Логопедический конспект на тему: Юрта-национальное жилище тувинцев (тувинско-русский билингвизм)
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Оюн Шончалай Орлановна
Юрта-национальное жилище тувинцев. На пути к родной тувинской культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №35 города Кызыл Республики Тыва»

Логопедический конспект на тему: Юрта-национальное жилище тувинцев (тувинско-русский билингвизм)

Составитель: учитель-логопед Оюн Ш.О.

Кызыл-2024г.

Технологическая карта НОД

Тема НОД: «Юрта»

Возраст детей: 6-7 лет

Область: речевое развитие

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Виды детской деятельности: игровая и коммуникативная деятельность

Вид занятия: комплексное

Формы образовательной деятельности: подгрупповая форма

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Юрта»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить словарный запас слов по теме «Юрта», уточнять значения слов, развить семантику, совершенствовать грамматический строй речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов (в, на, под, с), форм имен существительных в творительном падеже, согласование существительных с прилагательными), закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ

Коррекционно-воспитательные: формировать функции контроля и самоконтроля, прививать любовь и уважение к тувинским традициям, воспитывать умение слушать до конца заданный вопрос, воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, продолжать формировать функции контроля и самоконтроля, воспитывать чувство красоты

Коррекционно-развивающие: развивать речь, речевое дыхание, мышление, артикуляционную моторику, развивать глазодвигательную моторику, развивать творческие способности, воображение воспитанников, развивать навыки речевого общения (умение вступать в диалог)

Оборудование и материалы: презентация с использованием ноутбука/картинки

Методические приемы: наблюдение, демонстрация, подражательные и конструктивные упражнения, игровые ситуации, беседа, вопросы, ответы, поощрение, рассматривание картинок, инструкция

Словарная работа: юрта – национальное традиционное жилье тувинцев, дымовое отверстие, войлок, крестообразная решетка, обруч, деревянные жерди, мужские воинские снаряжения, хозяйственная кожаная и деревянная утварь

Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок, иллюстраций, подбор дидактических игр, сюжетно-ролевая игра

Планируемый результат: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Юрта»

Содержание НОД: организационный момент, вводная часть, основная часть, практический опыт, подведение итогов НОД, заключительная часть

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Время

1

Организационный момент

- Я очень рада встрече с вами ребята. Сегодня мы будем изучать традиционное жилище тувинцев. Кто знает как называется традиционное жилище тувинцев?

Это юрта

2

Вводная часть

- Послушайте о юрте – традиционном жилище тувинцев. Юрта состоит из раздвижной части решетки (ханалар), сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки. При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери на лево, а дверь должна быть обращена на юг. (Хун унер ччукче)

Дымовой круг- расположен в куполе юрты. Дымовой ход удерживается палками (ынаа) образующих крышу. Подпорка (багана) – в виде деревянного шеста, поставленного вертикально, нижний коней подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах. Покрытие войлоком. Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок. После покрытия войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обвязывают веревками из конского волоса (сшитыми по 3-4) в виде широкой ленты. И последнюю очередь покрытие дымого отверстия (ореге). Кусочек войлока надевали в трех местах дымового круга, на четвертом была длинная веревка, служившая для закрывания и открывания дымохода.

Мужская половина юрты – левая от двери большая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированные воинское снаряжение всадника.

Женская половина юрты – правая от двери меньшая часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости, кожаная и деревянная утварь. В юрте все собирались и играли в различные игры кажык, пословицы, поговорки, скороговорки.

Мимическая гимнастика

«Горы». Описание упражнения: поднять брови вверх, удерживать позу под счет до 5, повторить 2-3 раза.

Мы на горку забрались –

Бровки вверх поднялись.

Мы с горки спустились –

Бровки вниз опустились.

«Хмурая тучка»Описание упражнения:

нахмурить брови, удерживать позу на счёт до 5. Повторить 2-3 раза.

Темная тучка по небу бежала,

Как бровки нахмурить, нам показала.

