  дошкольного возраста.

     Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия  со всеми субъектами образовательного процесса. Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

     Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья  сама нуждается в поддержке, которую  призван оказывать ей детский сад. Родители могут быть уверены, что их дети  находятся в комфортных условиях, нормально питаются, с ним занимаются педагоги. 

     Система сопровождения и консультирования семьи в нашем учреждении осуществляется через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды. У нас организована система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО, которая представляет собой комплексный подход к оценке динамики освоения детьми обязательной Программы, а также развития их интегративных качеств и психологических особенностей.

     Для выполнения исследовательских задач в детском саду разработана и реализуется проектная деятельность «Трамвай знаний «Школьные горизонты», которая  является:

  1. средством взаимодействия участников образовательного процесса, предоставляя им возможность активного творческого участия во всех образовательных областях.
  2. средством образовательного мониторинга, так как позволяет изучить и проанализировать  продуктивную деятельность детей в различных условиях и во всех образовательных областях.

     Основная цель Технологии «Школьные горизонты» -  повышение качества образования и  создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки  к обучению  к школе.

     Технология позволяет решать следующие задачи: 

  1. Интенсифицировать работу с семьей на основе партнерского взаимодействия
  2. Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая  всех в непрерывный процесс саморазвития;
  3. Получить  необходимый объем  информации для мониторинга в оптимальные сроки.

Проектная деятельность «Трамвай знаний «Школьные горизонты» как средство взаимодействия участников образовательного процесса

Участники образовательной деятельности:

  1. Дети
  2. Педагоги и специалисты (медицинский работник, аналитик (педагог-психолог), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)
  3. Администрация
  4. Родители

Подходы к организации педагогического взаимодействия:

  1. Деятельностный,  формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.
  2. Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции  поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

  1. Добровольность
  2. Сотрудничество
  3. Уважение интересов друг друга
  4. Соблюдение законов и иных нормативных актов

Проектная деятельность «Трамвай знаний «Школьные горизонты» как средство мониторинга достижения детьми планируемых результатов в освоении ООПДО

Структура мониторинга

     Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО включает в себя следующие виды исследований, осуществляемые взрослыми участниками образовательного процесса: педагогами, специалистами и родителями: 

  1. Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) составлен в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Мониторинг образовательного процесса (уровень освоения детьми обязательной Программы)
  3. Мониторинг развития психологических особенностей дошкольников в образовательной системе «Школа 2100. "Детский сад - 2100"

Методы исследования: тесты, наблюдения, анкетирование, анализ продуктивной творческой деятельности детей. Формы проведения: индивидуальная и групповая. Периодичность: 2 раза в год (осень-весна)

Мониторинг детского развития изучает динамику развития интегративных качеств детей по обязательным образовательным областям. Исследование проводится педагогами и специалистами детского сада при информационной помощи и участии родителей.

Мониторинг развития интегративных качеств детей  проводится в несколько этапов:

  1. Участники образовательного процесса проводят исследование и оценивают показатели развития детей по каждому интегративному качеству.
  2. Проводится медико-психолого-педагогический консилиум, на котором педагоги и специалисты представляют количественные и качественные результаты исследования развития детей. Предоставляются результаты анкетирования родителей. Обсуждаются полученные данные и команда педагогов, специалистов в присутствии  администрации делает вывод об уровне развития интегративных качеств у детей.
  3. Принимается коллегиальное решение о необходимости разработки индивидуальной коррекционно-развивающей  программы для детей, имеющих низкий уровень показателей формирования интегративных качеств.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется в двух направлениях: 

  1. Исследуется уровень освоения детьми обязательной Программы. Оценка результатов ведется педагогами, при непосредственном участии родителей;

Анализ карт развития детей позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада. Проектная деятельность «Трамвай знаний «Школьные горизонты» позволяет изучить продуктивную деятельность детей в различных условиях и во всех образовательных областях;

  1. Исследуется динамика развития педагогической компетентности (организуется психологом при участии педагогов).

