Педагогический проект "Семейные традиции ты чти и береги"
методическая разработка (средняя группа)

Актуальность проблемы.

            В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

            Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

"Детский сад № 4 «Улыбка"

Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Педагогический проект

«Семейные традиции ты чти и береги»

Составлен воспитателем

Клягиной Н.В.

п. Новокумский, 2024

Паспорт проекта

Тема проекта: Традиции в нашей семье

Основной разработчик: воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» Клягина Н.В.

Тип проекта: творческий, взросло-детский.

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Возраст детей: средняя группа

Сроки реализации проект: 1 месяц

Цель проекта: формировать патриотические качества личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций,т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.

Актуальность проблемы.

        В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

        Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома.         Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

        О таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

         Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

        Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

        Приступая к составлению проекта, мы, педагоги ДОУ, решили построить совместную работу сродителям так, чтобы наши дети являлисьпродолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.

        Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

Ожидаемые результаты: углубление знаний об истории своей семьи, семейных традициях, обогащение детско-родительских отношений.

Форма проведения: анкетирование, игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, разучивание пословиц, поговорок, песен, физкультминуток, пальчиковой гимнастики на семейную тематику, продуктивная деятельность, составление альбомов «Семейные традиции», «Семейное древо», экскурсия в этнодеревню, консультации, развлечение «День матери», презентация проекта.

План реализации проекта.

- Сбор информационного материала по теме.

- Подбор детской литературы для чтения по теме.

- Организация и проведение непосредственно-образовательной деятельности с детьми по  теме «Украшения к головному убору казаков-некрасовцев» (ручной труд).

- Разучивание с детьми пословиц, поговорок, физкультминуток, пальчиковых гимнастикна семейную тематику.

- Подбор материала для консультации на тему «Семейные традиции».

- Анкетирование (мини-анкета)родителей «В каждой семье свои традиции».

- Привлечение родителей к участию в проекте.

- Домашнее задание для детей и родителей: составление альбомов «Семейные традиции», «Семейное древо".

- Итоговая  презентация проекта в виде изготовления  альбома с фотографиями творческих работ детей и родителей.

Реализация принципа интеграции образовательных областей в ходе проектной деятельности:

Социально – коммуникативное развитие

1.Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», « Дочки-матери», «День рождения».

2.Дидактические игры: «Назови ласково», «Что означает моё имя»

3.Дидактическое упражнение: «Если папу зовут…, то моё отчество …»

4.Составление рассказов на тему:  «Семейные традиции», «Семейное древо».

5.Сотворчество детей  и родителей по темам проекта.

6. Коммуникативные игры, упражнения:  «Назови ласково», «Если папу зовут…,то моё отчество…»

Познавательное развитие

1.Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья»

2.Экскурсия в этнодеревню (быт казаков-некрасовцев).

3. Создание альбомов: «Семейные традиции», «Семейное древо».

4.Рассматривание фотографий «Семейные традиции», «Семейное древо»

5.Знакомство с традициями в семьях казаков-некрасовцев.

Физическое развитие

1.Привитие интереса  к физической культуре и спорту.

2.Разучивание физкультминутки «Кто живёт у нас в квартире».

3.Разучиваниепальчиковой гимнастики «Дом», «Моя семья», «Домик».

Художественно – эстетическое развитие

1.Разучивание песен о маме к празднику «День матери».

2.Участие в празднике «День матери».

Речевое развитие

- Составление рассказов из личного опыта «Моя семья – это…»

Чтение:

Э.Машковская «Про бабушку»,

В.Осеева «Сыновья»,

В.Драгунский «Что такое семья», «Моя сестрёнка Ксения»

А.Толстой «Дед и внук»

Е. Благининой «Вот так мама».

Я.Аким «Моя родня», «Кто кому кто?»

Разучивание физкультминутки «Кто живёт у нас в квартире».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Дом», «Моя семья», «Домик»,

Пословицы и поговорки на семейную тематику.

Взаимодействие с родителями.

1.Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

2.Анкетирование (мини-анкета) «В каждой семье  свои традиции».

3.Сотворчество детей и родителей в оформлении альбомов «Семейные традиции», «Семейное древо», в составлении рассказов о семье.

4.Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.

5.Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.

6.Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.

8. Участие в развлечении: «День матери».