«Толстячок – худышка». Описание движения: надуть щеки, удерживать под счет до 5, втянуть щёки, удерживать на счёт до 5, чередовать движения 2-3 раза

- Поиграем с язычком. Выполняем упражнения «Улыбка», «Чашечка», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Маляр»

Дети выполняют упражнения мимической гимнастики.

3

Основная часть

Дидактическая игра «Что для чего?»

- Как называется традиционное жилище тувинцев?

- Какой формы юрта?

- Из какого материала сделана юрта?

- Какие предметы есть внутри юрты?

- Для чего нужна юрта?

Юрта – традиционное жилище тувинцев

Юрта круглой формы

Юрта сделана из войлока. А войлок сделан из шерсти животного

Мебель: кухня, кровати, тумбочки, шкафы. Есть ковры, печка, дымовое отверстие. Есть решетчатые стены, кожаная и деревянная утварь

Для того чтобы жить (на стоянке)

4

Практический этап

Дидактическая игра «Большой – маленький»

- Я буду называть большой предмет, например, стул, а ты будешь называть маленький – стульчик.

- Большая кровать, маленькая…

- Большой диван, маленький…

- Большой стол, маленький…

- Большой шкаф, маленький…

- Большой стул, маленький…

-Большое кресло, маленькое …

-Большая тумба, маленькая…

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в юрте»

- Поиграемте с пальчиками.

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в юрте.

В решетку повесим мы воинские снаряжения,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с бараном

Посидели за столом.

Чай с молоком дружно пили.

Много мебели в юрте.

Дидактическая игра «Какой? Какая?»

Юрта какая? –

Глазодвигательная гимнастика

- Крепко зажмурить глаза. Смотри вверх, вниз, вправо, влево 2 раза. Вращаем глаза по кругу туда и обратно. Закроем глаза. Откроем глаза, начнем заниматься.

Дидактическая игра «Посмотри и скажи»

- Посмотрите картинки с изображением юрты. Ребенок внимательно смотрит, называет каждый предмет, аргументируя свой ответ.

Кроватка

Диванчик

Шкафчик

Столик

Стульчик

Креслице

Тумбочка

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с больших,на обеих руках.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

Деревянная, удобная, красивая, шершавая, большая, красивая, деревянная,мягкий, коричневый, кожаный, большой, деревянный,вместительный, широкий, красивый и т.д.

Дети отвечают полным предложением

5

Актуализация уже имеющих знаний, представлений

Дидактическая игра «Где находятся предметы в юрте?»

Где стоит дверь?

Где находится печка?

Где находится кровать?

Где висят мужские воинские снаряжения?

Где лежит хозяйственная, кожаная и деревянная утварь?

- Правильно мы справились. Мы узнали много нового о юрте- национальном традиционном жилище тувинцев.

Полные предложения детей на ответы

6

Заключительная часть

- Молодцы, вы хорошо поработали! –О чем мы говорили на занятии? Какие задания выполняли?

Полные предложения детей на ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юрта -жилище тувинцев"

занятие по познавательному развитию в средней группе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

Круглый стол «Юрта – священное жилище тувинцев». (Кидис ог – тыва кижинин ыдыктыг оран – савазы )

Делегейде 6 дип бар. Оларнын эн-не улуу – Азия. Азиянын таптыг – ла дал ортузунда бичии чуртту Тыва дээр. Тываларнын торээн чуртту ол.Тыванын девискээри оске чурттарга бодаарга улуг эвес. Ынчалза – да...

"Юрта - жилище тувинцев"

Юрта - это национальное традиционное жилье тувинцев....

Занятие «Национальное жилище тувинцев»

:        «Национальное жилище тувинцев»    ...

Логопедический конспект на тему: «Пересказ сказки Алдын кушкаш (Золотая птичка)» (тувинско-русский билингвизм)

Логопедический конспект на тему: «Пересказ сказки Алдын кушкаш (Золотая птичка)» (тувинско-русский билингвизм) Тувинская народная сказка Алдын кушкаш. ...