Анализ результатов педагогической диагностики помогает педагогам и специалистам повышать уровень профессионального мастерства и создавать эмоционально комфортный климат в коллективе. Формы взаимодействия администрации, специалистов и педагогов: педсоветы, семинары, тренинги, круглые столы.

Формы взаимодействия администрации, педагогического коллектива и родителей: использование ИКТ – сайт образовательного учреждения, на котором предоставляется и обновляется информация о жизни детского сада и проведении мониторинга.

Мониторинг развития психологических особенностей дошкольников в образовательной системе «Детский сад-2100» организуется педагогом-психологом при непосредственном участии  педагогов, специалистов и родителей. Направления исследования:

  1. Исследуется динамика развития психологических особенности детей: (личностные, интеллектуально-познавательные, коммуникативные, система отношений, деятельность). Анализ результатов позволяет педагогам и родителям учитывать индивидуальные особенности детей. В группах для педагогов и родителей оформляются информационные уголки «Психологическая мозаика».
  2. Изучение детско-родительских отношений помогает родителям в воспитании детей, повышает их родительскую компетентность. Для желающих родителей проводится тренинг, тематические встречи, индивидуальные консультации. На сайте детского сада обновляется просветительская, профилактическая информация педагога-психолога в помощь родителям.

     Таким образом, Технология взаимодействие участников образовательного процесса в системе мониторинга представляет собой творческое  сотрудничество администрации, педагогов, специалистов,  родителей и детей с целью создания благоприятных условий для полноценного развития и образования детей.

Глоссарий

     Взаимодействие -  является одной из базисных философских категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. В условиях взаимодействия людей всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть созидающей, развивающей или разрушающей. С реактивной позиции, с позиции того, на кого оказывается воздействие, может быть выделена активность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии. Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между субъектами. Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество  всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью  взаимных действий.  

     Сотрудничество как  основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей. Сотрудничество характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений. Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.

     Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для всех участников образовательного процесса (В.М.Монахов).

     Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

     Мониторинг в образовании - (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (В. Аверкин)

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

     Главным условием функционирования и развития ГБДОУ при применении  инновационного продукта является:

  1. Управляющая система
  2. Кадровое обеспечение  
  3. Материально-техническая база
  4. Информационное и методическое  обеспечение
  5. ИКТ.    

     Управленческая деятельность  организована через углубленное изучение проблемы, проведение методических объединений и педсоветов, медико-психолого-педагогических консилиумов,  семинаров, использование научных методов контроля, разработку технологии.

     Дошкольное учреждение полностью укомплектовано высокопрофессиональными педагогическими кадрами.  Образовательный процесс осуществляют методист, аналитик (педагог-психолог), 6 воспитателей, музыкальный руководитель,  инструктор по физическому воспитанию. Высшее образование  имеют 7 педагогов, средне-специальное – 3 педагога,  высшую категорию – 4 педагога, первую – 5 педагога. Работа педагогического коллектива детского сада отмечается достаточной стабильностью и положительной результативностью. Ежегодно педагоги принимают участие в различных конкурсах и методических мероприятиях районного и городского уровня, нацелены на планомерное, поэтапное развитие  ГБДОУ, внедрение  новых форм работы с детьми и родителями.

     2011 год – начало работы детского сада в качестве экспериментальной площадки Федерального уровня по теме: «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ».

     Руководителем экспериментальной площадки по преемственности Детский сад – школа  является Беловицкая Людмила Михайловна – методист ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга

     Научным руководителем экспериментальной деятельности по направлению «Педагогическое диагностирование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»  является Чиндилова О.В., к.п.н., доцент, АПКиППРО.

Среди профессионально значимых личностных качеств педагогов дошкольного учреждения можно выделить: любовь к детям,  стремление к творчеству, профессиональному и личностному самосовершенствованию.

