Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».
учебно-методический материал по физкультуре

Еременко Елена Николаевна

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошкольников на основе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательных отношений (педагогов – детей – родителей) в системе физического воспитания  МДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Актуальный педагогический опыт 51.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №4 п. майский Белгородского района белгородской области»

ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ

«Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия  участников образовательного процесса»

                                       Автор опыта: Еременко Елена Николаевна,

инструктор  по физической  культуре  МДОУ

«Центр   развития  ребенка - детский  сад  №4

                           п. Майский  Белгородского  района

       Белгородской области»

2023

        Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» является физическое развитие дошкольников. В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагогический коллектив успешно реализует задачи, направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [12].

В детском саду организован физкультурно-оздоровительный модуль, который включает: спортивный зал с современным оборудованием, спортивную площадку, «дорожку Здоровья»; центры   двигательной активности в группах и на территории. Педагоги МДОУ совместно с педиатрами Майской амбулатории ежегодно утверждают «Программу оздоровительной работы», которая включает следующие направления:

- диагностика физического развития дошкольников;

- физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа на основе применения здоровьесберегающих методов и приемов;

- организация двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников;

- планирование и организация физкультурных и закаливающих мероприятий;

- взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления.

         Ежегодный мониторинг свидетельствует о снижении заболеваемости в МДОУ: в 2019 – 2020 уч.г.  число дней, пропущенных детьми по болезни составило – 7,1; в 2020 – 2021 уч.г. – 6,6; в 2020 – 2022 уч.г. – 6,0.

В тоже время, мониторинг реализации образовательной области «Физическое развитие», проведенный в 2019  годупоказал, что 68%старших дошкольников правильно называет атрибуты некоторых видов спорта;47 % выполняют упражнения по собственной инициативе;73 % воспитанников предпочитают подвижным играм настольно-печатные и компьютерные.

Это свидетельствует о том, что двигательный опыт детей снижен и не соответствует тенденциям развития современного общества, где все более возрастает потребность в людях активных, ведущих здоровый образ жизни, способных решать сложные проблемы, формировать новые цели, в том числе, в вопросах, укрепления   и сохранение здоровья.

         В ФГОС ДО определено, что физическое развитие детей включает приобретениеопыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, основных движений, формированием начальных представлений о некоторых видах спорта; овладением подвижными играми с правилами; становлением целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере[12].

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошкольников на основе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательных отношений (педагогов – детей – родителей) в системе физического воспитания  МДОУ.

Длительность работы над опытом Работа над опытом охватывает период с сентября 2019г. по август 2022 г.:

I этап – аналитико - диагностический – сентябрь 2019года - октябрь 2019 года и включал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, организацию образовательного пространства.

II этап – формирующий – ноябрь 2019 года - февраль 2022 года, в рамках которого была разработана и апробирована модульная система по формированию двигательного опыта дошкольников на основе форм, технологий интерактивного взаимодействия.

III этап – аналитико - обобщающий – март 2022 года – май 2022 года:мониторинг результатов реализации опыта, обобщение опыта, определение перспектив на будущее.

Диапазон опытапредставлен системой, включающей: диагностические материалы; модульное распределение содержания образовательной деятельности по накоплению двигательного опыта по возрастам; систему игр, педагогических мероприятий, квестов на основе интерактивных методов, технологий, систему сотрудничества с родителям.

         Двигательный опыт – объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двигательный опыт. Двигательный опыт дошкольника складывается из осознания своих движений, их выразительности, самостоятельного получения двигательного опыта, позволяющего не только выразить свои чувства, переживания, но облегчающего понимание чувств окружающих [1].О важности формирования двигательного опыта говорится в исследованиях Ю.М. Исаенко, Н.В. Финогеновой, О.Г. Галимской,Л.Н. Волошиной [5].

         Составляющими   двигательного опыта являются: двигательные умения, навыки и знания;двигательная активность; двигательная подготовленность.

Свидетельством того, что двигательный опыт освоен, является умение детьми применять выработанные двигательные умения и навыки в различных игровых или проблемных ситуациях.

 Все составляющие двигательного опыта формируются у детей в дошкольной организации в процессе физкультурно-оздоровительной работы при реализации педагогами образовательной области «Физическое развитие», где в центре - инструктор по физической культуре.

