Статья " Народные игрушки"
статья (подготовительная группа)

Едомских Наталья Ивановна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«НАРОДНЫЕ КУКЛЫ»

Едомских Наталья Ивановна,

воспитатель МБДОУ «ДС № 243 г. Челябинска»

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспитании дошкольников. Особое значение имеет народная кукла.

Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.

Наши предки считали , что кукла – это оберег , посредник между человеком  и неведомыми силами природы. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

При опросе детей и родителей в детском саду о народных куклах мною было выявлено, что дети ничего о них не знают, мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, народными - календарными праздниками.  

Для решения данной проблемы мною была поставлена цель: Сформировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.

Для достижения цели я поставили следующие основные задачи:

  • Обогащать знания дошкольников о музее, как хранителе истории культуры родной страны;
  • Приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через   занятия в мини-музее «Народная кукла».
  • Познакомить детей с различными видами народных кукол: обереговыми, обрядовыми, игровыми.
  • Научить детей изготавливать народных кукол по традиционной технологии;
  • Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсии в мини – музее;
  • Развивать мелкую моторику кисти руки, инициативность, творческую активность детей при изготовлении народных кукол и их декоративном оформлении;

  • Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры, умение самостоятельно выполнять правила поведения в мини-музее;
  • Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству.

На занятиях в мини-музее у детей появился интерес к рассматриванию экспонатов различных видов кукол обереговых, обрядовых, игровых, кукол народного фольклора/, знакомству с их историей возникновения, материалом для их изготовления и желание мастерить самому. 

На полочке в отведённом месте находится материал для изготовления народных кукол , представлены различные материалы для создания кукол:  разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними.

В нашем мини-музее экспонируются разнообразие народных кукол отличается не только своим назначением, но и способом изготовления, использованием различных материалов. Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя. 

Например:

  • из лыка (обрядовая кукла Кукушка, Кострома, Филиповка- кукла рукодельниц)
  • из соломы (из соломы, Барыня, Масленица  и др.)
  • из травы (куклы-травушки,  Кубышка-травница ткань и трава)
  • из крупы (Крупеничка –Зерновушка, Богач (пара Крупенички)
  • из ниток шерстяных и льняных (Мартиники, Ловушка для снов, Десятиручка , Параскева Пятница, Леший)
  • из ткани (Пеленашки, Дарья Колокольчик, Куватка, Столбушка, Неразлучники, Домовушка, День-Ночь, Веснянка, обрядовые куклы Коляда, Купавка и др.)

В своей работе я использую разнообразные формы и методы обучения:

-экскурсии;

- занятия ;

-музейные (домашние) задания, художественно-продуктивная деятельность

(аппликация, рисование, изготовление поделки);

-взаимодействие с игровым персонажем;

-музейные игротеки;

-самостоятельная практическая деятельность детей по изготовлению и художественному оформлению кукол;

-работа совместно с родителями;

-театрализованная деятельность;

-календарно-обрядовые праздники (с использованием обрядовой куклы) 

Я считаю, что  русская народная кукла из глубины веков является - прородительницей наших современных кукол, она продолжает утешать, развивать и воспитывать современных детей. Именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа. 

Считалoсь, что куклы, сделанные свoими руками из пoдручных материалoв, oбладают магическими свoйствами. Наши предки верили, что куклы спoсoбны oтгoнять злых духoв и принoсить счастье в дoм. Навернoе, поэтoму эти кукoлки, дoвольно, частo нoсились как талисманы. На примере нарoднoй игрушки можнo расширить знания детей o традициях в использoвании кукoл, пoвысить интерес к изгoтовлению разнoобразных кукoл и испoльзованию их в детскoй деятельности, вoспитывать бережнoе отнoшение к культуре своегo нарoда.

                         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"

Основная цель: формирование и развитие личностиребёнка через русскую народную игрушку....

статья "Забытые народные игрушки"

русские народные традиции...

Статья . Тема: "Народная игрушка-матрёшка" (рекомендации для родителей).

В своей работе я знакомлю родителей с историей возникновения матрёшки, указываю на уникальность и педагогическую ценность народной игрушки, предлагаю варианты игр.Выбор темы не случаен,так как основно...

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

статья Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.

Основной  задачей государственной политики Российской  Федерации  является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.   ...

Статья. «Детская игрушка» как средство возрождения и приобщения детей к истокам народной культуры.

Мини музей «Детская игрушка» как средство возрождения и приобщения детей к истокам народной  культуры....

Статья "Педагогический потенциал народной игрушки в цифровую эпоху".

В статье раскрываются  проблемы  педагогического потенциала народной  игрушки  и её влияния на формирование картины мира  ребенка в традиционном и современном обществе. ...