          В детском саду созданы материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей: имеются медицинский смотровой кабинет,  оснащенный медицинским оборудованием, музыкально-физкультурный зал с большим количеством спортивного инвентаря (лестницы, гимнастические скамейки, различные массажеры, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, нестандартное оборудование и др.), организована оригинальная предметно-развивающая среда. В группах оформлены «стены творчества» с разнообразным материалом для самостоятельной изобразительной деятельности, предметами народно-прикладного творчества и декоративного искусства. Организованы мини-фотогалереи, выставки детских работ; имеются уголки для музыкально-театрализованной деятельности с разными видами театров, атрибутами, костюмами, детскими музыкальными инструментами,  с набором атрибутов и пособий для проведения подвижных игр. Во всех группах оборудованы познавательные зоны с большим набором развивающих и дидактических игр, мозаик, схем, моделей, разнообразных конструкторов, познавательной и энциклопедической литературы; мини- лаборатории с оборудованием для организации детского экспериментирования (весы, микроскопы, глобусы и др.)    Рациональное использование имеющихся помещений позволяет выделить в развивающей среде зоны для различных видов интеллектуально-познавательной и проектной деятельности. Предметно-игровая среда в групповых помещениях детского сада отвечает требованиям реализуемой программы, возрасту детей, способствует удовлетворению познавательных интересов, эмоциональному благополучию детей.

     Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса предполагает повышение квалификации педагогов, решение проблемы вхождения молодых специалистов в коллектив.

     В детском саду используются современные аудивизуальные средства обучения, ИКТ.

Технология внедрения инновационного продукта

что?

     Цель инновационной  педагогической деятельности:

 - разработка Технологии «Школьные горизонты»: технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО.

     Технология обеспечена:

- методическим сопровождением технологии (конспекты занятий, дидактические игры, сценарии, материалы для работы с педагогами, материалы по работе с родителями, наглядные пособия.)

- рекомендациями по организации предметно-развивающей среды (авторские стационарные развивающие пособия среды многофункционального характера)

 для чего и зачем?

     Работа педагогов нашего коллектива за  последние три года обозначила необходимость разработки технологии, создающей педагогические условия для организации взаимодействия всех участников образовательного процесса.

     Актуальность предложенной технологии обусловлена тем, что она рассматривает и решает одну из наиболее важных проблем современной дошкольной педагогики  повышение качества образования и  создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки  к обучению  к школе.

      Особенно заметным и значимым этот процесс является для детей дошкольного возраста,  так как именно на этом этапе закладывается фундамент для последующего развития человека;  и то,  каким ребенок станет позже,  когда вырастет,  зависит от сегодняшних условий и конкретной работы с ним в настоящее время.    

     Разработанная коллективом педагогов нашего учреждения Технология может являться основой предшкольного образования: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь.

для кого?

     Проект «Трамвай знаний «Школьные горизонты», являющийся неотъемлемой частью разработанной Технологии, может быть использована специалистами других детских садов.  Мы предлагаем 6 разделов Проектной деятельности по 10-ти образовательным областям ООПДО, Некоторые образовательные области можно объединять в один раздел, в зависимости от специфики учреждения. Мы объединили: ОО «Физическая культура» и «Физическое здоровье»; ОО «Познание» и ОО «Чтение художественной литературы, «ОО «Социализация» и ОО «Музыка»,  «Художественное творчество» и «Коммуникация».  

Практическая значимость данной работы:

- для детей состоит в том, что при вариативности взаимодействии со взрослыми посредством  образовательных проектов поможет им приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию и школьно-значимые навыки;  

- для педагогов и специалистов: реализация Технологии позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения,  постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами,  детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя  ИКТ;  осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для руководителей образовательных учреждений всех видов и типов поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; инновационное дошкольное учреждение; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;

 - для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

как?

