НОД по ФЦКМ "Ознакомление детей Юртой -жилище тувинцев"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хертек Шончалай Васильевна

НОД в подг гр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_yurta.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление детей с тувинским национальным жилищем - ЮРТА»

Возрастная категория детей: 6-7 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, художественная, восприятие художественной литературы, музыкальная познавательно-исследовательская, конструирование.

Цель: познакомить детей с национальным жилищем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях юрты.

Образовательные задачи:

1. Формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты.

2. Способствовать формированию интереса к традициям и обычаям тувинского народа.

3. Учить детей зрительно узнать тувинскую юрту, слушать сверстников и поддерживать беседу. Обогащать словарный запас детей.

Развивающие задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас детей.

2. Проявлять творческие возможности в выразительном исполнении игр и песни.

3. Дать представление об основных особенностях строения тувинской юрты.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать патриотических чувств у детей к малой родине, вызвать интерес к национальному быту своего народа.

2. Бережного отношения к природе, культурному наследию тувинского народа,

3.Способствовать развитию нравственных качеств характера.

Ожидаемые результаты: дети имеют основные представления о юрте, у них формируется интерес к быту и искусству тувинского народа.  Дети зрительно могут узнать тувинскую национальную - юрту. Умеют высказывать свое мнение, слушать сверстников и поддерживать беседу, обогащен словарный запас.

Методы и приемы:

  • словесный– рассказ детям беседа о юрте и воспитательные действия, которые противопоказаны детям, вопросы к детям; отгадывание загадки о юрте, вопросы к детям, повторение
  • наглядно-демонстрационный– использовала ИКТ (показ презентации юрты) фотографий, образец юрты маленького размера.
  •  практический– составление юрты из палочек по образцу, рисование половины юрты.
  • игровой– коммуникативная игра «Здравствуйте», музыкальная игра, упражнение для развития межполушария.

и приемы –игровой, пояснение, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Словарная работа: юрта-ог, раздвижные решетки-хана, каркас, подпорка-багана, дымовое отверстие-дундук, хараача,ореге, войлок-кидис.

Предварительная работа: рассматривание фотографий с изображением юрты. разучивание приветствия, слушание музыки, песен, чтение тувинских народных сказок.

Беседа с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта.

Оборудование и материалы: юрта, и убранство юрты, телевизор для показа слайдов и видео, кабель HDMI, аудиоколонка, иллюстрации кинезиологических упражнений, карандаши простые, сундук золотой, (кусок войлока),  наборы дары Фребеля № __8,9_10__, гость -кукла мальчик.

Организационный момент:

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Утром солнышко встает (руки вверх поднять)

Всех на улицу зовет (сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я (ходьба на месте)

Здравствуй улица моя (выпрямить руки перед собой)

Отвечаю солнцу я (поднять руки над собой)

Отвечаю ветру я (руки над головой покачивая ими)

Отвечаю травкам я (присели на корточки, показывая трава)

Здравствуй Родина моя! (встать и взяться за руки).

Сюрпризный момент:

Ребята, к нам сегодня пришел мальчик Кежик, он хочет узнать где жили наши бабушки и дедушки, давайте поможем ему (ответы детей) внимательно слушайте отгадав загадку, мы узнаем о чем сегодня поговорим (Загадка о юрте в сундучке золотом)

«ЮРТА»

Средь степей широких

Дом родной стоит,

Круглый словно чаша

Войлоком обшит. (ответы детей)

Молодцы ребята, правильно дети, это юрта мы с вами поговорим о юрте. Дети, раньше не было таких домов, в которых мы сейчас живем, да (ответы детей). Все тувинцы, ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, жили вот в таких Юртах.

Предлагаю вам занимать места и смотрим, на экран.

Слайд №1. Ребята, юрта - это национальное традиционное жилище тувинцев. В давние времена тувинцы рождались и жили в юртах. Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Т.е.  в четыре времени года кочует (кожер) с одной стоянки на другое место.

Основная часть:

-Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Давайте посмотрим составные части юрты.

Просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказам педагога.

Слайд №2. Прежде всего юрта состоит из раздвижной решетки (ханалар, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки.

Слайд №3. При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери налево, а дверь должна быть обращена на юг. (хун унер чукче). Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке-эжик.

Слайд №4. Есть дымовой круг дундук, расположенный в куполе юрты Хараача удерживается палками (ынаа), образующих крышу.

Слайд№5. И еще подпорка (багана) в виде деревянного шеста, поставленного вертикально, нижний конец подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах.

Слайд №6. Ну, а теперь, когда поставили каркас юрты нужно покрыть ее из кусков войлока.

(Слайд №8 Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок-дээвиир.

Слайд №9. И последнюю очередь покрытие дымового отверстия (ореге). Кусочек войлока надевали в трех местах дымового круга, на четвертом была длинная веревка, служившая для закрывания и открывания дымохода.

Слайд №8. После того, когда юрту покрывали войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обязывают веревками из конского волоса (сшитыми по три-четыре) в виде широкой ленты.)

Слайд №9 Вот и юрта готова.

А теперь дети подходим к юрте, это раздвижные решетки (ханалар, сделаны из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки.

Вот дымовой круг-дундук. Харааача, расположенный в куполе юрты она удерживается палками (ынаа), образующих крышу.

И еще подпорка (багана) в виде деревянного шеста, поставленного вертикально, нижний конец подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах.

При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери налево, а дверь должна быть обращена на юг. (хун унер чукче). Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке.

А давайте, поиграем в игру «Юрта-юрта круглый дом»

Юрта, юрта круглый дом (идут по кругу)

Побывайте в доме том!

