ОД "Предметы народного быта"
план-конспект занятия
Воспитание интереса к традициям и обычаем своего народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.04 КБ | |
| 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятий по теме:
"Знакомство с русской избой и предметами ее обихода".
провела воспитатель Владимирова Т.В.
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи.
Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук, самовар, прялка, утюг)
Развивающие:
Развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей.
Развивать умения определять пространственные направления от себя.
Воспитательные: Формировать любовь и бережное отношение к предметам старины. Воспитывать интерес к истории России.
Словарная работа: печь, чугунок, ухват, сундук, самовар, прялка, утюг.
Оборудование и материалы: Картинки с предметами народного быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, прялка, старинная посуда, утюг, русские народные костюмы, игрушка – домовенок Кузя, записи русских народных песен, шкатулка с загадками, корзина с ложками.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар», «Печка»; пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, утюг); чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка». «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя».
Ход занятия
Воспитатель переодетый в хозяюшку (фартук, платок с кистями)
Встречает детей.
Хоз-ка: День добрый, детушки!
Дети: Здороваются. Здравствуй, Хозяюшка!
Хоз-ка: Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Много у меня ребят, и для каждого ласковое слово найдется:
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладкие яблочки в саду.
Живу я в этой избе со своими друзьями. С одним из них я вас сейчас познакомлю. Это домовенок Кузя. Мудрый и строгий, за порядком в доме следит, хозяйке не вредит только любит все прибирать и экономить. А вот и он все прячется, выходи к нам Кузя поздоровайся с гостями. (Держу куклу в руке) Что ты там говоришь, «Я их боюсь!». Не бойся ребята добрые, веселые, они же к нам в гости пришли! (Кузька выглядывает из-за печи о подает шкатулку.)
Ой, что это за шкатулка, давайте откроем и посмотрим, что Кузя для нас приготовил. (открываем шкатулку, а там загадки). Сейчас я буду загадывать вам загадки о предметах, находящихся в избе, а вы должны найти эти предметы и рассказать, зачем они были нужны.
(Педагог загадывает загадки, дети отгадывают и рассматривают предметы)
Хоз-ка: Ну тогда слушайте внимательно.
1) «Прячет бабушка в нем вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут …»
Дети: Сундук.
Хоз-ка: Правильно ребятушки, это сундук. С какой стороны стоит сундук? (ответы детей) Для чего нужен был сундук?
Дети: Чтобы хранить в нем ценные вещи.
Хоз-ка: Молодцы!
Слушайте следующую загадку:
2) «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
Дети: Самовар.
Хоз-ка: Правильно. С какой стороны стоит самовар? (ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки пили чай из блюдечка с мёдом, вареньем и баранками.
3) «Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдаёт?» (прялка).
Хоз-ка: Правильно. А с какой стороны стоит у нас прялка? Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе.
Хоз-ка: А кто мне сможет сказать для чего нужна была прялка (ответы детей)
Хоз-ка: Прялка – старинное орудие труда для изготовления ниток.
Хоз-ка: Следующая загадка.
4) Ты помял штанишки, друг?
Доставай скорей. (утюг)
Хоз-ка: Правильно, молодцы! С какой стороны стоит утюг?
Хоз-ка: Давным - давно, когда еще не было вас, не было ваших родителей и даже ваших бабушек и дедушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали и тщательно вытряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но старались не пересушить, чтобы легче было ее отгладить. Гладили одежду так: клали ее под что-нибудь тяжелое на какое-то время, или наматывали ее на закругленную гладкую палку, а затем разматывали. И так несколько раз, пока одежда не разглаживалась.
Хоз-ка: Как вы думаете, хорошо разглаживалась одежда? (Нет).
- Конечно нет. Нельзя было таким способом хорошо выгладить одежду, оставалось много складок.
Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки. Люди заметили, что разгладить одежду может какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли, которые нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи.