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

  1. Ребенок – ребенок:

- свободно общается  со сверстниками;

- приобщается к элементарным общепринятым  нормам и правилам            взаимоотношения со сверстниками  (в том числе моральным);

- развивает передачу образов с помощью средств невербальной,   интонационной и языковой  выразительности;

- самовыражается  через  совместную творческую деятельность;

- учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

- учится договариваться, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации.

  1. Родитель - ребенок :

- признание прав и свобод ребенка,

- сотрудничество,

- сопереживание и поддержка,

- обсуждение ситуации через диалог,

- гибкое введение ограничений.

  1. Педагог(специалисты) - дети:

- признание ценности личности ребенка;

- признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;

-  выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

- приоритет личностного развития, когда   воспитание   и  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

- ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; 

– диалоговое взаимодействие с ребенком;

- актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;

- активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;

- создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

- ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    

  1. Педагог(специалисты) -родители:                                         

- добровольность в сотрудничестве.

- искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;

- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

- признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  

- конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).

  1. Администрация – педагоги (специалисты) 

- развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

- толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

- эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

-  демократичность в общении;

- сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;

-  учитывание  личностных и профессиональных качеств участников общения;

- проявление  участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Методы взаимодействия участников образовательного процесса в проектной деятельности «Трамвай знаний «Школьные горизонты»:

Ребенок-ребенок

Родитель-ребенок

Педагоги (специалисты) - дети

Педагоги (специалисты) - родители

Администрация – педагоги (специалисты)

Игры

Беседы

Исследования

Наблюдения

Творчество

Участие в проекте

Игры

Беседы

Экскурсии

Чтение и анализ художественной литературы

Праздники

Вечера досуга

Семейные традиции

Совместный труд

Творчество

Участие в проекте и др.

Игры

Беседы

Конкурсы

Викторины

Экскурсии

Выставки

Экспериментирование

Чтение и анализ художественной литературы

Праздники

Тематические вечера досуга

Творческие задания

Обсуждения

Проблемные вопросы

Наблюдения

Участие в проекте и др.

Родительское собрание

Беседы

Тренинги

Лекции

Тематические встречи Родительский ринг

Круглые столы Семейный клуб Конкурсы

Анкетирование Почта доверия Папки-передвижки Родительская газета

Тесты

Консультации

ИКТ

Форум

Участие в проекте

Педсоветы

Семинары

Консилиум

Консультации

Тренинги

ИКТ

Анализ проектной деятельности, Обмен опытом

Мероприятия  проектной деятельности «Трамвай знаний «Школьные горизонты»

     Основной идеей Проекта является передвижение на Трамвайчике  по образовательным областям ООПДО к конечной остановке «Школьные горизонты». На своем пути Трамвайчик делает остановки (которые являются мини-проектами). Каждая остановка поэтапно  дает возможность всем участникам образовательного процесса подробно изучить ту или иную образовательную область в течение 3-х месяцев. Для продвижения к следующей остановке у нас проводится итоговое мероприятие, на котором все могут стать активными участниками, применяя приобретенные способности.

пп

Тема мини-проекта (остановка)

Образовательные области

Образовательные цели

Итоговое мероприятие

1

«Академия безопасности»

(01-02-03-04)

«Безопасность»

Формирование ценностей безопасного образа жизни

Выставка творческих работ, кукольный театр  «Дорожная азбука»

2

«Площадь Труда»

«Труд»

Формирование первичных представлений о труде взрослых, воспитание ценностного отношения к  труду взрослых и его результатам.

Экскурсия в музей трамваев, организованная родителем Новокрещеновой К.К. (сотрудником трамвайного депо).

3

«Парк отдыха «Олимпийский»

«Здоровье», «Физическая культура»

Формирование понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека

Участие в районном конкурсе «Жемчужина здоровья»,

спортивный праздник «Папа, мама, Я – спортивная семья»

4

«Фабрика ремесел «Умелец»

«Коммуникация», «Художественное творчество»

Формирование основ базовой культуры личности, коммуникативных способностей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности

Осенний праздник «Ярмарка», выставка семейных творческих работ.