Гости явятся едва. 

Угостить торопится

В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

Печка жарко топится 

Чаем, чаем с молоком 

Вкусной жареной тараа. Молодцы ребята, а как вы думаете, как они перекочевали из одного места на другое, транспорта не было тогда? Ответы детей

Шулук «АЪДЫМ»

Шанактапкаш тергелепкеш

Шаап мунар чортуп мунар

Артка-сынга тура душпес

Аът малым эки-ле ийин.

Заключительная часть:

А теперь предлагаю вам выкладывать из палочек юрту, (дети сядут и выкладывают юрту) чтобы ручки и голова хорошо работали делаем упражнения для развития левого и правого полушария, первое упражнение колечки -самомассаж пальцев рук, второе упражнение помоги пройти муравьям по дорожке двумя руками до муравейника, молодцы ребята приступаем.

Подходим к следующему столу, ребята что нас ждет переверните лист бумаги, что видим (ответы детей) да, художник забыл нарисовать половину юрты поэтому, стали все художниками будете дорисовать половину юрты ребята, карандаши берем начинаем рисовать. Сначала какую часть нарисовать? Дальше? Спасибо, мои дорогие.

А теперь расскажите мальчику нашему в каком доме жили бабушки и дедушки, ребята? Ответы детей.

Рефлексия

- Ребята, вам понравилось - юрта? Давайте повторим из каких частей состоит юрта

Дети: из раздвижных решеток или из стен.(хана)

-К чему прикрепляем раздвижные решетки? (к двери).

- Что удерживают палки (ынаалар?) хаараача (дымовой круг- дундук)

-Чем покрывает сверху юрты? (войлоком).

-Для чего нужна КУР веревка из конских волос? (Для обвязывания вокруг юрты).

-Молодцы, дети очень много интересного узнали о юрте. Посмотрите на столе лежит фигуры, если вам понравилось занятие то, выкладываем веселый смайлик, если не понравилось то, грустный смайлик.

Спасибо вам дети, мне очень понравилось, как вы занимались, ребята. Попрощаемся с гостьями.

ЮРТА - ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ ТУВИНЦЕВ

 

Юрта – свидетельство цивилизации, которая до сих пор не потеряла своей сути. Само слово «юрта» возникло от тюркского слова «юй» (большой), большое вместительное жилище.

 

Части войлочной юрты:

 

Кидис өг – войлочная юрта.

 

Дүндүк – дымовое отверствие.

 

Өгнүң ханазы — сборно-раздвижное основание юрты, которое состоит из отдельных секций решеток, соединенных друг с другом, образуя круговую стену юрты. Секции решеток представляют собой скрепленные по диагональным осям планки, что

позволяет растягивать или стягивать их. По числу секций решеток, соединенных в өгнүң ханазы, определяется размер юрты.

 

Ынаалар — длинные деревянные жерди, в своем множестве образующие крышу юрты. Размер и количество зависит от величины юрты, чем больше секций решеток, тем длиннее и массивнее ынаалар.

 

Хараача — самая верхняя часть юрты, служащая для прохождения дыма от очага, для закрепления в нем верхних концов ынаалар.

 

Размер хараача зависит от величины юрты, если в өгнүң ханазы много секций, то диаметр его больше и массивнее. Символ хараача — крест в круге — знак, вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни.

 

Эжик — дверь. Состоит из косяка и деревянной створки.

 

Дээвиир — главное войлочное покрытие юрты (задняя часть побольше, чем передняя);

 

Адаккы—войлочное покрытие вокруг юрты;

 

Хаяапча—войлочное покрытие вокруг нижней части юрты;

 

Ɵреге—войлок, с помощью которого покрывают зимой или в холодные ночи верхнюю часть (хараача) юрты;

 

Кур —войлочные пояса из шерсти яка или гривы коня для укрепления юрты изнутри и снаружи;

 

Базырык — волосяной шнур для закрепления верхних и нижних частей юрты;

Ширтек — сотканный из белой шерсти овцы, войлок для настила в юрте.

 

Песня «ЮРТА»

Средь степей широких

Дом родной стоит,

Круглый словно чаша

Войлоком обшит

Теплый и уютный

Сердцу дорогой

Здесь мы собираемся

Дружною семьей

Припев:

Юрта – солнца свет

Юрта-детский смех,

Юрта-колыбель тепла,

Счастья и добра

Стихотворение «Кидис ооом»

Дынгылдайны дыннап оскен

Дыттыг поштуг торээн черде

Тыва кижээ кидис оо дег

Дыка эргим чуу-даа турбас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юрта -жилище тувинцев"

занятие по познавательному развитию в средней группе...

"Юрта - жилище тувинских кочевников" конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Знакомство детей с традициями и обычаями тувинского народа (тувинских кочевников)....

Круглый стол «Юрта – священное жилище тувинцев». (Кидис ог – тыва кижинин ыдыктыг оран – савазы )

Делегейде 6 дип бар. Оларнын эн-не улуу – Азия. Азиянын таптыг – ла дал ортузунда бичии чуртту Тыва дээр. Тываларнын торээн чуртту ол.Тыванын девискээри оске чурттарга бодаарга улуг эвес. Ынчалза – да...

"Юрта - жилище тувинцев"

Юрта - это национальное традиционное жилье тувинцев....

Занятие «Национальное жилище тувинцев»

:        «Национальное жилище тувинцев»    ...

Логопедический конспект на тему: Юрта-национальное жилище тувинцев (тувинско-русский билингвизм)

Юрта-национальное жилище тувинцев. На пути к родной тувинской культуре. ...