5)Из трубы летят колечки.
Это дым из нашей (печки)
Хоз-ка: Верно печка. С какой стороны стоит наша печка? (ответы детей) Эта печка называется русской печью. Она очень большая. А теперь скажите мне: для чего нужна русская печь?
Дети: Печь нужна, чтобы в избе было тепло, и чтобы готовить еду. На печи можно полежать и погреться.
Хоз-ка: Верно дети. Печь моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в печи! Сегодня я хочу сварить с вами щи. Вам мама дома их варит? Вы их любите? Какие овощи мне для этого нужны? (Дети отвечают).
Хоз-ка: А, в чём я буду их варить, узнаете, если отгадаете следующую загадку:
6) У печи стоит предмет,
Он тяжёлый спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен,
В нём сготовить можно ужин.
Дети: чугунок.
Хоз-ка: Правильно чугунок. Называется так, потому что сделан из чугуна. Чугунок крепкий, его можно смело в печь ставить. Я в нём и щи, и кашу варю. А ваши мамы, в чем готовят
Дети: в кастрюле.
Хоз-ка: А почему не в чугунке.
Дети: Мама готовит на газовой (элект.) плите. Для этого удобнее пользоваться кастрюлями. Они намного легче, у них есть ручки, за которые удобно держать.
Хоз-ка: А для меня чугунок удобнее. Его можно ставить в русскую печь, он не запачкается и не прогорит. Для того чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру ухват (показывает).
Про ухват и загадка есть:
Стоит в углу палка,
На ней металлическая рогатка.
Вы запомните эту загадку. Я вам её потом загадаю, а вы уже будете знать. Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок и поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы с ухватом управляться, нужна ловкость.
Хоз-ка: Ну, хватит баклуши бить - давайте щи варить. Какие мне для этого нужны овощи?
Дети называют (картошка, морковка, лук, капуста)
Хоз-ка: Правильно ребята. А капусту мы с вами вместе нарубим.
Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим».
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
Чтобы щи сварить, нужно овощи водой залить. Вот и готово. Куда поставим чугунок?
Дети: В печку.
Хоз-ка: В русскую печь. А какой предмет мне понадобится, чтобы чугунок поставить в печь, а руки не обжечь?
Дети: Ухват.
Хоз-ка: Чугунок в печи пристрою. А пока щи варятся, мы с вами позабавимся.
(из-за печки «Ап-чи-хи»)
Ой, кто это за печкой сидит? Да это же домовёнок Кузя. Выходи, выходи да с ребятами поиграй. Чего ты их боишься?
Кузя: Я не боюсь, я приглядываюсь. Очень уж захотелось мне с вами поиграть.
Хоз-ка: Ребята, а Кузе интересно, чем же мы с вами здесь занимались? Что варили? В чём варили? Чем брали чугунок? Куда ставили?
Дети: Щи варили, в чугунке, ухватом, в русскую печь.
Кузя: А когда же мы щи-то хлебать будем?
Хоз-ка: Ребята, а чем хлебают щи?
Дети: Ложкой
Хоз-ка: А какие были раньше ложки?
Дети: Деревянные
Хоз-ка: А сейчас какие ложки?
Дети: Металлические
Кузя: Ах, так ну тогда я пошёл к себе за ложкой.
Проводится игра «Разложи ложки» (На разносе лежат деревянные и металлические ложки. Дети встают в две команды, и раскладывают ложки, одна команда-деревянные, другая-металлические).
Хоз-ка: Какие вы молодцы!
Кузя: Ой, что-то я проголодался!
Хоз-ка: Дети, пока мы с вами играли, наши щи уже сварились. (Достаю чугунок).
Хоз-ка: Понравилось вам у Кузи в избе?
Дети: Да.
Хоз-ка: Что больше всего запомнилось?
Хоз-ка: Ребята, Кузя говорит, что ему было с нами весело и что вы много знаете о русском быте. И приглашает вас на чай с баранкам.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "
Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора....
«Влияние, оказываемое на формирование душевных качеств детей окружающих предметов, характерных для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства».
Выступление для педсовета....

Использование в работе с детьми пословиц и поговорок как неотъемлемой части русской истории и народного быта
Использование пословиц и поговорок в работе с детьми...

Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с использованием деревянных ложек (авторские игры)...

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»
Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»Цель:1. Формировать у детей «образ музея».2. Дать представления о предметах быта и их назначении.3. Дать понятия о характерные призна...