5

«Университетский городок «Сказка»

«Познание»,

«Чтение художественной литературы»

Развитие интеллектуально-познавательной сферы, Формирование интереса и потребности к книге.

Игровой досуг по сказкам с элементами викторины.

КВН с участием родителей

6

«Мюзикхолл  «Школьные горизонты»

«Социализация», «Музыка»

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков, коллективных взаимоотношений. Развитие музыкальности детей

Выпускной бал «Здравствуй, школа!»

 

Этапы внедрения инновационного продукта:

1 этап:    

  1. Ознакомление с нормативными документами и методическими материалами.
  2. Глубокое изучение понятия «Взаимодействие» участников образовательного процесса для достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО через семинары, педсоветы, консилиумы, тренинги,  единые методические дни, планы самообразования.
  3. Анализ и оценка опыта профессионального развития педагогического коллектива, нашего  учреждения.
  4. Создание творческой группы педагогов (команды), готовой к внедрению программы в воспитательный процесс.

 2 этап:

  1. Создание образовательных мини-проектов, являющихся частями общего  Проекта «Трамвай знаний «Школьные горизонты»  небольшими авторскими коллективами педагогов.
  2. Заслушивание их выступлений на педагогических советах, проведение тематических открытых занятий, семинаров, круглых столов и т.д.
  3. Разработка Технологии взаимодействия участников образовательного процесса  по образовательным областям.

3 этап:

  1. Апробация  Технологии взаимодействия участников образовательного процесса.
  2. Подведение итогов работы, творческий отчет, презентации опыта работы.
  3. Обмен опытом, создание нового учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Описание эффектов,  достигаемых при использовании продукта

           

     Результаты и эффекты: создание организационно-педагогических условий для перехода на стандарты второго поколения, обеспечение нового качества образования в контексте стратегических целей государственной политики в области образования.

     При использовании Технологии в детском саду будет создана комфортная  среда, способствующая сохранению и укреплению физического и психического, социального благополучия всех участников образовательного процесса. Педагоги овладеют проектной деятельностью и активно станут ее использовать при планировании и организации своей работы. Благодаря этому в детском саду будет расширен спектр образовательных услуг и повысится их качество.  Отношения педагогов с родителями детей станут более открытыми, строится на доверии, носить поддерживающий характер, родители будут активными участниками образовательного процесса. В целом конкурентоспособность учреждения значительно повысится.

     Если разработать Технологию «Школьные горизонты» как технологию взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО и обеспечить необходимые психолого-педагогические условия, то в ГБДОУ:

  1. будет обеспечено повышение качества образовательного процесса и  создание благоприятных условий для полноценного развития детей и подготовке их к обучению  к школе;
  2. родители станут активными участниками образовательного процесса;
  3. в коллективе будет создана комфортная творческая атмосфера;
  4. будет получен необходимый объем информации для мониторинга в оптимальные сроки.

   Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:

  1. применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса в проектной деятельности «Трамвай знаний «Школьные горизонты»;
  2. создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
  3. формирование системы обратной связи  педагогов с  родителями посредством видеожурналов, сайта учреждения, страниц групп  «В контакте»;
  4. разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации  во взросло-детском сообществе;
  5. внесение в предметно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

Результат:

Используемая Технология   позволяет детям 6-7 летнего возраста овладеть  основной общеобразовательной программой дошкольного образования и

  1. приобрести интегративные качества,  определенные ФГТ:

-  физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

- любознательный, активный;  

- эмоционально отзывчивый;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

-  способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- овладевший необходимыми умениями и навыками;

  1. сформировать базисные характеристики личности:

- социальную компетентность, позволяющую ребенку  понимать разное отношение к нему окружающих - взрослых и сверстников, - свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения;

- коммуникативную компетентность, проявляющуюся в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств;

