Занятие в старшей группе по познавательному развитию. Тема: Жемчужины Дальнего Востока. Японский журавль
методическая разработка (старшая группа)

Мирошникова Елена Александровна

Цель: познакомить детей с Красной книгой.;

расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники, заказники);

 способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;

воспитывать желание заботиться о животных;

         пополнить знания детей о журавлях;

         причинах сокращения численности журавлей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе по познавательному развитию.

Тема: Жемчужины Дальнего Востока. Японский журавль

Цель: познакомить детей с Красной книгой.;

расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники, заказники);

 способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;

воспитывать желание заботиться о животных;

         пополнить знания детей о журавлях;

         причинах сокращения численности журавлей.

Задачи.

- иметь понятие как выглядит Красная книга, для чего она нужна;

-изучить внешний вид, образ жизни, питание, распространение, причины исчезновения японского (уссурийского) журавля.

- развивать связную речь, память, внимание, мелкую моторику.

- воспитывать у детей бережное отношение к журавлям ( всей живой и неживой природе)

Оборудование: буклеты про журавлей, фигурки оригами журавля, фломастеры или карандаши цветные.

Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас видеть снова. Разрешите напомнить вам мое имя- Елена Александровна. В прошлый раз мне очень понравилось с вами работать, и я снова к вам пришла.

- Давайте вспомним о нашем прошлом занятии, мы с вами говорили о….

-Правильно о лотосе.

ЛОТОС

-Скажите Лотос распространенное или редкое растение?

-В какую книгу занесен лотос как редкое и охраняемое растение?

-Вы молодцы. Запомнили самое важное. Что природу нужно беречь, охранять.                           А знаете, что в Красную книгу занесены не только растения, но и многие животные, птицы, обитатели морей и океанов. Есть люди, которые плохо относятся к братьям нашим меньшим. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет красивого оперения, освоить под различные производства новые земли, на которых обитали исчезающие животные. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух.  Леса вырубаются из-за добычи древесины., также из-за лесных пожаров.

-Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.

- Красная книга, ребята, очень необычная, имеет красный цвет- цвет тревоги, опасности.

- Как можно помочь восстановить популяции животных, растений, птиц? (создавать заказники, заповедники)

II. Актуализация знаний. Отгадай загадку.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.  (Журавль)

 

(Крик журавля) запись

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

 Сегодня мы с вами поговорим о еще одном представителе Красной книги, который находится на грани исчезновения – Японский Журавль.

Популяция японского журавля крайне мала, в связи с чем эту птицу относят к числу вымирающих видов. А виной этому возведение дамб на мелких и крупных реках, захват человеком все большего количества земель и бесконтрольное расширение сельскохозяйственных угодий. В результате журавлям попросту не хватает места для обустройства своих гнезд и поиска пищи.

Удивительно красивого японского журавля еще именуют уссурийским. Такое пернатое относится к семейству Журавли, при этом местом его обитания считается Дальний Восток и Япония. Оно представляет собой мощную и крупную птицу, достигающую в высоту около полутора метров, при этом средняя масса тела около 10 килограммов, а крылья в размахе могут достигать до 2,5 метров.

В оперении у такого журавля преобладает белый окрас. При этом шея у птицы черная. Оперение крыльев в основном белое, на них имеется некоторое количество перьев контрастного черного цвета. Его длинные стройные ноги приспособлены для беспрепятственного перемещения по илистой почве и болотистой местности.

В семействе Журавли японский журавль относится к числу наиболее крупных его представителей. Такое мощное, крупное и эффектное пернатое имеет средний рост — 1,5 м. Среди других видов журавлей японский выделяется оперением снежно белого окраса с небольшим количеством черных перьев, которые располагаются на крыльях, шее и голове.

Изящный японский журавль обладает довольно ограниченным местом обитания. Так, в дикой природе он встречается лишь на территории России, а точнее, на Дальнем Востоке, а еще в Японии и Китае.

Учёные, которые занимаются изучением птиц, долгие годы, наблюдающие за японскими журавлями, разделяют их на 2 группы популяций:

материковая;

островная.

Местами обитания островной популяции является японский остров Хоккайдо и российские Курильские острова. Благодаря мягкому климату и изобилию пищи птицы зимуют прямо здесь, не улетая в тёплые края.

