ОД "Предметы народного быта"
план-конспект занятия

Владимирова Татьяна Викторовна

Воспитание интереса к традициям и обычаем своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_predmety_narodnogo_byta.docx20.04 КБ
Файл albom_predmety_narodnogo_byta.docx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятий по теме:

"Знакомство с русской избой и предметами ее обихода".

провела воспитатель Владимирова Т.В.

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи.

Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук, самовар, прялка, утюг)

Развивающие:

Развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей.

Развивать умения определять пространственные направления от себя.

Воспитательные: Формировать любовь и бережное отношение к предметам старины. Воспитывать интерес к истории России.

Словарная работа: печь, чугунок, ухват, сундук, самовар, прялка, утюг.

Оборудование и материалы: Картинки с предметами народного быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, прялка, старинная посуда, утюг, русские народные костюмы, игрушка – домовенок Кузя, записи русских народных песен, шкатулка с загадками, корзина с ложками.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар»«Печка»; пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, утюг); чтение русских народных сказок «Курочка Ряба»«Репка»«Колобок», «Теремок»«Волк и семеро козлят»«Маша и медведь»«Три медведя».

Ход занятия

Воспитатель переодетый в хозяюшку (фартук, платок с кистями)

Встречает детей.

Хоз-ка: День добрый, детушки!

Дети: Здороваются. Здравствуй, Хозяюшка!

Хоз-ка: Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Много у меня ребят, и для каждого ласковое слово найдется:

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду,

Сладкие яблочки в саду.

Живу я в этой избе со своими друзьями. С одним из них я вас сейчас познакомлю. Это домовенок Кузя. Мудрый и строгий, за порядком в доме следит, хозяйке не вредит только любит все прибирать и экономить. А вот и он все прячется, выходи к нам Кузя поздоровайся с гостями. (Держу куклу в руке) Что ты там говоришь, «Я их боюсь!». Не бойся ребята добрые, веселые, они же к нам в гости пришли! (Кузька выглядывает из-за печи о подает шкатулку.)

Ой, что это за шкатулка, давайте откроем и посмотрим, что Кузя для нас приготовил. (открываем шкатулку, а там загадки). Сейчас я буду загадывать вам загадки о предметах, находящихся в избе, а вы должны найти эти предметы и рассказать, зачем они были нужны.

(Педагог загадывает загадки, дети отгадывают и рассматривают предметы) 

Хоз-ка: Ну тогда слушайте внимательно.

 1) «Прячет бабушка в нем вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

 Этот шкаф зовут …»

 Дети: Сундук.

Хоз-ка: Правильно ребятушки, это сундук. С какой стороны стоит сундук? (ответы детей) Для чего нужен был сундук?

Дети: Чтобы хранить в нем ценные вещи.

Хоз-ка: Молодцы! 

Слушайте следующую загадку:

2) «Выпускает жаркий пар

 Древний чайник…»

Дети: Самовар.

Хоз-ка: Правильно. С какой стороны стоит самовар? (ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки пили чай из блюдечка с мёдом, вареньем и баранками.

 3) «Что за барыня такая?

 В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдаёт?» (прялка)

Хоз-ка: Правильно. А с какой стороны стоит у нас прялка? Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. 

Хоз-ка: А кто мне сможет сказать для чего нужна была прялка (ответы детей)

Хоз-ка: Прялка – старинное орудие труда для изготовления ниток.

Хоз-ка: Следующая загадка.

4) Ты помял штанишки, друг?

Доставай скорей. (утюг)

Хоз-ка: Правильно, молодцы! С какой стороны стоит утюг?

Хоз-ка: Давным - давно, когда еще не было вас, не было ваших родителей и даже ваших бабушек и дедушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали и тщательно вытряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но старались не пересушить, чтобы легче было ее отгладить. Гладили одежду так: клали ее под что-нибудь тяжелое на какое-то время, или наматывали ее на закругленную гладкую палку, а затем разматывали. И так несколько раз, пока одежда не разглаживалась. 

Хоз-ка: Как вы думаете, хорошо разглаживалась одежда? (Нет).

 - Конечно нет. Нельзя было таким способом хорошо выгладить одежду, оставалось много складок.

Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки. Люди заметили, что разгладить одежду может какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли, которые нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи.

5)Из трубы летят колечки.