- интеллектуальную компетентность, характеризующуюся способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;

- компетентность в плане физического развития, выражающаяся  в более совершенном владении своим телом, различными видами движений;

- уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности;

- свободное владение родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и элементарное представление о языковой действительности (о звуке, слове, предложении и др.);

- владение культурно-гигиеническими навыками;

- богатство и глубина переживаний, разнообразие их проявлений и в то же время сдержанность эмоций;

- эмпатия, проявляющаяся не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему;

- креативность, как способность к созданию нового рисунка, конструкции, вымышленного образа и т. п., отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью;

- активная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к обсуждению процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение;

- произвольность как способность к волевой регуляции поведения, преодолению желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову;

- способность к проявлению волевых усилий в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен»;

- инициативность, связанная с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, проявляемая во всех видах деятельности ребенка - в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др.

- самостоятельность и ответственность, проявляющаяся в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни и  в продуктивных видах деятельности;

- становление  представлений о себе и своих возможностях, для ребенка характерна завышенная общая самооценка, которая влияет на его положительное отношение к себе;

- внутренняя раскованность, открытость в общении, искренность в выражении чувств, правдивость, основанные на его компетентности и воспитанности и выражающиеся в свободе поведения;

- смелость и разумная осторожность, предусмотрительность в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми, что дает гарантию свободы и безопасности.

 

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

     Наш детский сад работает по  новым методикам и педагогическим технологиям, что способствует развитию активности и творчества педагогов. Внедрение проектной деятельности как Технологии взаимодействия участников образовательного процесса способствует повышению качества дошкольного образования, сохранению в деятельности педагогов личностно-ориентированного стиля взаимодействия  с детьми и партнерских отношений коллегами и родителями.

     В настоящее время мало быть просто хорошим детским садом, нужно быть, конкурентоспособным, таким, чтобы родителям хотелось привести ребенка в такой детский сад, чтобы с ним захотелось сотрудничать.

     В детских садах недостаточен практический опыт использования инновационной проектной деятельности, поэтому важно отработать алгоритм внедрения, продемонстрировать возможные варианты построения исследований с дошкольниками. Внедрение данной Технологии демонстрирует опыт работы нашего детского сада,  раскрывает систему методической работы, нормативно-правое обеспечение, критерии оценки эффективности деятельности.

     На фоне достигнутых успехов в системе образовательной работы дошкольного учреждения, могут быть следующие проблемы и противоречия:

Критерии взаимодействия

Сложности

Пути преодоления

  1. Участники образовательного процесса:

Администрация

Отсутствие опыта управления кадрами и организацией образовательного процесса

  1. Повышение профессионального  опыта:  посещение семинаров, тренингов, обучение в АППО, ИМЦ.
  2. Создание команды профессионалов.
  3. Инициация  необходимых изменений в управлении учреждением, гибкое реагирование на запросы общества.

Педагоги и специалисты

  1. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных,  инициативных педагогов.
  2. Недостаток опыта работы педагогов.
  3. Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций.
  4. Отсутствие методической и учебной литературы по вопросам развития навыков сотрудничества у детей  дошкольного возраста Перегруженность плана воспитательно-образовательной деятельности по возрастным группам может привести к  не эффективным формам перспективного планирования по внедрению данной Технологии
  1. Создание условий для развития  креативности в выполнении функциональных обязанностей.
  2. Формирование  мотивации к повышению профессиональной квалификации и использованию ИКТ через моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.
  3. Участие в профессиональных  конкурсах , экспериментальной деятельности.
  4. Установление комфортных отношений сотрудничества с коллегами, взаимопомощь.
  5. Пополнение педагогических кабинетов методическими пособиями.