«Интерактивное педагогическое взаимодействие» - это    усиленная целенаправленная деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развитиядетей [3].

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие  педагога  и ребенка: активность педагогауступает место активности воспитанников, аегозадачейстановится создание условий для их инициативы, когда педагог не дает готовых знаний, нопобуждает детей ксамостоятельному поиску.

        Новизна опыта заключается в разработке и использовании модульной системы формирования двигательного опыта дошкольников на основе интерактивного педагогического взаимодействия (современных методов, форм, технологий).

       Цель опыта – создание условий дляобогащения двигательного опыта дошкольников   в различных сферах двигательной активности.

      Задачи:

- обогащение двигательного опыта новыми двигательными действиями;

-формирование устойчивого интереса к творчеству и импровизации в двигательной деятельности;

- развитие способности к инициативному и самостоятельному выбору двигательной деятельностии умения раскрепощаться;  

- повышение мыслительной активности и самостоятельности в новых игровых и жизненных ситуациях;

- повышение уровня культуры общения, степенисовершенствавобластивнутреннейивнешнейкоммуникации на основе движений;

-  воспитание положительных морально-волевых качеств, навыков совместной творческой двигательной деятельности;

- включение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность по обогащению двигательного опыта детей.

Основные принципы реализации опыта:

- принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми;

- принцип доступности и индивидуализации;

- принцип непрерывности физического воспитания и развития;

- принцип творческой активности, который обязывает педагогов придавать совместным педагогическим мероприятиям характер ярко переживаемых жизненных событий;

- принцип социализации при решении творческих задач и воспитания, личностных качеств и отношений.

Опыт включает следующие модули:

Модуль1. «Фольклор в движении».

Модуль 2.  «Театр двигательной активности».

Модуль 3.  «Обруч, мяч, скакалка, я – наша дружная семья».

Модуль 4.  «Творим, играем, устали не знаем».

        Для успешного формирования двигательного опыта дошкольников необходимы специальные условия:

I – Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды, в которой есть возможность для переноса умений и навыков из физкультурной среды в игровую, и наоборот. Это предполагает, что физкультурный зал и территория хорошо оснащены, в наличие есть все необходимое спортивное оборудование и инвентарь для физического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования.

II - Специальное руководство. Двигательная деятельность требует специального руководства. Традиционно в педагогике принято выделять два способа руководства: непосредственное и опосредованное. Для формирования двигательного опыта и творчества необходимо интегрировать эти способы, отдавая предпочтение опосредованным методам и создавать необходимых условий, мотивирующие детей к двигательной активности.

III - Разнообразие видов и форм двигательной активности. Это достигается путем включения в образовательную деятельность современных интерактивных технологий, которые реализуются на основе тесного взаимодействия и коммуникации всех участников образовательных отношений, среди них:

- Игровые технологии -  игры – имитации, игры-импровизации, двигательные инсценировки, подвижные и народные игры, спортивные игры и соревнования, а также физкультурные сказки, игры-путешествия.

- Квест-технологии - интеллектуально-двигательный вид игр, объединенных одной целью, сюжетной линией на основе двигательной активности всех участников квеста.

- Технологии проблемного обучения -  проблемные ситуации на основе движений, двигательный парадокс, дидактические развивающие игры с элементами двигательной активности.

- Технология «Дети-волонтеры», при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходят в естественной среде на основе социально-коммуникативного взаимодействия старших дошкольников с младшими.

- Проектные технологии – совместные с детьми и  родителями образовательные проекты, направленные на физическое развитие дошкольников.

Система работы над опытом предполагает постепенность усложнения каждого модуля, исходя из возрастных, индивидуальных.

Начальным этапом формирования у детей двигательного опыта является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет). В этот период дети великолепно подражают и могут «летать» как воробушки, «порхать» как бабочки и т.д. Поэтому на этих возрастных этапах активно используются игра и игровые задания модулей 1, 2 - «Фольклор в движении» и «Театр двигательной активности».

        В старших возрастных группах (5-7 лет) для дальнейшего развития воображения и обогащения двигательного опыта детям предлагаются игровые задания, когда нужно передать действие знакомого персонажа или животного в необычной ситуации. Например, «Ежик встретил лису и свернулся в клубок», «Белочка прячет орехи в дупло».