Приложение

Пословицы и поговорки

Назовите  как можно больше пословиц и поговорок о семье.

«Когда семья вместе, так и душа на месте»

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому»

«Человек без семьи, что дерево без плодов»

«Семья в куче – не страшна туча»

«Дети не в тягость, а в радость»

«Не нужен клад, когда в семье лад»

«Когда семья вместе, так и душа на месте»

«Согласие да лад- в семье клад»

«В семье дружат-живут не тужат»

«При солнышке -тепло, при матери -добро»

«В хорошей семье хорошие дети растут»

«Нет лучше дружка, чем родная матушка»

«Кто родителей почитает, тот век счастливым живёт»

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика

«Дом»

Стук, стук, постук,

раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).

Вот с такими стенами (ладошки около щечек).

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)

«Домик»

Под грибом-шалашик-домик,  (соединяем ладони шалашиком).

Там живёт весёлый гномик.

Мы тихонько постучим,               (стучим кулаком одной руки о ладонь другой руки).

В колокольчик позвоним.(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

Двери нам откроет гномик,средний палец правой руки опущен вниз и слегка

Станет звать  в шалашик-домик.качается)

В домике дощатый пол,(ладони опускаем вниз,ребром прижав друг к другу.

А на нём дубовый стол.(Левая рука сжата в кулак,сверху на кулак опускаем

        ладонь правой руки.)

Рядом - стул с высокой спинкой  (направляем левую ладонь вертикально

вверх, к её  нижней части приставляем

кулачок правой руки большим пальцем к

себе)

На столе - тарелка с вилкой          (ладонь левой руки лежит на столе и

направлена вверх изображая тарелку)

И блины горой стоят-                   (правая рука изображает вилку: ладонь

направлена вниз, четыре пальца

выпрямлены и слегка разведены в

стороныа большой прижат к ладони).          

Угощенье для ребят.

        

Приложение 2

        

Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»


Раз, два, три, четыре, (
Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (
Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (
Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (
Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (
Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (
Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (
Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (
Хлопаем в ладоши.) 

Приложение 3

Консультация для родителей

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Ф. Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства». И хорошо, если эти воспоминания не отрывочные (купили куклу, ел вкусное мороженое…). Хорошо, если ребенок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он их, конечно, постарается перенести в свою семью.

Позаботьтесь о поддержании благоприятной эмоциональной семейной атмосферы. Она важна и для вас, и для малыша.

Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормой поведения и добрыми привычками.

Добрые традиции сделают насыщенной и интересной семейную жизнь, в том числе и детскую.

На первое место мы поставим «детские дни рождения». Все семьи, независимо от материального уровня, могут себе позволить праздновать детские дни рождения. К сожалению, этот детский праздник зачастую родители вроде бы стараются делать для своего ребенка и его друзей, но в силу неподготовленности (а порой непродуманности и недодуманности) это мероприятие проходит как обычное застолье для взрослых, где дети предоставлены сами себе. Важно хозяевам учесть различный возраст друзей своего ребенка и продумать активное участие каждого из них в торжестве. Рекомендуем пришедших гостей более старшего возраста сделать своими помощниками в этом удивительном детском празднике.

Великолепно сделать семейной традицией походы и всякого рода «вылазки» на природу. Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, даёт возможность хорошего общения с ребёнком. А прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо вместе с ребёнком побродить  по лесным  тропинкам послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребёнком игры природного содержания («Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живёт»). Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал - шишки, жёлуди, веточки и дома изготовить забавные поделки. Только советуем очень вдумчиво подойти ктакого рода экскурсиям: чтобы было интересно и вам и вашим детям.

Субботы и воскресенья даны человеку, для того чтобы он отдыхал вместе со своей семьей. В этом плане горячо агитируем за экскурсии по достопримечательностям посёлка, города, где вы живёте.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Чем больше экскурсий, тем больше знаний и впечатлений у дошкольников. Почти всё, чем располагает посёлок, в котором вы живете, нужно показать малышу на этапе дошкольного детства. Причем в некоторые места нужно ходить по много раз. После всех экскурсий хорошо бы иметь собственные фотографии, которые всегда будут напоминать приятный досуг с родителями.

Очень хорошей семейной традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформлять в фотографиях, описаниях и мемуарных воспоминаниях. В этот вид деятельности постепенно вовлекается и дошкольник, понимая с возрастом причастность к своей многочисленной родне.

