Сценарий праздника. Казачьи посиделки «Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает».в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Яковенко Татьяна Ивановна

Цель:

Формирование у воспитанников чувства любви к малой Родине.

Задачи:

- Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества, с историческим прошлым родного края;

-Развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих на Дону;

-Познакомить с видами ремесла на Дону

-Воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_posidelki.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска

 Казачьи посиделки

«Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает».

Подготовительная группа

Музыкальный руководитель: Т. И. Яковенко

г. Волгодонск 2024

Цель: 

Формирование у воспитанников чувства любви к малой Родине.

Задачи:

- Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества, с историческим прошлым родного края;

-Развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих на Дону;

-Познакомить с видами ремесла на Дону

-Воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.

Под казачью музыку выходят казачки-ведущие:

Ведущая-казачка1:

 На завалинках в светелках,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых.
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
Ведущая- казачка 2:

Добрый день вам, добрые люди!

Пусть вам добро всегда будет!

Рады вас встречать

И не дадим мы вам скучать!

Выходи честной народ!

Не пыли дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко

Под казачью музыку, дети в казачьих костюмах  заходят в зал парами, исполняют пляску парами, останавливаются полукругом.

Казачка Ведущий1: 

- Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

 Чтоб пожелать здоровья доброго.

                                 

Казачка Ведущий2: 

- Мы спешим сказать вам - «Благости!»

 Чтоб пожелать вам счастья нового

Казачка Ведущий1:

 - Здорово дневали, казаки удалые!!!

Казачка Ведущий2: -

 … да казачки расписные!

Дети: Слава Богу!

Ребёнок 1 :

Степное раздолье – родная земля!

Всего ты дороже и краше!

Зеленой листвою шумят тополя

О славе и мужестве нашем.

Ребёнок 2 :

Ты — казачий мой край необъятный,

Ты – донская сторонка моя

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля

Ведущий: Ребята! Мы с вами живем на удивительной земле – земле, овеянной славой, земле, — чья история вошла в летопись казачества.

Казаки, говоря о себе, подчеркивали: «Казаком нужно родитьсяКазаком нужно статьКазаком нужно быть!».

Ребёнок 3 :

Православный, удалой,

Наш казак всегда герой.

А казачка – вот краса:

Стройный стан и плюс коса.

Ребёнок 4 :

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки.

Ребёнок 5 :

Много лет войску Донскому,

Много лет нашим донцам

Атману войсковому

И станицам, и войскам.

Ребёнок 6 :

Много лет нашей державе,

Много лет нашим войскам

Православной нашей вере,

Да и славным казакам.

ВЕДУЩИЙ 1: Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь, и старые люди, и маленькие казачата, лузгали семечки, пели песни, обсуждали станичные новости.

Ведущая- казачка 2:

Вот и мы собрались сегодня с вами на казачьи весенние посиделки, поговорить о казачьей жизни, о быте и службе казаков , ну и конечно себя показать. Свой казачий край будем стихами и песнями прославлять готовы?

Ну тогда выходите и стихи прочтите.

Ребёнок 7

Раскинулась под солнцем Донская земля,

Малая родина твоя и моя!

Ты здесь родился, здесь ты живешь

По жизни большой тоже здесь ты пойдешь!

Ребёнок 8:

Много разных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Ребёнок 9

В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава.

Очаровала ты меня на веки

Моя Донщина, Родина моя.

Все дети делают поклон:

Девочка 10:

Нам сторонушка Донская - дорогая сторона.

До чего же ты красива казачья вольная земля.

Ребенок 11:

Мы ребята – дошколята
Весело живем
И трудиться очень любим
Но и песни мы поем.

Мы будем вам казачью песню петь,
А вас приглашаем на нас посмотреть.

Песня «Браво казаки»

Казачка-ведущая 2:

Хороши привалы, где казаки запевалы.

Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей непростой, но интересной.

Провожайте казачек

Казаки провожают своих казачек.

