Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию Тема: «Шахматное королевство» Образовательная область: «Познавательное развитие»
план-конспект занятия (старшая группа)

Золотухина Надежда Валерьевна

Мероприятие НОД в технологии деятельностного метода для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx34.11 КБ
Файл prezentatsiya_shahmaty2.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)

ул .Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66  заведующий,  8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru,  ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ

Технологическая карта

мероприятия непосредственной образовательной деятельности

для детей старшей группы

по познавательному развитию

Тема: «Шахматное королевство»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Автор:

Золотухина Надежда Валерьевна

п. Пангоды,  2019г.


Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Образовательная ситуация с дошкольниками

Тема НОД

«Шахматное королевство»

Цель

Познакомить детей с основными понятиями шахматной игры, шахматной фигурой – Пешкой.

Задачи

Образовательные: формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах.

Развивающие: развивать у детей сенсорные умения, аналитическое и зрительное восприятие.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, умения сотрудничать, оказывать помощь своим сверстникам.

Материал

Интерактивная доска, мольберты – 2 шт., ноутбук, столы, стулья для детей, шахматная доска, мышка, повязки с шахматными фигурами на каждого, шахматное тканевое полотно с карманами для заданий, шахматные доски на 5 пар детей, шахматные фигуры – по 8 штук черного и белого цвета на каждого ребенка, конверты черный и белый – 2 шт., 5 карточек с заданиями, схема-картинка с изображением шахматной доски, и правильно расставленными фигурами с подставкой, шкатулка, эмблемы, шахматы в подарок детям.

Предполагаемый результат

Дети имеют представление об основных понятиях шахматной игры, познакомились с шахматной фигурой – Пешкой.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Предпосылка учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1. Введение в игровую ситуацию

Дети заходят в группу.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, меня зовут Надежда Валерьевна, пришла я к вам в гости, чтобы поиграть, (в руках шахматы) А вы знаете, что это за игра? Дети: шахматы.

Воспитатель: Верно, а вы умеете играть в шахматы? Поиграем? (да, нет), (открывают коробку, а там нет шахматных фигур, а лежит мышка) – Ребята, посмотрите, что здесь должно быть? А зачем нам мышка? Ответы детей (с детьми подходят к ИД)

слайд №1 Девочка-Клеточка: «Здравствуйте, ребята, я Девочка – Клеточка, я знаю, где ваши шахматные фигуры! Они в Сказочном Шахматном королевстве, но вас туда не пустят!

В: Ребята, что же нам делать? как же нам попасть в волшебное шахматное королевство, чтобы нас не узнали? (Ответы детей). 

В: Да ребята, нам нужно превратиться в шахматные фигуры, и я вижу, что нам поможет. Надевайте скорее повязки с шахматными фигурами, ах да, самое главное в сказочном шахматном королевстве – нужно соблюдать правила тишины, ведь когда играют в шахматы, нужно много думать, а шум может помешать этому, договорились. Готовы? повторяйте за мной «Покружись, покружись и в шахматном королевстве окажись» Звучит музыка, дети очутились в шахматном королевстве.

Слайд №2 (Шахматное королевство и стоит девочка клеточка)

Д.К: Ребята, рада видеть вас в сказочном шахматном королевстве, если вы хотите вернуть свои фигуры, вам нужно выполнить задания.

Слайд №3 Девочка клеточка и задание (5 черно-белых клеток с обозначениями b2, f3 h4, d1, a5) 

В: А что это за знаки? (буквы, цифры) а кто знает, что за буквы? (ответы детей) открою вам секрет — это латинские буквы, вы их пока не знаете, я вам буду их называть. Посмотрите, цифры расположены по вертикали, а буквы по горизонтали. Латинскими буквами и цифрами обозначается шахматное поле шахматной доски. Девочка – клеточка спрятала задания за шахматными полями. В: Вы готовы выполнить задания Девочки - Клеточки? (Ответы детей) а для чего мы будем выполнять задания? Ответы детей (вернуть шахматные фигуры.) 

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, смотрят, слушают.

Принимают решение «Детская цель».

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Этапные задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели – вернуть шахматные фигуры.

2. Актуализация знаний

В: Первое задание из первого поля, под шифром b2, снизу находим букву, и отсчитываем нужную цифру. Показываю карточку с вопросом.

2.1 «Вопрос-ответ»

1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____(доска).

2. Из каких полей состоит шахматная доска? (черные, белые) 3. Какая форма у шахматной доски? (квадратная) 4.Как называют человека, который играет в шахматы? (шахматист)

В: Молодцы, справились с первым заданием! (Звук)

Он означает, что мы правильно выполнили это задание. Посмотрите, мы нашли первые шахматные фигуры. Это Королева и Король, самые важные фигуры в шахматной игре, а поможет нам схема расстановки шахматных фигур. Первое задание мы выполнили, что же дальше? ответы  Следующее задание – поле с  шифром f3.