Полезно иметь переписку. С кем – это подскажет ваши близкие, наличие родственников и друзей. Но получать письма и регулярно отвечать на них – это та традиция, которая несомненно окажет положительное влияние на ребенка. Во- вторых, взрослее он начинает понимать, что его папа и мама нужны другим людям. А как полезно составлять коллективные ответы. При этом обостренно воспринимаешь разницу между стилем устных разговоров и стилем письменной речи, что также немаловажно для грамотного человека.

Несомненно, полезно иметь в разнообразии своих семейных традиций коллекционирование. Неважно чего: марок, моделей машин в картинках, книг и так далее. Но уж если коллекционировать книги, то не просто стремиться к их количеству, а весьма продуманно приобретать, к примеру, словари, энциклопедии, произведения любимых авторов или определенный жанр. И ребенок со временем почувствует, что данная работа взрослыми проводится не для улучшения интерьера квартиры, а для углубления познаний в той или иной области. К таким семейным увлечениям взрослых, бесспорно, приобщаются дети.

В прошлом веке были модными семейные чтения. И не только модными, традиционными, но и полезными в плане воспитания своего подрастающего поколения. Дети воочию убеждались, какой интерес имеют домочадцы к книгам, как они выразительно их перечитывают, какие жаркие дискуссии ведут о прочитанном. Вполне понятно, в данном случае формировалась культура речевого общения взрослых и детей. Дети стремились подсознательно подражать родителям. И дух семейного чтения передавался из поколения в поколение.

Несколько слов о традиции проводить отдых летом совместно с детьми. По этому поводу есть различные толкования. С одной стороны, нет сомнения в том, что даже самые любящие родители устают от повседневных забот и необходимости постоянно воспитывать своих детей. Сама по себе разница в возрасте объясняет подобное состояние. Особенно справедливо это в отношении матери, которой приходится проводить со своими чадами гораздо больше времени, чем отцу. Многие женщины просто мечтают побыть в обществе только взрослых людей. Но если существует традиция отдыхать совместно с детьми, то нужно, непременно, продумать программу отдыха и подготовиться к ней. Чем больше дети будут знать, что их ожидает, тем легче они приспособятся к новой обстановке. Конечно, лучше всего путешествовать налегке вместе, но все же мы советуем захватить несколько любимых игрушек и книжек. Не следует ожидать, что наши ребята усядутся на землю и начнут любоваться природой. Мы нередко представляем себе отдых в виде полного ничегонеделания, но дети- то остаются, как всегда активными, а иной раз становятся еще более деятельными. Конечно, можно придумать много увлекательных дел с участием детей. Но время это действительно принесет всем радость и удовольствие только в том случае, если мы и в самом деле будем делать все дела вместе. Сделанные во время отпуска фотографии через годы напомнят нам о прекрасных днях, проведенных вместе. Наконец, последние два – три дня отпуска лучше провести всем вместе дома, не сразу возвращаясь к привычномуповседневному ритму. Надо постараться, чтобы у детей постепенно складывалось убеждение – сколько бы ни было на земле прекрасных и замечательных мест, нет ничего лучше родного дома.

Да, если будут семейные традиции – у вас может быть больше уверенности в том, что ребенок будет тянуться домой, будет любить близких, его не перетянет тревожная «улица» со всякими печальными неожиданностями. И дошкольник будет расти, пребывая в эмоциональном благополучии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ "Природу края береги" (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)

                        МДОУ ЦРР № 174 «Клубничка»        ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ...

Педагогический проект «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» проведенный к краевой акции «Чистые берега»

Название работы : «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» Автор: Найдышева Эвелина Евгеньевна ( возраст – 4 года) Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательно...

Проект педагогической деятельности " Традиции чаепития народов мира"

Опубликовала книгу "Традиции чаепития народов мира", в которой собран интересный и познавательный материал со знакомством традиций разных народов мира. Данная методическая разработка предназначена для...

Педагогический проект "Земля - наш общий дом. Береги растения."

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.  Дети испытывают потребность в общении с п...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Природу края береги»

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошло...

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Береги себя сам»

Проект способствует формированию у детей ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих посредством расширения и обобщения представлений о правилах безопасного поведения в быту...