       В этом модуле используются такжетакие формы физкультурных занятий, как «физкультурные сказки», «физкультурные занятия - путешествия». Их цель– помочь ребенку раскрыть моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. В структуре занятия выделяются три части: вводная – формирует эмоционально-положительное отношение и интерес к двигательной деятельности; основная – побуждает к самостоятельному решению двигательных задач; заключительная направлена на снятие эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления. В процессе проведения занятий – сказок, занятий – путешествий предполагается активное применение Интернет-технологий, технических средств обучения: презентаций, коротких видеороликов, аудиозаписей и т.д.

       В модуле «Театр двигательной активности»предусмотрены специальные игровые задания для развития мелких мышц рук, мелкой и крупной моторики тела – этоимитация фотографических изображений, рисованиеввоздухекистямиипальцамирук в форме игр и заданий из серии «Сад скульптур»,«Театр поз»,  различных двигательных инсценировок (катаемся на санах, лыжах, коньках), в ходе которых ребенок должен преодолеть стереотип действия и движений.

       Следующим направлением в системе обогащения двигательного опыта являются подвижные игры, в том числе народные с предметами и без, игры с элементами спорта. Это направление реализуетсяв 3-м модуле«Обруч, мяч, скакалка, я – наша дружная семья».

       Подвижные игры с элементами спорта и игровые упражнения, которые активно используются в данном модуле, предоставлены в парциальных программах Л.Н.Волошиной «Играйте, на здоровье!», «Выходи играть во двор». Использование спортивного инвентаря является хорошим стимулом для обогащения двигательного опыта детей. И здесь наряду с традиционным хорошо применять нетрадиционное. Среди них, например, координационно-силовая лестница, которая является простым тренажером.

Применение координационно-силовой лестницы в детском саду имеет большие возможности для развития двигательного опыта детей: от изучения различных видов движений до использования в играх и эстафетах. Использовать лестницу можно как основной, так и вспомогательный инвентарь в разминках и в основной деятельности.

Четвертый модуль «Творим, играем, устали не знаем»решает задачи по развитию детской инициативы,творчества и импровизации в игровой двигательной деятельности, формированию устойчивого интереса к самостоятельному выбору подвижных игр и упражнений.

       Значительное место здесь занимают проблемные игры и ситуации в движении.Например, проблемные ситуации в движении: «Сделай наоборот», «Движения по цепочке», «Повтори и добавь» и т.д.Илиигра «Изобрази явление», когда нужно передать в движении приметы какого-либо времени года: как дует ветер, качаются деревья, падают листья, как идет дождь и т.д.

        Важное место в  интерактивном обучении детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) отводится спортивным квестам. Квест для дошкольников – это, прежде всего, игровое приключение, отличный способ весело и с огромным удовольствием учиться новому, развить умение работать в команде. Кроме того, в спортивных квестах  у детей развиваются лидерские качества, когнитивные способности, расширяются представления о  различных видах спорта.

       Особую роль в интерактивном обучении занимает технология «Дети-волонтеры», которая позволяет создать такую ситуацию развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходят в естественной среде, а не по показу и рассказу педагога. Для организации и реализации данной технологии старшим детям даетсявозможность помочь участвовать в подготовке и проведении спортивных мероприятий для детей младшего возраста.

        Развитие двигательного опыта осуществляется, как на занятиях по физкультуре инструкторами по физической культуре, так и воспитателями в режиме дня, на прогулках в таких интерактивных формах, как:

- «Муравьиные дискотеки»,- свободные перемещения и танцы под ритмичную музыку, что способствует творческому самовыражению ребенка..

- «Час двигательного творчества», в ходе которого дети сами имеют возможность выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера. Час двигательного творчества проводится, какв спортивном зале, так и на прогулке.

- Динамический «час»,  который организуется  на дневной прогулке и может быть проведен вместо физкультурного занятия на воздухе, когда упор сделан на основной вид детской деятельности – игру.

Реализация опыта предполагает активное взаимодействие с родителями воспитанников.В ФГОС ДО подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество,оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья.

         Основная цель сотрудничества с семьей– это расширение педагогической компетенции родителей по вопросам обогащения двигательного опыта детей и формированию их творческого потенциала в совместной двигательно-игровой деятельности.

