Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Ермолина Нина Николаевна, Русанова Елена Владимировна
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Заложить любовь к Родине,  родному краю,  родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.  Ребёнок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он всё познаёт с великим удовольствием. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом  зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.  Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы,  направленные на становление начал экологической культуры. Так программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников. Программа имеет методическое обеспечение и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. При реализации программы  С. Н. Николаевой "Юный эколог" мы использовали традиционные методы обучения: наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы о природе, занятия, обогащенные игровыми и сказочными сюжетами, просмотр книг, картин, фильмов природоведческого характера. Использовали  разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне, который стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании  у детей экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

Сухомлинский В. С.:

В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Заложить любовь к Родине, родному краю, родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Ребёнок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он всё познаёт с великим удовольствием. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры. Так программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников. Программа имеет методическое обеспечение и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. При реализации программы С. Н. Николаевой "Юный эколог" мы использовали традиционные методы обучения: наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы о природе, занятия, обогащенные игровыми и сказочными сюжетами, просмотр книг, картин, фильмов природоведческого характера. Использовали разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне, который стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры.

В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда экологического содержания, которая помогает нам формировать у детей познавательное отношение к природе. Имеется уголок природы, который видоизменяется в соответствии с каждой возрастной группой: пособия, схемы, настольно-печатные игры, литература природоведческого содержания, различные макеты, экспериментальный уголок.

В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких наиболее эффективных методов в работе с детьми по экологическому воспитанию в ДОО является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую в образовательной деятельности. Проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. Именно проектная деятельность помогла нам заинтересовать и увлечь не только детей, но и родителей. А это очень важно. Такая работа, основанная на сотрудничестве воспитанников, педагогов и родителей, помогает стать детям более самостоятельными. У дошкольников развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся коммуникабельными и нравственно воспитанными. Поэтому в своей работе мы часто используем проектную деятельность именно в силу того, что этот метод является наиболее эффективным и результативным. Нами были разработаны и реализованы такие экологические проекты, как «Будь природе другом», «Лесное царство», «Наш Хопер». Самым значимым и запоминающимся для детей стал проект «Наш Хопер». Наши дети живут возле реки Хопер. А что дети знают о любимой реке? Беседуя с дошкольниками на эту тему, почему река имеет такое название? каких обитателей реки Хопер они знают? как растения и обитатели связаны между собой? Мы поняли, что у детей недостаточно знаний о реке, о ее обитателях. Таким образом, проблема состоит в том, что отсутствие у детей экологической культуры, экологической грамотности может привести к тому, что река окажется на грани экологической катастрофы. Как помочь детям увидеть своеобразный мир реки, понять и осознать ее значение для растений, животных, для жизни города и горожан, бережно относиться к хрупкой красоте природы? Так и возникла идея создания данного проекта. На подготовительном этапе реализации нашего проекта перед нами стояла цель: создать соответствующую развивающую предметно – пространственную среду, учитывая возрастные особенности восприятия ребенком информации. В рамках реализации данного проекта была проведена большая работа, были выявлены первоначальные знания детей о реке Хопер, ее обитателях. Далее с педагогами обсудили цель и задачи проекта, запланировали предстоящую деятельность, определили формы и методы работы, осуществили подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов, дидактического материала для реализации проекта.

На основном (проблемно-деятельностном) этапе были запланированы и проведены:

- экскурсии на реку Хопер в разные времена года, НОД, беседы ,

- продуктивная деятельность в творческой мастерской (пластилинография) «Обитатели водоема»;

- просмотр презентаций,

- моделирование знаков о правилах безопасного поведения на реке и у реки Хопер;

- собрали и оформили коллекцию камушков;

- Совместная работа детей и родителей по Культурному дневнику Саратовской области раздел «Туристические тропы».

На заключительном (творческом) этапе дети принимали участие в региональном конкурсе детского творчества «Мы друзья природы» и были награждены дипломами за II и III место, было проведен праздник «день Земли», так же дети моделировали знаки о правилах безопасного поведения на реке и у реки Хопер;

Продуктом нашего проекта стали:

1. Выставка рисунков «Батюшка Хопер во все сезоны хорош».

2. Фотовыстака «Река моего детства».

3. Интерактивная книга «Наш Хопер».

4. Многофункциональное дидактическое пособие «Кому нужна река? »

Участие детей в проекте «Наш Хопер» позволило обогатить знания и представления о родной реке, развить творческие способности детей, поисковую деятельность, воспитать бережное отношение к природе.

Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191123","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191126","...

Презентация «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

В презентации рассматривается классификация игр, особенности игровой деятельности по возрастным группам....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста".

Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование – является первой ступенью в...

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...