Семейно – ориентированный проект "Лесными тропами Бурятии"
проект (подготовительная группа)

Гурулева Альбина Васильевна

В дошкольном возрасте активно происходит процесс формирования самосознания ребенка. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия человека с природой. С помощью взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность. В то же время современный ребенок всё реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от неё. А природа, как известно, является одним из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvetushchie_rasteniya_buryatii_docx.docx952.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Гурулева Альбина Васильевна,

                                   воспитатель

                                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                   детский сад № 96 «Калинка» города Улан – Удэ        

Семейно – ориентированный проект

Тема: "Цветущие растения Бурятии"

Тип – познавательно- исследовательский

Долгосрочный: март-май

Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители

Цель: формирование начал экологической культуры у дошкольников и обогащение представлений о цветущих растениях Бурятии

Задачи:

- формирование элементарных экологических знаний, доступных для дошкольника,

- развитие познавательного интересам к миру природы родного края;

- расширение знаний дошкольников о цветущих растениях Бурятии;

- совершенствовать представления о «Красной книге Бурятии».

Актуальность

      В дошкольном возрасте активно происходит процесс формирования самосознания ребенка. Именно  в этот период закладываются основы взаимодействия человека с природой. С помощью взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность. В то же время современный ребенок всё реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от неё. А природа, как известно, является одним из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений об окружающем мире.

    В ходе ознакомления с цветущими растениями, произрастающими в Бурятии, выяснилось, что дети не знают названия растений, цветов. С трудом называют крупные, редко встречающиеся деревья, растущие в нашем крае (кедр, лиственница). Поэтому возникла необходимость знакомить детей с растениями родного края, их характерными особенностями произрастания, приспособления к климатическим условиям. А также знакомить детей с полезными свойствами растений.

Планируемый результат:

-дети и взрослые осознают  значимость изучения природы родного края;

- дети понимают необходимость  заботливого отношения к родной природе;

- у детей проявляется любознательность, наблюдательность, самостоятельность;

- активизированы  процессы мышления и восприятия;

-у детей сформированы  представления о цветущих растениях Бурятии. Дети знают и называют их;

- формируется связная речь;

-накоплен   опыт эмоционального и  позитивного  общения с природой;

- сформировано желание бережно относится к природе, беречь ее;

- проявляют наблюдательность, трудолюбие.

Этапы проекта:

I этап -  Подготовительный (март).

Включает:

1) Анкетирование родителей, выявление отношения к экологическому воспитанию ребенка.

2) Подбор необходимого материала:

-подбор иллюстраций, картин, плакатов, слайдов, видеопрезентаций, познавательных видеофильмов;

-подготовка дидактических игр;

-выбор познавательной и художественной литературы;

- подборка цикла бесед с детьми о цветущих растениях Бурятии;

- разработка сценария познавательных занятий с детьми.

3) Наблюдения с детьми за объектами живой и неживой природы;

4) Опытническая и экспериментальная деятельность на участке детского сада и в групповой комнате.

5) Подготовка консультаций, памяток для родителей.

II этап – Организационный (апрель – май).

Включает:

  1. Деятельность взрослого и детей:

- Проведение серии познавательных занятий, по ознакомлению с основными видами цветущих растений родного края;

-  Красная книга Бурятии. Знакомство с цветущими растениями, которые занесены в красную книгу;

- Цикл бесед для детей: «Значение природы в жизни каждого человека», «Цветущие растения Бурятии», «Красная книга Бурятии», «Когда зацветает багульник», «Где можно встретить цветущие растения?»,   «Оранжевые солнышки»; «Что растет на поляне», «Какую пользу приносят цветущие растения», «Как беречь природу»;

- Игры – путешествия с решением экологических задач: «Путешествие на лесную полянку» (найти и назвать цветущие растения, которые растут на поляне), «Лесными тропами» (выяснить какие цветущие растения можно встретить в лесу);

- Дидактические игры и игровые упражнения: «Найди и опиши», «От какого растения листик», «Собери целое», «Что лишнее?», «Чей цветок?», «Дорисуй и назови», «Где , что растет ?», «Раскрась и вырежи»;

- Минутки любования, минутки познания. Работа с серией иллюстраций, презентаций, познавательных видеофильмов : «Лесными тропами Бурятии»,  «Мир цветущих растений родного края», «Цветущая полянка», «Польза цветущих растений»;

- Мастер – классы: «Мой любимый цветок» (оригами), «Как составить гербарий», «Книжки- малышки»;

- Экологические акции: «Цветы на подоконнике» (посев семян цветов), «Посади красивый цветок» (высадка рассады);

- Исследовательская деятельность: «Наблюдение за ростом цветов», «Где лучше растут растения», «Что будет, если растение не поливать?», «Нужно ли солнце цветущим растениям?»;