Это дым из нашей (печки) 

Хоз-ка: Верно печка. С какой стороны стоит наша печка? (ответы детей) Эта печка называется русской печью. Она очень большая. А теперь скажите мне: для чего нужна русская печь?

Дети: Печь нужна, чтобы в избе было тепло, и чтобы готовить еду. На печи можно полежать и погреться.

Хоз-ка: Верно дети. Печь моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в печи! Сегодня я хочу сварить с вами щи. Вам мама дома их варит? Вы их любите? Какие овощи мне для этого нужны? (Дети отвечают).

Хоз-ка: А, в чём я буду их варить, узнаете, если отгадаете следующую загадку:

6) У печи стоит предмет,

Он тяжёлый спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен,

В нём сготовить можно ужин.

Дети: чугунок.

Хоз-ка: Правильно чугунок. Называется так, потому что сделан из чугуна. Чугунок крепкий, его можно смело в печь ставить. Я в нём и щи, и кашу варю. А ваши мамы, в чем готовят

Дети: в кастрюле.

Хоз-ка: А почему не в чугунке.

Дети: Мама готовит на газовой (элект.) плите. Для этого удобнее пользоваться кастрюлями. Они намного легче, у них есть ручки, за которые удобно держать.

Хоз-ка: А для меня чугунок удобнее. Его можно ставить в русскую печь, он не запачкается и не прогорит. Для того чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру ухват (показывает)

Про ухват и загадка есть:

Стоит в углу палка,

На ней металлическая рогатка.

Вы запомните эту загадку. Я вам её потом загадаю, а вы уже будете знать. Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок и поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы с ухватом управляться, нужна ловкость.

Хоз-ка: Ну, хватит баклуши бить - давайте щи варить. Какие мне для этого нужны овощи?

Дети называют (картошка, морковка, лук, капуста)

Хоз-ка: Правильно ребята. А капусту мы с вами вместе нарубим.

Пальчиковая гимнастика«Мы капусту рубим».

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) 

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

Чтобы щи сварить, нужно овощи водой залить. Вот и готово. Куда поставим чугунок?

Дети: В печку.

Хоз-ка: В русскую печь. А какой предмет мне понадобится, чтобы чугунок поставить в печь, а руки не обжечь?

Дети: Ухват.

Хоз-ка: Чугунок в печи пристрою. А пока щи варятся, мы с вами позабавимся.

(из-за печки «Ап-чи-хи»)

Ой, кто это за печкой сидит? Да это же домовёнок Кузя. Выходи, выходи да с ребятами поиграй. Чего ты их боишься?

Кузя: Я не боюсь, я приглядываюсь. Очень уж захотелось мне с вами поиграть.

Хоз-ка: Ребята, а Кузе интересно, чем же мы с вами здесь занимались? Что варили? В чём варили? Чем брали чугунок? Куда ставили?

Дети: Щи варили, в чугунке, ухватом, в русскую печь.

Кузя: А когда же мы щи-то хлебать будем? 

Хоз-ка: Ребята, а чем хлебают щи?

Дети: Ложкой

Хоз-ка: А какие были раньше ложки?

Дети: Деревянные

Хоз-ка: А сейчас какие ложки?

Дети: Металлические

Кузя: Ах, так ну тогда я пошёл к себе за ложкой.

Проводится игра «Разложи ложки» (На разносе лежат деревянные и металлические ложки. Дети встают в две команды, и раскладывают ложки, одна команда-деревянные, другая-металлические).

Хоз-ка: Какие вы молодцы!

Кузя: Ой, что-то я проголодался!

Хоз-ка: Дети, пока мы с вами играли, наши щи уже сварились. (Достаю чугунок).

Хоз-ка: Понравилось вам у Кузи в избе?

Дети: Да.

Хоз-ка: Что больше всего запомнилось?

Хоз-ка: Ребята, Кузя говорит, что ему было с нами весело и что вы много знаете о русском быте. И приглашает вас на чай с баранкам.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В музее народного быта"

img035.jpg img036.jpg img037.jpg img038.jpg...

Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "

Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора....

Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с использованием деревянных ложек (авторские игры)...

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»Цель:1. Формировать у детей «образ музея».2. Дать представления о предметах быта и их назначении.3. Дать понятия о характерные призна...