Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Прошлое Бердской промышленности»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Катникова Александра

Программные задачи: познакомить детей с промышленностью г. Бердска в прошлом; дать понятие «промышленность», воспитывать у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду взрослых, людям разных профессий; развивать логическое мышление; воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Прошлое Бердской промышленности»

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Прошлое Бердской промышленности»

Программные задачи: познакомить детей с промышленностью г. Бердска в прошлом; дать понятие «промышленность», воспитывать у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду взрослых, людям разных профессий; развивать логическое мышление; воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, вдруг налетел ветер, подхватил и закружил меня, я как будто бы отправилась в путешествие. А вы любите путешествовать? На чем можно совершать путешествия? (ответы детей)

Я вас приглашаю в необычное путешествие – путешествие во времени. Мы отправимся в прошлое нашего города. А помогут нам ваше воображение, смекалка, фантазия и ваши знания.

Надеваем спецодежду: курточку, штаны, ботинки, наушники, пристегнуть ремни безопасности (дети выполняют имитационные движения)

- К путешествию готовы? (хоровой ответ детей) Тогда – в путь!Повторяйте за мной волшебные слова.

Можно пальчиком потрогать

Самый краешек мечты,

К ней найти свою дорогу,

Непременно сможешь ты.

К ярким звездам наши детки

В разноцветных снах летают,

Чтоб узнать, как жили предки,

В прошлое попасть мечтают.

(Звучит музыка. «Космическая музыка», воспитанники вместе с воспитателем перемещаются в групповую комнату и рассаживаются полукругом перед экраном)

Показ презентации. Рассказ воспитателя с элементами беседы.

1 слайд. Картинки города Бердска.

— Ребята скажите, в каком государстве мы живем?

— Но среди просторов нашей большой страны есть чудесный сибирский город. Вы знаете, о каком городе идет речь?

— Конечно, Бердск это наш город, в котором мы живем, это тоже наша Родина. Сегодня мы отправимся в путешествие прошлое по нашему городу Бердску.

2 слайд. Картинки с изображение вещей, продуктов.

- Но сначала я хотела бы вам показать картинки с предметами.

Воспитатель показывает предметы (мука, хлеб и хлебопродукты, продукция машиностроение, одежда). Все это люди изготовили на заводах. Изготовление разных вещей и продуктов на заводах с помощью машин называют промышленностью. А хотели бы вы узнать, какая была промышленность в прошлом нашего города.

Ответ детей.

Воспитатель: В прошлом в нашем проводились ярмарки.

Ребята, а что такое ярмарка? Что вы о ней знаете?

Ответ детей

3 слайд. Картинки ярмарки.

Воспитатель: Да. Это рынок. Ярмарка проводилась каждый год в разных городах. На ярмарке продают овощи, фрукты, катаются на: каруселях, покупают разные товары, смотрят представления веселых скоморохов.

Свое мастерство показывают народные умельцы.

В городе проходили две крупнейший ярмарки. Ивановская проходила с 24 июня по 1 июля, на ней были представлены товары мануфактуры. Мануфактура — форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной техники. Вторая, Михайловская ярмарка, начиналась с 8 ноября и растягивалась на 2—3 недели. Здесь было настоящее изобилие товаров сельского хозяйства: свинина, масло, кожи, сало, мыло, хлеб и т. д. Ярмарка вносила большое оживление в жизнь села, многие его жители получали небольшие доходы, превращая свои жилища в «заезжие дома». На торговой площади с раннего утра скапливалось много народу, под гармонь пели песни и частушки, проводились кулачные бои, в балаганах выступали цирковые артисты. Кроме того, еженедельно по пятницам и субботам проходили базары, на которые приезжали не только жители окрестных деревень.

Физкультминутка: «Люблю по городу гулять» (координация речи с движением)

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)

Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)

Люблю считать. (шевелят пальчиками)

Площадь – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)

А «Дом торговли» — два,

Три – фонтан-удалец,

Четыре – Ледовый наш дворец.

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там с коньками я дружу.

Семь – конечно, детский сад,

Сюда хожу пять дней подряд.

Восемь – детская площадка,

Здесь качели и лошадка.

Девять – «Фантик» магазин,

Много ярких там витрин.

Десять – это школа, дети!

Узнаешь там про все на свете!

Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)

4 слад. Картинки с изображение улиц старого город: магазинов.