-   Конкурс плакатов «Правила поведения в природе»;

- Художественно – творческая деятельность: поэтический образ растений в рисунках, рисование цветущих растений, создание коллажей, аппликация, конструирование из бумаги, организация творческих выставок;

- Пленер – рисование на фоне природы (на прогулке): зарисовка цветущих растений;

- Виртуальная экскурсия в мир цветущих растений Бурятии:  «Путешествуем вместе»;

- Чтение художественной литературы: Е. Серова «Подснежник», Е. Серова «Фиалка», Е. Серова  «Незабудки», Е. Серова «Ландыш», А.Рылов «Зеленое кружево», З.Александрова «Анютины глазки», Е.Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик», М. Пришвин «Золотой луг» Баир Дугаров «Северный лотос»,  Виктория Алагуева серия книг «Уроки бабушки Этуген», Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях.

Чтение стихов:

Когда на просеке в июльский зной

Проходишь ты меж кочками и пнями,

Кипрея лепестки перед тобой

Мелькают словно розовое пламя.

Когда в лесу наткнешься невзначай

На море лепестков в цветочной пыли

Ты скажешь: «Это Иван-чай,

Его когда-то наши предки пили».

Евгений Голубинский «В этих веточках скромных», Галина Шабанова «Забайкальское чудо», Михаил Вишняков «Даурский багульник!»

Загадки о цветах.

- Домашние задания: изготовление книжек – малышек, составление рассказов о цветущих растениях Бурятии, выполнение совместных творческих работ.

- Консультации для родителей: «Разнообразие цветущих растений Бурятии», «Что рассказать детям о полезных свойствах растений»,  «Юные краеведы». «Что такое экологические сказки?», «Как правильно изготовить гербарий?»;

- Памятки для родителей: «Знай и береги», «О чем мечтают цветы», «Как вырастить цветы»

  1. Самостоятельная деятельность детей:

- Продуктивная деятельность по теме проекта;

- рассматривание иллюстраций с изображением различных видов цветущих растений родного края;

- составление рассказов о цветах, с использованием иллюстраций;

- рисование мелками на асфальте и мольберте «Красивые цветы»;

- раскрашивание раскрасок по теме проекта;

- рассматривание фотоальбома «Лекарственные растения Бурятии»;

- дидактическая игры;

- составление экологических сказок: «Больной цветок», «Почему подружились вода и цветок», «Разговор с цветком»;

- игра-путешествие «Экскурсия в лес».

III этап - Заключительный  (май).

Выставка творческих работ детей и родителей.

Конкурс плакатов «Расскажи о самом необычном цветущем растении Бурятии».

Создание макета «Цветущие растения».  

Результат проекта. 

Защита проекта.

Конкурс плакатов «Защитим природу родного края»;

Изготовление  лепбука «Цветущие растения Бурятии».

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1338671/9b33e95d-2c0f-4c7b-bc08-350a1ec3c342/s1200         https://www.plantarium.ru/dat/plants/9/923/421923_4be9a07e.jpg

            Подснежники                                          Горечавка. Хамар - Дабан

http://bvtkku1975.ru/images1/gallery/flowers/1.jpg    https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1054037/c7bf0ab0-6e62-436b-a007-74ec53c49d8a/s1200?webp=false

                 Багульник                                                    Купальница (жарки)

       https://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/31/05/31057f65d1498d23b390e224cd672028.jpg           https://st4.depositphotos.com/4447003/29645/i/950/depositphotos_296450890-stock-photo-yellow-flowers-in-the-tundra.jpg

                 Саранки                                                    Маки

https://leveton.su/wp-content/uploads/2017/05/CHem-polezen-ivan-chaj-dlya-zdorovya.jpg    https://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2012/06/641567_1.jpg

                     Иван – чай                                                     Шиповник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация региональной программы "Экологическими тропами Бурятии"

Презентация региональной программы "Экологическими тропами Бурятии"...

Программа "Экологическими тропами Бурятии"

Региональная программа детского сада. Являюсь соавтором...

Презентация "По следам региональной программы "Экологическими тропами Бурятии"

Презентация "По следам региональной программы "Экологическими тропами Бурятии"...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТРОПИНКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой реч...

Региональная программа Экологическими тропами Бурятии

Региональная программа Экологическими тропами Бурятии...

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста «Я шагаю по ковру из осенних листьев» по программе «Экологическими тропами Бурятии»

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста«Я шагаю по ковру из осенних листьев»по программе «Экологическими тропами Бурятии»...

Региональный компонент по программе «Экологическими тропами Бурятии» (старший дошкольный возраст) "Праздник русской березы"

Региональный компонент по программе  «Экологическими тропами Бурятии» (старший дошкольный возраст) "Праздник русской березы"...