Интерактивноесотрудничество с родителям  осуществляются на основе таких форм как: консультации и мастер-классы; образовательные проекты («За здоровьем -  всей семьей», «Мама, папа, я - спортивная семья» и т.д.);спортивные развлечения и праздники; флешмобы; квесты.

Результативность опыта свидетельствует о положительной   динамике качества образовательного процесса:

Уровни

Годы

2019-2020

2020-2021

2021 -2022

Средний балл

Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, правильная осанка) и старается их соблюдать.

3,7

4,2

4,4

Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилам.

3,8

4,5

4,8

Выполняет ОРУ по собственной иници -ативе, согласует движения рук и ног.

3,5

3,7

4,0

Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку.

3,7

3,8

4,1

Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении.

3,6

3,8

4,2

Умеет метать предметы в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч.

3,6

3,8

4,4

Итого

        3,7

4,0

4,3

По итогам диагностики (мониторинга) положительная динамика качества педагогического процесса за 3 года составила -  0,6 баллов (12%).

Активное использование интерактивных форм взаимодействия в физическом развитии дошкольников позволяет:

  • сделать процесс образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическое развитие» интересным, динамичным, современным;
  • обогатить двигательный опыт и приобрести новый;
  • сформировать у детей социально-коммуникативные навыки коммуникативные способности;
  •  научить применять приобретенный двигательный опыт я в различных новых ситуациях;
  • воспитать целеустремленность, толерантность, умение взаимодействовать в коллективе с другими детьми и взрослыми;
  • сделать родителей активными участниками и помощниками в организации образовательного процесса по физическому воспитанию детей;
  • выполнить одну из важных задач – сформировать у воспитанников способность к инициативному и самостоятельному выбору двигательной деятельности и совершенствованию своего здоровья.

Таким образом, данный опыт соответствует требованиям ФГОС ДО, образовательным запросам современных детей и их родителям и помогает приобрести дошкольникам необходимый двигательный опытна этапе завершения дошкольного образования.

Библиографический список:

1.Абдульманова Л.В. Развитие основ физической культуры детей 4 - 7 лет в парадигме культуросообразного образования. – Ростов н/Д: Изд - во Рост. ун -та, 2005. - 220

2. БимБад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М. 2002 –

107 с.

3.Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. -  СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 352 с.

5. Волошина Л.Н., Галимская О.Г. Двигательная деятельность как источниксоциального опыта дошкольника: Монография. Белгород // ГИК, 2017

6. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3- 7 лет. Б.:Изд-во Белый город. 2013. —239  с.

7.Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. –

Минск: «Высшая школа», 2004. - 176 с.

8.Парциальная программа дошкольного образования«Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие/Л.В.Волошина и др. - Воронеж: Издат-Черноземье. – 2017. – 52с.

9. Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях [Текст]: / Н.Е.Попова, О.В.Рожкова // Fundamentalisscientiam, Madrid, Spain – 2018. - 16. С.35-40

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]//https://rg.ru/2022/06/08/vospitanie-dok.html

11.Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [С. О. Филиппова, О. А. Каминский, Г. Г. Лукина и др.]; под ред. С. О. Филипповой. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.

12.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ сфера, 2014 – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология построения образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников

Технология  построения  образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольниковПедагогический проект «В стране Умных игр»Актуальность прое...

Отчёт по теме самообразования "Обогащение двигательного опыта дошкольника через игры с мячом"

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма....

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В статье обращается внимание на то, как сохранить радость детства и какова роль двигательной деятельности и двигательного опыта в этом. Актуализируются проблемы влияния разновозрастного взаимодействия...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В статье обращается внимание на то, как сохранить радость детства и какова роль двигательной деятельности и двигательного опыта в этом. Актуализируются проблемы влияния разновозрастного взаимодействия...

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...

Создание предметно - пространственной среды для организации обогащения двигательного опыта дошкольников. (из опыта работы)

В данной публикации предтавлен опыт работы по равитию предметно пространсвенной среды для обогащения двигательного опыта детей, включая подвижные игры....

Обогащение двигательного опыта дошкольников в детско-взрослом взаимодействии в спортивных играх

В ряде исследований ученых отмечается загруженность старших дошкольников в связи с посещением дополнительных занятий статического характера, в том числе для подготовки к школе.Несмотря на то, что зада...