А как в пословицах о казаках  говорилось

Нам и расскажут наши казаки.

Ну-ка, казаки выходите.

И пословицы нам расскажите.

Мальчики-казачата:

  • Терпи казак- атаманом будешь
  • Казак сам не поест, а коня накормит
  • Казак в труде, как в бою-славит Родину свою
  • Казак без друзей, что дуб без корней
  • Казаки в бою не робеют, любого врага одолеют!
  • От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

Молодцы казачата, а сегодня на наших посиделках мы хотим вас

познакомить ещё с одной казачьей пословицей.

Послушайте.

«Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает».

 Это пословица, в которой кроется смысловое значение.

Дети, а как вы это понимаете эту пословицу?

 Дети говорят, что может означать эта поговорка.

Ведущий 2: 

  В этой поговорке казаки раскрываются как люди, умелые, умеющие из любого , подсобного  материала  изготовить все необходимое для жизни казаков.

Казаки были не только смелые, храбрые, а также и хозеева своих жилищ , и могли всё делать по дому .Рукодельничать. Не зря говорится Мастер на все руки.

У казаков уж так идет, что талантливый народ

Сам себе и жнец и швец и на дудочке игрец

А Что же такое «ремесло»? ответы детей

Ремесло – это изготовление изделий ручным способом

Обратите внимание на нашу выставку.

Например такие виды ремёсел на Дону:

«Вышивка и кружева»

«Гончарное дело» посуда из глины

«Ткачество» ткали ткани

«Лозоплетеение»

«Народная, обрядовая  кукла»

(показывает каждый предмет, на выстовочном столике)

Вот и мы сегодня  покажем на наших посиделках свои умения и сноровку.

Согласны казаки? А вы казачки?

Вижу засиделись наши казачата.

Давайте веселиться, плясать, да в игры разные играть.

Выходи честной народ казачья игра плетень вас ждёт.

Будем ремесленечать, плетень плести.

Игра «Плетень»

Казачка-ведущая 2:

Казаки были храбрые, смелые воины, преданные своей Родине, готовые в любую минуту защитить ее. Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Издавна были крепки казачьи семьи, сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности

Вот сейчас мы и посмотрим, как вы знаете обязанности казаков и казачек. Если обязанность казаков говорите мальчики, если казачек,то тогда девочки.

Кто охраняет любимую Родину? (казак)

Кто ведёт домашнее хозяйство? (казачка)

Кто пашет и засевает поля широкие? (казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (казачка)

Кто готовит вкусный борщ да узвар (казачка)

Кто ухаживает за лошадьми? (казак)

Кто печёт вкусный каравай?Круглик? (казачка)

Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин.

Тогда вам испытания для казаков и казачек.

Казачка : А теперь время пришло испытать вас: как вы нашу славу казачью и старину бережете. Ну, что ж братцы, готовы ответ держать?

Забава не дождется храбрецов. 
Вызываю казаков, удальцов. 
А какой же казак без шашки да коня! 
Вот вам первое задание - надо передать шашку над головой. 
«Передай шашку».
У атамана (капитана команды) в руках шашка. По сигналу инструктора командиры передают шашку над головой следующему участнику и так — до последнего участника. Последний играющий, получая шашку, бежит с ней, встает впереди и передает следующему. Эстафета продолжается до тех пор, пока «атаман» с шашкой в руках не встанет первым. Побеждает та команда, которая первой передаст всем участникам шашку и встанет за атаманом. 

Казачка

А сейчас посмотрим, как казаки шашкой владеть умеют

Вот вам следующее испытание:

«Подними платок на скаку».

Игроки выстраиваются в 2 колонны. По периметру зала лежат платки по количеству детей. По сигналу (музыка, свисток) первые игроки команд садятся на коней, скачут галопом по залу. поднимают на ходу платок, возвращаются в свои команды. Далее вступают вторые игроки и т.д.