Воспитатель: Но товары можно было приобрести не только на ярмарках. В старом Бердске также были и магазины. Всего работало 36 магазинов и лавок: 5 магазинов торговало бакалейными товарами, 6 — мануфактурой, 6 — галантерейными товарами, 5 — посудой, 3 — чаем и сахаром, 1 — скобяными товарами. Было так же 2 магазина по продаже золота и серебра, а 2 лавки торговали даже велосипедами и граммофонами!

Воспитатель: И сейчас в нашем городе люди устраивают ярмарки. Ребята, а вы посещали ярмарки в нашем городе?

Ответы детей.

Воспиатель: Ребята, я сейчас предлагаю вам немного поиграть. Люди разных профессий работают на заводах. Чтобы их назвать я предлагаю поиграть в игру. «Мы в профессии играем», «Кто где работает».

Воспитатель: молодцы ребята справились.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что когда то в нашем городе жил знаменитый купец Горохов?

Ответы детей.

5 слайд.

Воспитатель: Купец Горохов построил мельницу. Мельница купца Горохова считалась одним из ведущих предприятий по производству муки. Это была настоящая фабрика по переработке зерна. Бердские мукомолы славились своим мастерством на всю Сибирь, были они известны не только в нашей стране но в других странах, где неоднократно завоевывали на выставках медали. Горохов первый в нашем городе построил электрическую подвесную канатную дорогу от складов к пристани. От села Бердска в сосновом бору прорубили просеку шириной 200 метров. Стальной трос, толщиной в руку, натягивали всем миром. 54 подвесные вагонетки доставляли на мельницу зерно, обратным ходом везли крупчатку. Расстояние в 4 версты вагонетки проходили за 20 минут. Канатная дорога была построена в 1909 году.

Воспитатель: Ещё в Бердске имелось более 30 торгово-промышленных предприятий, в том числе 4 пимокатные мастерские, 2 мыловаренных завода, 2 шорные мастерские, кожевенный и кирпичный заводы, 2 маслобойных заведения.

6 слайд.

Воспитатель: В 1913 году, недалеко от Бердска прошла железная дорога, соединяющая Новониколаевск с Барнаулом. Годом ранее подрядчик по строительству этой дороги, итальянец Мазорини, заложил фундамент здания железнодорожного вокзала будущей станции Бердск.

Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом нашего города. Понравилось путешествие? Пора возвращаться в настоящее.

(Звучит «Космическая музыка», воспитатель вместе с детьми перемещаются «змейкой» по групповой комнате и останавливаются в центре группы.)

Беседа с детьми

Воспитатель: Снимаем спец костюмы (дети выполняют имитационные движения). Ребята, оглянитесь вокруг. Мы вернулись в настоящее и перед нами здания нашего города.

Воспитатель: Понравилось ли вам оно?

Что запомнилось? Что понравилось?

Мы обязательно ещё раз воспользуемся машиной времени для наших путешествий. На память о сегодняшнем путешествии всем дарю значки с гербом нашего города.

Тема НОД: «Городские зимующие птицы Сибири»

Возрастная группа детей: старшая группа

Цель НОД:

  • Обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах Сибири.

Образовательные задачи по основной образовательной области:

  • закрепить и расширить знания о городских зимующих птицах Сибири;
  • закрепление умения различать по внешнему виду и называть их;
  • познакомить детей с внешним видом, характерными особенностями свиристеля; уточнить какую пользу свиристель приносит природе;
  • закрепить обобщающее понятие « городские зимующие птицы».

Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям: «Речевое развитие», « Социально – коммуникативное развитие» и « Физическое развитие»

  • способствовать развитию связной речи, активизировать словарный запас;
  • закреплять умение употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие птиц;
  • развивать речевую активность детей;
  • развивать зрительное восприятие, зрительную память, логическое мышление;
  • развивать координацию движений; умение ориентироваться в пространстве
  • воспитывать чувство любви к окружающему миру, формировать желание проявлять заботу к обитателям живой природы.

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно – исследовательская;
  • восприятие художественной литературы и малых фольклорных форм;
  • двигательная.

Формы организации совместной деятельности:

  • игра путешествие;
  • отгадывание загадок;
  • беседа (ситуативный разговор);
  • обсуждения (ситуации с использованием иллюстраций);
  • игровые упражнения, с включением разных форм двигательной активности.