При этом местом обитания материковой популяции считается территория Китая ,а также Дальний Восток (Россия). На зиму представители данной популяции перелетают в южную часть Китая, а также в центральные районы Корейского полуострова. С наступлением весны они прилетают вновь в места своих гнездований.

Физминутка.

За болотом травушка зеленая растет, (изображаем траву руками)

По воде журавушка, журавушка идет. (дети, идут друг за другом)

Ой, как ноги высоко поднимает! (дети начинают поднимать высоко ноги, изображая журавля)

Ой, как крылья широко раскрывает! (отводим в сторону руки и медленно машем ими)

Погулять он по травушке хочет, (изображаем траву)

Но боится, что ноги замочит. (дети, изображают неуверенность при хождении)

А. Ахундова

Так как такие журавли стараются держаться подальше от человека, то они пытаются для жизни выбрать такое место, которое будет максимально удалено от людей. При этом они предпочитают заболоченные низины как небольших, так и крупных рек, а еще болота и влажные луга. В их рацион входит практически все, что им удастся отыскать. При этом пища может быть как животного, так и растительного происхождения.

Животная пища:

насекомые больших размеров (например, стрекозы);

небольшие водные птицы;

небольшие рептилии, в том числе ящерицы;

ракообразные;

лягушки;

улитки;

мелкая рыба, в том числе карпы.

Растительная пища:

зерна злаковых растений;

желуди;

корнеплоды;

молодые побеги риса;

водные растения, в том числе водоросли.

Птенцы в основном питаются червями, гусеницами и насекомыми большого размера.  Рацион у птенцов журавлей широк и разнообразен, благодаря чему они отличаются очень быстрым ростом и развитием. Так, всего за 3 или 4 месяца молодняк способен достигнуть величины взрослой птицы. Подросшие и окрепшие птенцы уже могут летать, но только на короткие расстояния.

Точная длительность жизни японских журавлей точно не установлена. Однако наблюдения за этими птицами показывают, что в естественной среде обитания они живут несколько десятков лет.

Как правило, для гнездования японские журавли подыскивают место, находящееся в плотной заросли, состоящей из водных растений. Причем с этого места должна прекрасно просматриваться окрестность, а рядом должен находиться источник воды. Также существует и еще одно важное условие — поблизости не должно быть людей.

 Как правило, в одной кладке находится пара яиц. При этом у молодых семейных пар в кладке только 1 яйцо. Характерная черта японских журавлей — осторожность. Так как птицы очень крупные и осторожные, естественных врагов у них очень мало. Японские журавли активно защищают своих детенышей, а также уделяют большое внимание собственной безопасности.

2. Разведение журавлей в питомниках и зоопарках.

3. Международный фонд охраны журавлей, основан 1973г., занимается изучением, охраной и восстановлением популяций журавлей, которым грозит опасность исчезновения.

4. Всемирный праздник «День журавля», отмечается с 2002года. Целью является привлечь внимание людей к проблемам сохранения журавлей и их местообитаниям.

В Японии журавль – священная птица, символ здоровья, долголетия и счастья. На весь мир известна японская примета, по которой нужно сделать тысячу бумажных журавликов для исполнения мечты.

Русский народ всегда почитал прилетающего весной журавля как птицу всеобщего счастья и радости. На раздолья пробуждающейся природы нередко выходила вся деревня, едва заслышав долгожданное курлыканье. К птицам обращались с просьбами о плодородии, здоровье, благополучии в семье. В старину говорили: «Ежели кто весной в первый раз увидит пару журавлей – скоро гулять ему на свадьбе». Наблюдение целой стаи птиц иногда считали знаком грядущего пополнения семейства или встречи с родственниками.

Спасибо большое за внимание.

…………….


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»

Цель: Обобщить знания детей о воде.Задачи: Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки про...

Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) ________________________________________

Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения. развивать познавательный интерес, любознательность;развивать наблюдательность;расширять ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию Тема: «Декоративные птицы».

Познакомить с особенностями декоративных птиц - волнистым попугайчиком....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию Тема: «Красная книга Нижегородской области».

Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. Активизировать познавательную и исследовательскую активность при рассмотрении Красной книги Нижегородской области. Формировать представления детей о ...