Казачка

Молодцы  казаки умеете владеть шашкой.

Казачата - мастера

Ловко правят все дела

Да и девчата под стать,

Им не станут уступать

Отдохните казаки, а казачки  к нам скорее выходите, свои умения скорее покажите.

Скажите мне, как назывался дом у казаков? (ответы детей). 

Какие они бывают?
Сейчас наши казачки покажут, какой курень лучше. 

Игра «Курень»

(играют девочки): На разных сторонах зала ставят четыре стульчика, на которых лежат шали. Девочки образуют вокруг стульчиков круги по три - четыре человека. Под казачью музыку пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульчикам, берут шаль и на вытянутых руках над головой натягивают ее (крыша).

Казачка-ведущая 2:

Сейчас посмотрим, какие казачки у нас хозяйки

 «Наведи порядок в казачьем курене»

 «Собери фасоль, горох, кукурузу»

Казачка:

У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!

Девчата-хохотушки!

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей

Девочка:

Станем девицы рядком

Да частушки пропоем.

 Выбегают девочки

Мальчик: 

Да и мы, пожалуй, встанем

От подружек не отстанем.

Выходят мальчики

Мальчики 

Девочки-беляночки

Где вы набелилися?

Девочки– Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Казачьи частушки.

Все

Кукарекает петух,

Ссорятся индюшки.

Мы сейчас пропоем  

Веселые частушки.

Мальчики

Мы донские казаки-

Мы нигде не пропадем,  

Если надо - мы станцуем,              

Если надо - мы споем!

Девочки

Выйдем, выйдем  порлясать

В новеньких ботинках.

Казачата говорят,          

Что мы, как картинка.

Мальчики

Мы ребята-казачата,

Не умеем мы тужить,        

Без частушек-прибауток

Нам  на свете не прожить!

Девочки

Иди, Прохор, танцевать,

На на нас  не дуйся,                  

Если жаль тебе сапог,

Ты возьми разуйся!

Мальчики

Я не лебедь и не гусь,

Выступаю, не боюсь!        

Хватит братцы, воевать,

Пойдем казачек целовать!

Мальчики обнимают и целуют девочек в щечки.

Казачка:

Жарко солнышко печет,

Река Дон течет, течет,

А по Тихому,  по Дону Сказка в гости к нам плывет

Вот сейчас посмотрим, как казаки могли сказки сказывать и показывать.

Выходит к куреню казак-дедушка и казачка-внучка ,мальчики выходят за штору готовятся ,надевают ленточки с рыбками.

Девочка-казачка рассказчица

Сказка - быль о донской рыбалке.

Девочка-казачка

В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнем жили-были старик-казак да с внучкой-казачкой

А в Дону у нас рыба водится, прямо загляденье

Ну ка дети не зевайте а скорее донскую рыбу называйте

(карп, окунь, лещ, сазан, сом, карась, толстолобик , таранка и т.д.)

Девочка-казачка

Вот внучка и говорит дедушке

Внучка:

 Дедунь!

С Дона лед сошел, ты сходил бы на реку, поймал бы рыбку леща!

Старик: 

Схожу, пожалуй, половлю рыбки!

 Может на ушицу и поймаю!

Девочка-казачка

Старик берет удочку и идет к реке.

Ловит рыбу.

Старик:

Иде же рыба?

Что же не клюёт?

Который час сижу, а хоть бы раз объело?

Ей видно не по вкусу червячок.

Да разве ж это, братцы, дело!?

Эх, раньше как ловили чебаков,

Садок допрешь до хаты еле-еле…

А нонче – ты спроси у казаков,

Уловы наши страшно поредели.

Рыба, что же не клюёт?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели нонче на обед

Я внучке ничего и не поймаю?

 Внучка:

 Как поймает рыбку дед,

Будет славный нам обед,

Я ушицы наварю, деда вкусно накормлю!

Дед: Ой, ёй, ёй, клюет, клюет,

Славный лещ ко мне идет!