Оборудование и материалы:

  • предметные картинки с изображением зимующих птиц;
  • эмблемы (для подвижной игры);
  • запись «Птичьи голоса»;
  • изображение зимующих и перелетных птиц в формате «Презентации»;
  • мультимедийный экран и проектор;
  • изображение зимующих птиц;
  • семена подсолнечника, тыквы, арбуза, кусочки хлеба.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
  2. Беседы.
  3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
  4. Детская мастерская: рисование, аппликация и лепка зимующих птиц.

Планируемый результат:

Обобщить знания детей о зимующих птицах Сибири; научить различать птиц по внешнему виду, правильно называть их; уточнить характерные особенности в образе жизни и питании птиц, отметить какую пользу приносят птицы; вызвать желание проявлять заботу о пернатых зимой.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть:

Воспитатель:

Доброе утро – птицы запели

Добрые люди встали с постели

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идет по делам

Мотивационно - побудительная часть:

Воспитатель: Ребята, а хотите и мы с вами отправимся в парк.

(Неожиданно раздается стук в дверь. В группу приходит почтальон, что привлекает внимание детей).

Почтальон: Здравствуйте, ребята. Это старшая группа детского сада № 250?

Дети: Да.

Почтальон: Тогда получите письмо.

(Почтальон вручает письмо детям).

Воспитатель: Кто же написал письмо?

Дети вскрывают конверт, рассматривают письмо. На листе птичьи следы.

Воспитатель: Ничего не понимаю, что за странное письмо. Вместо букв, какие - то черточки, полочки, галочки. Кто бы это мог написать?

( Птицы) А чем они писали? Может, мы догадаемся, кто тут писал? (Дети рассматривают следы, рассуждают, чьи они.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чем зимой могли написать нам птицы?

Дети: Птицы могли попросить помощи, ведь зимой холодно и голодно.

Воспитатель: Да, у нас сибирские морозы лютые, а птицам кроме нас некому помочь, вот птицы и отправили письмо с просьбой о помощи.

Основная часть:

Воспитатель: Но для того чтобы узнать какие птицы попросили о помощи, надо отгадать загадки. Назовите нашего первого гостя?

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает (воробей)

(Слайд № 1 с изображением воробья)

Воспитатель: Вы встречали воробья? Какой он?

Ответы детей: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Воспитатель: Вот вам и вторая загадка:

Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет… (Голубь)

(Слайд № 2 с изображением голубя)

Воспитатель: Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель: Следующая наша гостья:

Одета скромно эта птица
Она как будто ученица
Бело-чёрный весь наряд
Воровка, люди говорят
Всё блестящее хватает
Не спросив и улетает
Вижу я её с порога
Сидит на дереве (Сорока)

(Слайд № 3 с изображением сороки)

Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о сороке? Что вы про нее знаете?

Ответы детей: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: «Карр! Карр Карр. Карр. (ворона)

(Слайд № 4 с изображением вороны)

Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасностей.

Воспитатель: Что это за птица?

Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать ее ….(синичка)

(Слайд № 5 с изображением синицы)

Воспитатель: Ребята, вы часто видите синиц на нашем участке. Какие они?

Ответы детей: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

тут как тут! (снегирь)

(Слайд №6 с изображением снегиря)

Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель: Эта загадка тоже о очень красивой птице. Попробуйте ,отгадайте кто это.

Посмотрите, к нам на ели

Чудо птицы прилетели
С хохолками прилетели
И запели как свирели (свиристель)

(Слайд № 7 с изображением свиристеля)

Воспитатель: Правильно, это свиристель. Свиристель – это коротконогая птица размером со снегиря. Они довольно красивы. Их густое пушистое оперение имеет нежную дымчатую расцветку с коричневыми оттенками, а макушка увенчана большим хохолком розовато – серого цвета. На горлышке у птицы большое черное пятно.

Присутствие свиристелей сразу выдает их голос - высокие журчащие трели «свиририри», за которые птицы и получили свое название. Свиристели считаются « зимними гостями». С приходом холодов большие стаи этих птиц кочуют по обширным территориям. Свиристели зимой прилетают к нам, очень любят лакомиться замороженными ягодами калины и рябины, шиповника.

Вам понравились свиристели? С какой кочующей птицей можно их сравнить?

( слайд № 8 с изображением снегиря и свиристеля).

Дети находят сходства и отличия во внешнем виде, питании, образе жизни.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как много загадок вы отгадали, как хорошо сравнивали снегиря и свиристеля. Ребята, а ведь всех птиц можно назвать пернатыми. Почему? А как можно назвать птиц, одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей). Правильно ребята все эти птицы зимующие. А, каких птиц мы называем кочующими? Почему мы их так называем? Давайте еще раз назовем всех городских зимующих птиц. (Воспитатель показывает слайды, дети называют птиц.)