Родители

  1. Недостаточный уровень информированности родителей
  2. Пассивная роль родителей к деятельности ребенка в детском саду.
  3. Отсутствие поддержки со стороны родителей.
  1. Развитие заинтересованности и активного сотрудничества с педагогами.
  2. Повышение родительской компетентности.
  3. Привлечение родителей к общественном управлению ГБДОУ.
  4. Привлечение родителей к участию в процессе контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса.
  5. Создание условий для активного участия родителей в мероприятиях детского сада, в развитии предметно-пространственной среды в группах и на участке ГБДОУ.
  6. Повышение интереса  родителей к ежедневному посещению детьми детского сада,  снижение числа пропусков посещений детьми детского сада по болезни, семейным обстоятельствам.

Дети

  1. Тяжелая адаптация к ГБДОУ
  2. Нарушения в психическом развитии детей
  3. Языковый барьер детей-мигрантов
  1. Создание благоприятных эмоциональных условий пребывания детей в детском саду
  2. Привлечение специалистов
  3. Создание условий для изучения русского языка
  1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса

Отсутствие разнообразных форм взаимодействия

Применение разнообразных форм взаимодействия (проектная деятельность, тренинги, консультации, круглые столы, информационные стенды, анкетирование, беседы, ИКТ и др.)

  1. Инновационный потенциал взаимодействия

Отсутствие знаний и опыта в применении инновационных методических средств

Изучение и внедрение разнообразных  инновационных методических средств участниками исследования.

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов ООПДО

Отсутствие практики применения мониторинга

Прохождение курсов и обучающих семинаров

  1. Участие ГБДОУ в федеральных,  региональных , городских и районных мероприятиях и программах

Отсутствие опыта участия в открытых мероприятиях

Активизация участия в районных, городских конкурсах, конференциях, федеральном эксперименте,

публикация опыта работы в ВУЗах СПб, ИМЦ Петроградского района и интернет-изданиях.

  1. Сотрудничество с социальными партнерами
  1. Отсутствие освещения деятельности ГБДОУ в СМИ.
  2. Закрытость деятельности ГБДОУ.

Привлечение к сотрудничеству   с социальными партнерами.

Возможности и угрозы для Технологии взаимодействия

Параметры оценки

Сложности

Пути преодоления

Взаимодействие участников образовательного процесса

Отказ родителей от участия в сотрудничестве

Низкая мотивация коллектива

Смена руководителя

  1. Использование разнообразных методических средств участниками исследования.
  2. Активное вовлечение родителей во взаимодействие с педагогическим коллективом.
  3. Побуждение педагогов к непрерывному самоанализу и развитию своих профессиональных качеств и повышение их компетентности и конкурентоспособности.

Подписи авторов продукта

________________________________   О.Е. Ковалева

________________________________   Т.В. Соколова

________________________________   О.Е. Ковалева

________________________________   О.Е. Серова

________________________________   А.В. Лейбензон

________________________________   О.Е. Тямушева

________________________________   Н.А. Суховарова

________________________________   И.В. Баталова

Подпись руководителя  ГБДОУ                                               О.Е. Ковалева

                                                                                                                     01.11.2012

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 2

Петроградского  района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЯ

«ШКОЛЬНЫЕ ГОРИЗОНТЫ»

Тема:

«Взаимодействие участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО»

Авторы: Ковалева Ольга Евгеньевна,

                                           руководитель проекта, заведующая

                                            Соколова Татьяна Викторовна, воспитатель

                                         Тямушева Ольга Евгеньевна, воспитатель

                                                     Суховарова Наталья Александровна, воспитатель

                                                    Серова Ольга Евгеньевна, воспитатель

                                    Лейбензон Алла Владимировна,

                                 музыкальный     руководитель                                                  

Баталова Ирина Владимировна, аналитик

Санкт-Петербург

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...

Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"

Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленн...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...

Интерактивные технологии взаимодействия участников образовательного процесса

Интерактивные технологии предполагают взаимодействие педагога, обучающегося и обучающихся между собой, а также родителей  (в отличие от активных методов обучения, которые предполагают взаимодейст...