Мальчики с ленточкой с рыбкой, делают как хвостик за поясом под музыку  выбегают двигаются по всему залу.

 ИГРА « ПОЙМАЙ РЫБКУ»-

Под музыку дети - рыбки бегают по залу, дед пытается собрать рыбку ,

 вырывая ленточки . Старик вытаскивает рыбу, несет внучке.

Старик:

Вот я рыбку поймал, посмотри,

Ну-ка, внучка деду ухи навари!

Внучка: 

Мне нужны помощники!

Ну-ка казачки-подружки выходите и уху сварить скорей мне помогите.

Игра для девочек

 «СВАРИМ УХУ»-

Эстафета «Варим уху»

Участники делятся на 2 команды. У каждого играющего в руках рыбка. На расстоянии от команд стоят кастрюли. Под музыку дети по очереди подбегают к плите, кладут в кастрюлю рыбку  и возвращаются к своей команде. Последний участник мешает в кастрюле ложкой и поднимает ее вверх. Дети кричат: «Уха готова!» Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Казачка:

Ай да казачата и сказку нам рассказали и умения свои показали.

Рыбу наловили, ухи сварили, всех накормили.

Казачка. 

У казаков есть примета —чтоб с успехом сладить,

Надо взять обувку лошадей, над дверьми приладить…

Что это за обувка?

Дети. Подкова.

Казачка.

У казаков есть поверье старинное:

«Кто найдет подкову, тому она счастье принесет».

Ну ка казачата выходите поиграем.

Счастье закликаем.

 «Передай подкову»

 «Передай скорей подкову

Быстро, быстро по рукам.

У кого в руках подкова,

Тот сейчас и спляшет нам»

Казачка.                  

Вы ребята удалые,

Казачата озорные.

Любите вы веселиться.

Но пора в казачий пляс пуститься!

Танец Казачья пляска «Варенька»

Ведущий:  

Вы сегодня доказали:

Что казачьей нашей славы

Вы – наследники по праву.

Что традиции блюдем,

Свято память бережем.

Что в сердцах хранить мы рады

Песни, пляски и обряды!

Ведущая.

 Спасибо вам, ребята, за посиделки. Мы сегодня много вспомнили и узнали о жизни казаков.

Будем любить, и хранить свою землю, как наши славные предки – донские казаки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели! 
Казачьему роду – нет переводу! 
А сейчас слово нашим гостям, казакам. 

Слово казакам

казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

Ведущий 2: Вот и настал момент прощаться. Будет краткой наша речь.

Все вместе: Говорим мы до свиданья. До счастливых новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для ветеранов ВОВ «Ко дню 72-летия Сталинградской битвы» для подготовительной группы

Сценарий праздника для ветеранов ВОВ «Ко дню 72-летия Сталинградской битвы» для подготовительной группы...

Сценарий праздника, посвященного 71-ой годовщине Великой Победы "Неугасима память поколений.." в подготовительной группе

Сценарий праздника для подготовительных групп ДОУ  направленный для воспитание патриотических чувств у детей, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, и осознанного отн...

Сценарий праздника нового года:"Новый год в аэропорту."(Для детей старшей и подготовительной групп)

Сценарий праздника нового года:"Новый год в аэропорту."(Для детей старшей и подготовительной групп)...

Сценарий праздника посвященный Международному женскому дню 8 Марта "Для милых дам" в подготовительной группе детского сада

Предлагаю вашему вниманию интересный сценарий праздника 8 марта "Для милых дам" в подготовительной группе, который может быть  использован в работе педагогов дошкольных образовательных ...

Сценарий праздника, посвященного 75 годовщине Дня Победы «Нам нельзя забывать!» (старшая и подготовительная группы)

Сценарий , посвящённый празднованию 75 годовщине Великой Победы наполнен рассказами взрослых о страшных годах войны, подвигах нашего народа. Детский поэтический материал о войне и мире, песни тех далё...