Воспитатель: Как много птиц мы назвали. Все птицы красивые, но они очень непоседливые. Постоянно перелетают с места на место. Хотите стать птицами? Повторяйте за мной: На одной ножке покручусь. И в зимующую птицу превращусь.

Игра – импровизация

Дети встают произвольно и говорят, в каких городских зимующих птиц каждый из них превратился. При звучании музыки дети начинают медленно двигаться, изображая птиц. (Порхая, кружась, танцуя, имитируя движения). По окончании музыки дети – птицы принимают красивую позу, замирают. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, вы пока летали, не забыли какие птицы живут зимой у нас в городе. Давайте посмотрим на экран, может непосед птиц уже нет?

Дидактическая игра на внимание «Кого не стало? »

(слайд 9, 10, 11 « Кого не стало»)

( На экране изображения городских зимующих птиц, дети должны назвать ту птицу, которой не стало)

Воспитатель: А вот вам необычное задание. Попробуйте догадаться, кто спрятался в ветвях.

( слайды 12, 13, 14)

Воспитатель: Ребята, птицам очень хотелось, чтобы у вас были их фотографии. Они сфотографировались. Положили фотографии в конверты и отправили их голубиной почтой, но голуби уронили конверты и фотографии рассыпались на части. Вам нужно собрать фотографии и тогда мы узнаем, кто отправил нам их.

Дети разбиваются на пары, складывают разрезные картинки, получая взамен нагрудное изображение той птицы, которую они сложили.

Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, узнали, кто нам отправил фотографии, а теперь можно отдохнуть и поиграть. - Я знаю такую игру, она называется

«Найди пару».

Пока звучит музыка с пение птиц, вы летаете по «парку», присаживаетесь на «веточки», когда музыка заканчивается, каждый ищет свою пару (игра повторяется 2- 3 раза).

Воспитатель: Как весело летали птицы. Много энергии потратили. Наверно проголодались. А куда они полетели, попробует отгадать загадку:

Здесь и гам и птичье пенье

Здесь есть даже угощенье

Крошки хлеба и пшено

Отгадайте, что за зданье

Назовите мне его…….. (Кормушка)

(слайд 15 )

Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

(Дети рассказывают стихотворение Александра Яшина « Покормите птиц зимой»)

(слайд 15)

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо

Не богаты их корма, горсть зерна нужна

Горсть одна – и не страшна будет им зима

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло

Разве можно забывать, улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Воспитатель: Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель: Итак, ребята, какие зимующие птицы прилетели к нам на кормушку? Каких птиц не было на кормушке? Как вы думаете почему?

Воспитатель: Еда с нашего стола не для всех птиц годится для корма птиц. Чем же можно покормить птиц?

(Дети берут картинки с изображение кормов для птиц, размещают на кормушке рядом с той птицей, которая ест этот корм).

Воспитатель: Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Свиристели и снегири очень любят лакомиться замороженными ягодами рябины, калины, облепихи

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали, как много птиц обитает у нас в городе зимой. А какая птица вам больше всего понравилась, почему? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей). Но о самом главном вы не забыли? Как вы думаете, как можно ответить на птичье письмо с просьбой о помощи? Как мы можем позаботиться о птицах? (Ответы детей) А помогать птицам можно не только один раз?...Конечно, помогать птицам нужно каждый день. Давайте приготовим птичьи пряники и на прогулке развесим их на деревьях (дети « готовят» угощение, для птиц используя заранее нарезанный хлеб, добавляя в него семечки подсолнечника, тыквы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой любимый город – Алушта»

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 5» «Солнышко»...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Тема: «Государственные символы Республики Крым»

В данном материале идет закрепление знаний детей о государственной символике Республики Крым....

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Тема: Горы Крыма.

сформировать представления о Крымских горах; закрепить правила поведения в природе – в горах...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой город Тольятти» Форма проведения КВН

Приобщать детей к культурно – эстетическим ценностям родного города, края, эта задача стоит перед каждым воспитателем...

Конспект занятий по краеведению в подготовительной группе «Наш край родной город Ершов»

Цель: Закреплять представления о малой Родине – городе Ершове, ее символике, растительном и животном мире, природных богатствах; формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес ...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе "Биография Ивана Истомина"

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе "Биография Ивана Истомина"...

конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

работа с детьми по региональному компоненту...