Организация работы ДОУ и сельской библиотеки по взаимодействию со старожилами села.
материал

Любовь Владимировна Кольцова

В статье дается краткое описание из опыта работы дошкольного образовательного учреждения и сельской библиотеки по взаимодействию со старшим поколением (старожилами) села в рамках краеведческой работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_dou_i_selskoy_biblioteki.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОУ И СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СТАРОЖИЛАМИ СЕЛА

Кольцова Л.В., воспитатель,

МДОУ детский сад № 28

ГО Богданович

vfhbr2013@yandex.ru 

«Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе»

Ш.А. Амонашвили

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков.

ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально-коммуникативное развитие». В дошкольном детстве происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. У детей нечеткие, неясные представления о семье, об уровнях ценности семьи, о значимости семейных традиций.  Актуальным в данной области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном с разнообразием культур обществе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно осуществляет взаимодействие со средой, гибко реагирует на изменяющиеся образовательные потребности и запросы. Большое значение имеет взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. Эффективным  механизмом такого взаимодействия выступает система социального партнерства.

Взаимодействие ДОУ с сельской библиотекой как раз помогает решать задачи социального партнерства. У нас сложилась определенная система организации совместной деятельности: заключен договор о сотрудничестве, составлен план работы, включающий в себя сроки, формы и тематику мероприятий. Много внимания уделяем совместным мероприятиям со старожилами села. Кто же может достоверно рассказать историю села, как не старожилы, да еще, если люди мудрого возраста увлекающиеся авторской поэзией. Проведение таких мероприятий мы освещаем в местных электронных СМИ (средствах массовой информации). Поделимся опытом некоторых встреч со старожилами села в рамках взаимодействия ДОУ и сельской библиотеки.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине у ребенка начинается с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос. Вот почему немаловажное значение приобретают организованные сельской библиотекой и детским садом литературно-краеведческие встречи. Такая встреча прошла с местным автором села Тыгиш – Пермикиной Раисой Александровной.

Раиса Александровна много лет пишет стихи, у неё напечатано два сборника стихов, также она увлекается прозой и сочинением сказок.

На этой встрече дошкольники через поэзию узнали о родной березовой роще, о сосновом бору, о реке Кунаре и речушке Соловьюшке и сельскохозяйственных полях.

Ребята сами выучили и продекламировали несколько стихотворений Раисы Александровны, чем немало удивили её. Такие встречи со старожилами села напоминают дошкольникам о важности познания родного края и любви к нему.

Ещё одна встреча со старожилом села Пермикиной Р.А состоялась в рамках краеведческого часа. В сельской библиотеке вместе с заведующей Богомоловой В.М и Раисой Александровной дошкольники отправились в необычное путешествие по своей малой родине – селу Тыгиш. Была подготовлена фотовыставка «Любимые уголки села», а Раиса Александровна рассказала дошкольникам интересную и познавательную историю возникновения села через быль. Такие встречи помогают ребятам с любовью относиться к своему дому, своей семье, беречь малую родину.

В рамках работы ДОУ и библиотеки по краеведению для детей подготовительной к школе группы был проведен краеведческий  час – путешествие «Родные улицы села». На встрече с представителем старшего поколения села Пермикиной Р.А дети узнали об истории названий улиц села, о том, что некоторые улицы давно-давно носили совсем другое название. Также Раиса Александровна рассказала ребятам о том, как своё название получила улица Решетниковых. Ещё дошкольники узнали, что наше село разрастается, и появилось несколько новых улиц, которым уже присвоены названия.

В библиотеке нашего села, дошкольники встретились со старожилами: Пермикиной Раисой Александровной и Заложных Екатериной Павловной. Это еще и ветераны труда, и дети войны, и коренные жители села, поэтому они в доступной для дошкольников форме поделились полезной информацией. Ребята узнали историю возникновения села, услышали легенду о названии озера. Дети узнали, почему сельские улицы носят такие названия.

         В результате такой встречи дети получили необходимые знания о своём селе, его достопримечательностях. Они называют свой домашний адрес, место работы родителей, несколько названий животных и растений села. Знают, что село Тыгиш - это их малая Родина, испытывают чувство гордости за своё село. Такие яркие впечатления об истории родного села, его достопримечательностях, о родной природе, полученные в детстве останутся в памяти детей  на всю жизнь.

Таким образом, организация работы ДОУ и сельской библиотеки по взаимодействию со старожилами села, является актуальной в поисках путей и средств ценностного отношения дошкольников к представителям старшего поколения, повышает активность в вопросах воспитания. Чем раньше мы познакомим ребенка с его корнями, научим его уважать и помогать своим бабушкам и дедушкам, чаще с ними общаться, тем больше в мире станет доброты и уважения людей друг к другу.

Список используемой литературы:

1. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

2. Взаимодействие семьи и ДОУ : программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Жёлтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград : Учитель, 2014. – 218 с.

3.  Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия подготовительной группы в сельскую библиотеку.

Ознакомление детей с сельской библиотекой,  о её месте нахождения. Рассказать детям о различных библиотеках, и о создании книг....

Экскурсия на сельскую библиотеку.

Короче очень класная презентация скачивайте быстро!!!...

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и сельской библиотеки

Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимоде...

Организация работы детского сада с библиотекой

Экскурсии в библиотеку, на почту, в пекарню и т.д. очень важны для детей дошкольного возраста. Вот уже 4 года мы сотрудничаем с библиоекой №6 г.Стерлитамак....

Взаимодействие с социальными партнерами- сельская библиотека.

план мероприятий с сельской библиотекой....