План-конспект по виртуальной экскурсии «Наследие предков: якутские подвижные игры» в подготовительной к школе группе
презентация к уроку (подготовительная группа)

Актуальность: Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа.

Цель: расширение знаний детей о якутских национальных подвижных играх, как и почему они появились.

Задачи:

Обучающая: познакомить с историей возникновения якутских национальных подвижных игр.

Развивающая: вспомнить какие игры дети знают; обьяснить зачем нужны игры.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре народа, помнить историю предков.

Дополнительные задачи:

Игровая: поиграть в 1-2 подвижные игры по выбору детей.

Дидактическая: закрепить понимание того, что игры помогают стать лучше (сильнее, быстрее, ловче)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

по виртуальной экскурсии

«Наследие предков: якутские подвижные игры»

в  подготовительной к школе группе

Актуальность: Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа.

Цель: расширение знаний детей о якутских национальных подвижных играх, как и почему они появились.

Задачи:

Обучающая: познакомить с историей возникновения якутских национальных подвижных игр.

Развивающая: вспомнить какие игры дети знают; обьяснить зачем нужны игры.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре народа, помнить историю предков.

Дополнительные задачи:

Игровая: поиграть в 1-2 подвижные игры по выбору детей.

Дидактическая: закрепить понимание того, что игры помогают стать лучше (сильнее, быстрее, ловче)

Конспект

В: Ребята вы любите играть? А как вы думаете кто придумавыет игры? (ответы детей). Если игру придумывает один человек – она называется авторская. А если игру придумывают несколько людей, то такая игра называется народной.

(слайд 1) Кто подскажет как называется наша малая родина?(Ответы детей). Правильно, наша Малая Родина – Республика Саха Якутия и в ней проживает целых 7 народов – 7 алмазов: якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры и долган. Но сегодня мы поговорим о якутских национальных  подвижных играх. Как они появились, чем они нам помогают и какие есть игры мы и узнаем с вами. А в начале проведём разминку.

1. Мы сейчас в поход выходим

По тропинке в лес заходим

Руки за спины кладём

Друг за дружкою идём.

2. Вот предстал овраг преградой

Перейти его нам надо.

Руки в стороны разводим,

смело к брёвнышку подходим

На бревно тихо взошли

- вот овраг и перешли.

3. Мы в затылок подравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосток другой взошли

- вот и речку перешли.

4. «Посмотри-ка, погляди-ка

Ах, какая земляника!

Мы по ягоды идём,

Дружно ягоды берём.

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай

5. Снова вышли на дорожку,

Постояли тут немножко,

Повернулись все кругом

И пустили все бегом.

(слайд 2) Возникновение подвижных игр уходит в далекое прошлое. Каждый народ создает свои национальные игры. Проводились подвижные игры, как правило на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным для здоровья детей.

(слайд 3)  Наша Якутия находится в зоне «полюса холода» и «вечной мерзлоты», и конечно здесь, в этом суровом, холодном крае, где зима очень длинная, могут жить и работать люди закаленные и стойкие. 

(слайд 4,5,6) В прошлом большая часть населения Якутии была занята скотоводством, охотой и рыбным промыслом. Поэтому разнообразные игры на  быстроту, силу ловкость, выносливость  всегда были интересны. Ловкость например развивали борьбой, бегом.

Занимавшиеся охотой, рыбной ловлей, оленеводством якуты кроме зимних усадеб имели так называемые летовки - место летнего содержания коров, лошадей и прочего домашнего скота, место, где летом кормятся животные, строение для вре́менного проживания летом скотоводов. С целью охраны природы, усадьбы располагались на большом расстоянии одна от другой. Таким образом, якуты были вынуждены находиться часто в одиночестве. Встречались они друг с другом редко, в основном на облавной охоте, рыбной ловле неводом, на сходках и праздниках. Такие встречи не обходились без состязаний и подвижных игр. Особенно изобиловали играми народные торжества по поводу проводов старого года и встречи нового.

(слайд 7) Игры представляли собой имитацию разных ситуаций которые могли произойти на охоте, рыбалке. Например борьба со зверем, отражена в таких играх как «Охота на волка», «Бой быков», «Соколиный бой», «Волк и жеребята», «Ловля оленей» и другие.

(слайд 8) Часто в подвижных играх можно увидеть подражание движениям животных «Подражание налиму», «Кылыы» (танец журавля) – прыжки на 1 ноге, «Куобах» (зайчий прыжок) – прыжки на двух ногах, «Ыстанга» (скачущий олень) – прыжки с ноги на ногу.

(слайд 9) Для развития меткости использовали такие игры как «Мас Мохсуо», «Тэлэрик».

Ребята, а какие якутские подвижные игры вы уже знаете? (Ответы детей, например перетягивание палки, сокол и лиса).

Давайте мы с вами сейчас поиграем (проводится одна-две игры по выбору детей).

Здорово, молодцы. Ребята вы отлично проявили свою силу, ловкость, быстроту.

(слайд 10) А знаете на праздниках и в настоящее время проводятся якутские игры и состязания:

  •  «Хапсагай», или «Тустуу». Часто исход борьбы решали ловкость, молниеносная реакция и хитрость. Условия единоборства были приближены к условиям схватки охотника с диким зверем;
  • прыжки - «Ыстанга», «Кылыы», «Куобах». Выигрывает прыгнувший наиболее далеко;
  • стрельба из лука - «Ытыы». Мишенью лучникам служила гибкая талина, воткнутая в пенек. Стреляли стрелой с вилообразным наконечником, с хорошо заточенным лезвием. Стрелок должен был срезать стрелой талину.
  • метание маута («Маамыкта») - жесткого аркана из сыромятной кожи (толщиной с мизинец, длиной не менее 20 м) для ловли оленей.

Рефлексия:

- Какие люди могут выжить в суровом, холодном крае?

- А помогут нам игры стать сильными, ловкими и умелыми?

- Какие игры вам больше запомнились?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект итогового занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе

продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству...

План-конспект логопедического досуга на тему: «Приключения на «поляне сказок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

План-конспект логопедического досуга на тему: «Приключения на «поляне сказок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....

Подвижные игры. Подготовительная к школе группа

Подвижные игры рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой...

План-конспект образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Мой Родной край»

Образовательные  области:   «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие».Задачи:1.  Уточнять и расширять представления о Родном крае, о...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с ЭОР «Муравьишки» с детьми в подготовительной к школе группе

подходит для работы педагогов ДОУ главным образом в ОО "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие"...