2.2 «Сложи фигуру»

Здесь карточка с заданием. Как вы думаете, что нужно сделать? (собрать шахматную фигуру) на столах 2 конверта черный и белый

В: Ребята чтобы выполнить это задание вам нужно разделиться на 2 команды белых и черных шахматных фигур и взять соответствующий конверт. Каждый возьмет по одной части фигуры и сложите их на мольберте. Приступаем, ребята. звук. Вы справились с заданием, и получаете шахматные фигуры. Эти шахматные фигуры называются Конь и Слон. Эти шахматные фигуры служат королю и королеве. Расставляем их по своим местам, согласно схеме. Продолжаем дальше искать?

2.3 «Подбери фигуру»

Третье задание от Девочки - Клеточки с шифром h4.

В: Смотрите, шкатулка и карточка, на карточке нарисован… (ответ детей - ключик) – шкатулка закрыта. «Как замок вы отопрете, шахматы свои найдете» Присаживайтесь за столы, сели ровно, спинка прямая, не сутулимся. У вас на подносах карточки с пропущенными  фигурами и сами фигуры. Задание такое

В: Нужно подобрать в пустые клетки фигуры так, чтобы они не повторялись ни по горизонтали, ни по вертикали.  И с этим заданием вы справились. звук победы открываем шкатулку, вот шахматные фигуры, которые называются Ладья, их так же в игре 2 белых и 2 черных фигуры. Расставляем. Обращаю внимание на доску.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстникам, наличие устойчивых познавательных интересов

Дети проявляют инициативу, умеют выражать свои мысли.

Этапные задачи: Актуализировать знания детей об игре в шахматы, развивать сенсорные умения, аналитическое восприятие.

3. Затруднение в ситуации

В: Посмотрите на нашу шахматную доску, как думаете, мы нашли все шахматные фигуры? Ответы детей. Каких фигур не хватает?

- Посмотрите, их сколько? Какие они? (много, одинаковые). Как же называются одинаковые фигуры, которых больше всего на шахматной доске? (Дети затрудняются ответить)

 - Как думаете, кто знает все о шахматных фигурах? (Девочка-Клеточка) - Конечно, ребята, давайте обратимся к ней.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность.

Этапные задачи: Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление.

4. Открытие нового знания или способа действий

Появляется Девочка клеточка: 

«Больше всего на шахматной доске - пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры.»

- Спасибо Девочка - клеточка!

В: - Так как называются эти фигуры? (Пешки).

- Что нам нужно теперь сделать? (Найти их)

Последнее задание

Выполнение опыта детьми.  Сравнение результатов.

Наблюдение, анализ

Этапные задачи: Создать условия для открытия нового знания

5. Введение новых знаний в систему знаний

Слайд №5- d1 - что здесь? На карточке нарисована картинка ИД и вопроса. Где же нам искать задание? Ответы детей. На экране шахматные фигуры – пешки, расставленные на шахматной доске.

В: Вы узнали их? Как они называются? Правильно, это пешки.

Игра «Расставь пешки» 

В: Нужно расставить пешки на свои места. Обратите внимание черные пешки стоят на седьмой горизонтали, а белые на второй. И только так. Чтобы выполнить это задание быстро, вам нужно разделиться на пары. Молодцы, ребята вы выполнили и это задание! Какие вы внимательные! звук, посмотрим, что мы еще нашли?  всё собрали? Возвращаемся в группу! Звучит музыка «покружись, покружись и в группе окажись»

Разбиваются на команды

Выполняют задание

Поиск, открытие новых знаний для себя.

Этапные задачи: Закрепить новое знание с помощью выполнения упражнения на развитие зрительного восприятия.

6. Осмысление (итог)

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребятки, расскажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали? А зачем вы туда отправились?

- Что вам понравилось больше всего в шахматном королевстве? - Что показалось самым сложным для вас?

 Мне было очень приятно с вами познакомиться! Я дарю вам эти эмблемы, за то, что вы такие умные, находчивые! А так как времени нам не хватило с вами поиграть, я хочу подарить вам шахматы, чтобы вы с воспитателем поиграли в эту игру. Спасибо вам ребята, до свидания!

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

Этапные задачи: Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности. Создать ситуацию успеха.

Комментарии


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На улицах нашего города»

С помощью различных видов деятельности и игр закрепляются правила дорожного движения для пешеходов, названия транспорта, развиваются слуховое внимание, общая и мелкая моторика, связная речь....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Организованная образовательная деятельность  для детей старшей логопедической группы с ОНР о дружбе. В ходе ООД решаются коррекционно - образовательные, коррекционно - развивающие и коррекционно ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы с ОНР на тему «Умка – белый медвежонок».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы с ОНРна тему «Умка – белый медвежонок»....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...